НИБУР
Нибур
Бартольд Георг (1776–1831), историк, по национальности датчанин, с 1806 — государств, деятель Пруссии либерального направления. В 1811-1832 вышел труд Н. «Римская история», основой для которого послужили курсы лекций по истории др. мира, читанные им в Берлине (с 1811) и в Бонне (с 1823). В центре внимания Н. рим. крестьянская община раннего периода. Выбору подобного угла зрения способствовали, в частности, основательные знания Н. в области сельского хозяйства, знакомство с планами аграрной реформы Штейна–Гарденберга, собств. филологич. изыскания в бытность его прусским посланником при папском дворе (1816–1823). В методологии Н. явился основателем критико-филологич. подхода к историч. исследованию, существ, часть которого состоит в разыскании и расшифровке неизвестных прежде античных текстов. В качестве члена Прусской Академии наук Н. выступил инициатором издания «Корпуса греческих надписей» («Corpus Inscriptionum Graecarum»).
Источник: Словарь античности. 1989
НИБУР
Niebuhr), Бартольд Георг (27.VIII.1776 - 2.I.1831) - нем. историк античности. Сын датского путешественника-ориенталиста Карстена Нибура. В 1810-13 преподавал в Берлинском ун-те, с 1825 - проф. в Боннском ун-те. Осн. труд Н. "Римская история" ("R?mische Geschichte", Bd 1-3, В., 1811-32, neue Ausg., Bd l-3, В., 1873-1874) остался незавершенным, изложение доведено до кон. 1-й Пунической войны (241 до н. э). Др. филологич. и ист. работы Н. впервые были собраны в изданиях: "Kleine historische und philologische Schriften", Bd 1-2, Bonn, 1828-43; "Historische und philologische Vortr?ge", Abt. 1-4, Bd 1-8, В., 1846-58. H. является основателем критич. метода в изучении истории. Отказавшись от простого отрицания достоверности рим. ист. традиции, Н. пытался проследить, как она возникла, и на основании тщательных исследований извлечь из нее ист. зерно. Он полагал, что у древних римлян существовал свой эпос, но он не был записан, а потому и не сохранился. Однако утраченные эпич. песни ист. содержания в измененном виде составили основу традиции о древнейшем Риме. Большую роль в построениях Н. играли этнографич. данные и метод аналогии (для объяснения нек-рых явлений в Др. Риме Н. изучал совр. ему пережитки родовых отношений у различных народов). Н. принадлежит теория о возникновении Рима из слияния разноплеменных общин и теория происхождения плебеев в результате завоевания рим. царями лат. поселений. Он первым признал существование родового строя у древних римлян, как и у др. народов, но при этом считал, что род является искусств. организацией (группой семей). Взгляды Н. оказали большое влияние на развитие европейской, в частности русской, историографии (П. Н. Кудрявцев, Н. А. Полевой, Т. Н. Грановский и др.). Нек-рые положения Н. отвергаются совр. историографией (напр., возникновение древнейшей рим: ист. традиции из эпоса). Но значение Н. как основоположника критич. конструктивного метода в изучении истории остается непоколебленным. Лит.: Кудрявцев П. Н., О достоверности истории. Соч., т. 1, М., 1887; Eyssenhardt F., В. G. Niebuhr, ein biographischer Versuch, Gotha, 1886; Kornemann E., Niebuhr und der Aufbau der altr?mischen Geschichte, "HZ", 1931, Bd 145, H. 2; Lewis G. C., Niebuhr e la critica delle fonti, в кн.: Momigliano A., Contribute alla storia degli studi classici, Roma, 1955. С. Л. Утченко. Москва.