НЕЖНЫЙ РЕАЛИЗМ

Найдено 1 определение
«НЕЖНЫЙ РЕАЛИЗМ»
То же, что и «изысканная традиция» в литературе США последней трети 19 века. Реже встречается другое синонимичное выражение: «джентльменский реализм». «Нежный реализм» весьма заметное и продуктивное течение в литературе США. В самом определении «нежный», «мягкий» реализм содержится указание на ориентацию представителей этой тенденции на традицию «утонченности», «благопристойности», на идиллически-спокойное восприятие жизни США после победы Севера в гражданской войне. Эстетика «нежного реализма» противоположна установкам формирующегося в конце 19 века американского натурализма. Считается, что и принципы т. н. критического реализма в к. 19 — нач.20 в. прокладывают себе дорогу в литературе США в исключительно острой борьбе с «нежным реализмом». Центром «изысканной традиции» был Бостон с жившими там в это время Лонгфелло, Эмерсоном, Холмсом, Дж. Лоуэллом, названными «браминами» (См.: «Брамины»). Заметная роль в «нежном реализме» принадлежат Томасу Бейли Олдричу (1836 -1907) с его книгой «История плохого мальчика» (1869) /русский перевод: «Воспоминания американского школьника»/, где автор, как это принято считать, приукрашивает своего героя, любуется им. Традиция, идущая от «нежного реализма», сказалась во многих новеллах ОГенри. Поэтика рождественской новеллы со счастливым или нежно-печальным со светлой, прозрачной грустью финалом оказалась очень органичной для «нежного реализма» («Дары волхвов», «Последний лист», «Персики» и др. новеллы ОГенри). Но в культурном контексте резко обостренного, подчас очень нервного, процесса национального самоопределения в литературе США «рубежа эпох», предполагающего отстраненность от ценностей Старого Света и «прощание» с литературными формами Западной Европы, творчество ОГенри выглядело как «неамериканская» в своей основе, ненужная современности, вариация на тему Диккенса. Этим и объясняется существенное расхождение в оценках американских и европейских (в том числе российских) критиков по адресу произведений ОГенри. Высоко оцененный в Европе и России ОГенри оказался несовременным, несамостоятельным и слишком «европейским» писателем для американской литературы. Временный успех рассказов ОГенри (и то в основном, по мнению Хэолда У. Томпсона из-за используемого в них современного слэнга [60, 303]) в воскресной газете «Уорлд» для невзыскательной публики («газеты читали не женщины, а мужчины и мальчишки, которые хотели одного – заполнить свой досуг» [21, 43] принес впоследствии автору западноевропейскую славу и скромное упоминание в исследованиях американских историков литературы. Показательно, что в фундаментальном, объемном коллективном труде американских критиков 50-х – 60-х гг.20 в. «Литературная история США», охватывающего историю становления национального самосознания в американской философии, литературе, политике, религии с эпохи первых поселенцев до 50-х годов 20 века, творчеству ОГенри не посвящено ни одной статьи, сам писатель удостоился пятикратного беглого и краткого упоминания, хотя в итоговом обзоре Малькольма Каули «Американские книги за рубежом» назван «любимцем не только читателей, но и многих советских писателей, учившихся у него мастерству» [32,521].   Лит-ра: Малькольм Каули. Американские книги за рубежом.// Литературная история США: в 3 т. – М., 1979. – т. 3; Хэолд У. Томпсон (при участии Генри Сейдела Кэнби). Юмор. // Литературная история США: в 3 т. – М., - 2 т.; 1978; Ралф Гейбриел. Выиграть или потерять мир? // Литературная история США: в 3 т. – М., 1978 – т. 3; И. М. Левидова. ОГенри и его новелла. – М., 1973; О.И. Осипенкова. Поэзия доброты (Нравственный аспект новеллистики ОГенри) // Проблемы нравственности в зарубежной литературе. – Пермь, 1990.  

Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.