Неведомская-Дюнор, Надежда Алексеевна

Найдено 1 определение
Неведомская-Дюнор, Надежда Алексеевна

(урожд. Семенова; по мужу Неведомская; сцен. псевд. Дюнор и Динар) [1832, Петербург — 26.1 (8.2).1905, Москва] — арт. оперы (сопрано), камерная певица. Род. в дворянской семье. С юных лет занималась музыкой и пением под рук. матери, позднее брала уроки ф-п. у Герке и вокала у итал. педагога Нигри. В нач. 1850-х гг. выступала в муз. кружке своего дяди, композитора А. Львова, принимала участие и в любительских спектаклях. В 1858 уехала в Париж, где брала уроки пения у П. Виардо, затем совершенствовалась в Лондоне (у М. Гарсиа-сына) и в Милане (у Ф. Ламперти). Вернувшись в Петербург, неоднократно участвовала в концертах РМО п/у А. Рубинштейна, в к-рых исп. арии из опер "Фиделио", "Обера", "Страделла". Позднее гастролировал а в Лейпциге (с пианистом И. Мошелесом) и Баден-Бадене, затем изучала оперные партии во Флоренции под рук. П. Романи и в 1862—68 с неизменным успехом пела в лучших оперных т-рах Турина, Генуи, Милана, Перуджи, Флоренции. За это время выступила в 14 операх, среди к-рых "Дон Жуан", "Норма", "Лукреция Борджа", "Эрнани", "Ломбардцы" (была партнершей итал. певцов В. Мореля и Э. Фреццолини).


С 1868 жила в Ницце, где выступала в концертах. В том же году гастролировала в Лондоне и Париже. В концертах исп. арии и романсы (на яз. оригинала). Репертуар включал произв. Ф. Шуберта, Р. Шумана, Л. Бетховена, романсы рус. композиторов. С 1873 жила в Москве, где принимала участие во многих концертах РМО п/у Н. Рубинштейна. П. Чайковский отмечал прекрасное исп. ею арии Бетховена "Ah! perfido!", а также романсов рус. композиторов: "Два превосходных романса — персидскую песню Рубинштейна и несказанно прелестную колыбельную песнь Глинки певица исполнила художественно и все с тем же утонченным чувством меры и изяществом, которые свидетельствуют о ее вполне зрелом таланте"*. Обладала сильным голосом обширного диапазона. Муз. критики разных стран отмечали у певицы изящество вкуса и артистич. дарование, владение "мастерством одушевленной игры, умением придавать и игре, и пению особую прелесть и грацию". Н.-Д. называли "Северной звездой", голос ее сравнивали с голосом Ж. Фодор, а игру — с драм. искусством Э. Рашель. Талантом певицы восхищались И. Тургенев, Ф. Глинка, А. Апухтин, посвятивший ей стихи:


Я слушал Вас... Мои мечты


Летели вдаль от светской скуки;


Над шумом праздной суеты


Неслись чарующие звуки.


Я слушал Вас... и мне едва


Не снились вновь как в час разлуки —


Давно замолкшия слова,


Давно исчезнувшие звуки.


Я слушал Вас... и ныла грудь,


И сердце рвалося от муки,


И слово горькое: "Забудь!"


Твердили гаснувшие звуки.


(1858. 30 декабря).


Вела пед. деят-сть в моск. Мариинском ин-те. Среди учеников — Е. Збруева.


Соч.: Очерки моих воспоминаний (рук., 1905) — в ЦГАЛИ, ф. 811, оп. 1, ед. хр. № 1.


Лит.: Памяти Н. А. Неведомской-Дюнор // Рус. ведомости. 1905. № 31. С. 3; Чайковский П. И.* Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 112, 116.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008