НИЦШЕ
Ницше
Фридрих (1844–1900), нем. философ, поэт, филолог-классик, один из наиболее влиятельных в 20 в. художников слова. Ранние критико-филологич. работы Н. посвящены Диогену Лаэртскому. В сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» Н. в острой полемике с Виламовицем-Меллендорфом отверг неогуманистич. представление о греч. античности как о «благородной простоте и спокойном величии», здесь же Н. выделяет два начала в искусстве: «аполлоновское» (гармонич., разумное) и «дионисийское» (оргиастич., страстное). Усматривая в рабстве основу греч. культуры, Н. полагал, что реконструкция института рабства способствовала бы восстановлению здоровых обществ, отношений. Обладая острым афористич. мышлением, Н. подверг всесторонней разоблачающей критике порочные основы буржуазной морали и политики. Он оказал решающее воздействие на творчество таких писателей-гуманистов, как Б. Шоу и Т. Манн. Вместе с тем ницшеанская философия «переоценки всех ценностей» (с ее категориями «сверхчеловека», «элиты», «воли к власти») объективно ведет к оправданию позднебуржуазного имморализма и человеконенавистнич. идеологии фашизма.
Источник: Словарь античности. 1989
НИЦШЕ
Nietzsche), Фридрих Вильгельм (15.X.1844 - 25.VIII.1900) - нем. философ-идеалист. Род. в деревне Реккен близ Мерзебурга в семье протестантского пастора. В 1869-79 Н. - проф. классич. филологии Базельского ун-та. Творческая деятельность Н. продолжалась до его заболевания психич. расстройством в 1889. В книге "Несвоевременные наблюдения" ("Unzeitgem??e Betrachtungen", 1873-76) в разделе "О пользе и вреде истории для жизни" Н. изложил свои взгляды на историю. Н. отрицал объективные законы ист. развития, противопоставляя идее прогресса идею круговорота, "вечного возвращения". Для Н. характерно также отрицание истории как науки, отрицание самой необходимости накопления, систематизации и осмысления ист. фактов. Ист. память вредна человеку, писал он, ибо мешает сильной личности принимать интуитивные решения, действовать. "Волю" Шопенгауэра Н. переосмысливает как индивидуальную волю сильной личности. Деятельность "великих" (людей типа греч. тиранов и рим. императоров) - мост над "пустынным потоком бытия", она вне истории и над нею. С точки зрения свободы действий сильной личности Н. критиковал прус. монархию и гос-во Бисмарка. Непосредств. предшественником Н. в философии был Шопенгауэр. Для Н. характерно обращение к др.-греч. досократовской философии (Гераклит и др.), к ее проблематике и образу мыслей (представление о мире - как чистом становлении, о войне - как источнике жизни). В ряде произв. Н. излагает концепцию "воли" как основы мира ("воля" - центр. понятие философии Н.). Филос. и социально-политич. взгляды Н. изложены в книгах "Человеческое, слишком человеческое" ("Menschliches, Allzumenschliches", Chemnitz, 1878), "Так говорил Заратустра" ("Also sprach Zarathustra", Bd 1-4, Chemnitz, 1883-91), "По ту сторону добра и зла" ("Jenseits von Gut und B?se", 1886), "Генеалогия морали" ("Zur Genealogie der Moral", Lpz., 1887), "Воля к власти" ("Der Wille zur Macht", Lpz., 1888). В нек-рых поздних соч. Н. выдвинул идею о "сверхчеловеке". Н. с презрением относился к нар. массам и восхвалял "избранных", оправдывая их любые преступления против нравственности и насилие. Интересы "сверхчеловека" требуют, утверждал Н., подавления личности, принадлежащей к большинству. Отсюда неизбежно вытекал аморализм философии Н. "Сверхчеловеку" все дозволено: он стоит "по ту сторону добра и зла". Неравенство людей Н. считал основой человеческого бытия, т. к., по его мнению, люди в различной степени наделены "волею к власти". Для Н. нар. массы были "рабами", "стадом". Сильный человек - господин, для к-рого "стадо" служит средством к достижению цели. Гос-ву в философии Н. отводилась роль силы, превращающей нар. массы в рабов. "Война является для государства такой же необходимостью, как раб для общества", - писал H. в молодости. "Жизнь есть следствие войны, само общество - средство к войне", - заявлял он в конце жизни. Н. утверждал, что мир вступит в эпоху войн, равных к-рым не знала история. Нацисты провозгласили Н. своим идеологом, доведя до предела свойств. Н. реакц. тенденции. Н. оказал влияние на бурж. историографич. концепции 20 в. Его идея о "вечном возвращении" подготовила идею культурных циклов О. Шпенглера. После 2-й мировой войны появилось (особенно в ФРГ) много апологетич. работ о Н. Реакционным историкам импонирует в творчестве Н. культ силы и "сверхчеловека". Соч.: Gesammelte Werke (Musarion-Auagabe), Bd 1-23, M?nch., (1920-1929); в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-10, М., 1900-03. Лит.: Одуев С. Ф., Реакц. сущность ницшеанства, М., 1959; Шварц Т., От Шопенгауэра к Хейдеггеру, пер. с нем., М., 1964; Манн Т., Философия Ницше в свете нашего опыта, Соч., т. 10, М., 1961; Heidegger M., Nietzsche, Bd 1-2, Stuttg., (1961); L?with К., Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkehr des Gleichen, (Stuttg., 1956); N?esch E., Nietzsche et l´antiquit?, P., 1925. Б. M. Туполев. Москва.
НИЦШЕ
Фридрих (1844–1900) — немецкий философ и поэт. В начале своей творческой деятельности занимался классической филологией, от нее перешел к философии. Эволюция его взглядов происходила под заметным влиянием идей А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. Его первое сочинение «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) имело огромное значение для становления культурологии. Оно было посвящено анализу античной трагедии, в ходе которого Ницше приходит к своей знаменитой типологии культуры. Он выделяет два начала бытия и культуры — «дионисийское» (жизненное, буй-ное, связанное с первичным трагическим переживанием мира) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-интеллектуальное, связанное с замещением первичного переживания его прекрасными формами). По мнению Ницше, борьба этих двух начал предопределила все развитие европейской культуры. Идеал — достижение рав-новесия этих двух составляющих культуры. Постепенно складываются основные понятия фи-лософии Ницше — «жизнь» — как единственная под-линная реальность, и «воля к власти» — присущая всему живому тяга к самоутверждению. Культура же осознается Ницше как специфически человеческий способ адаптации к потоку жизни. В силу того, что че-ловек — слабое животное, он придумал культуру — стену, отгораживающую его от жизни. Основными элементами культуры для Ницше являются слова и символы, так как освоение мира связано с созданием логических конструкций и символизацией. Поэтому для Ницше культура — «тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом жизни». В это же время Ниц-ше приходит к специфической форме его философ-ских сочинений — эссе, фрагменты и афоризмы. Его философия начинает походить на поэтическое творчество, легенду, миф, он стремится преодолеть рациона-листичность прежних философских методов. Именно так написаны важнейшие его сочинения — «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1882), «Утренняя заря» (1881), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Так говорил Заратустра» (1883-1884).
Очень важной была критика Ницше современного ему европейского общества и культуры. По его мнению, существует несколько типов личности, по-разному про-являющих себя в отношении к жизни и к воле к власти. Большая часть людей — это «лабиринтные люди», нетворческое большинство, серая масса, нуждающиеся в сильной руке, которая заменяет им отсутствующую у них волю к власти. Но, нуждаясь в сильных руководителях, они при этом ненавидят их и готовы уничтожить при первой возможности. Они признают свою ущербность, но не желают, чтобы ктото отличался от них. Для этого они пытаются те нормы морали и религии, которые они сами для себя придумали, навязать своим руководителям — аристократам духа, «людям-львам», второму типу личностей в культуре. Поэтому мораль и религия, при-думанные лабиринтным человеком, не для сильных личностей, которые исходят из принципиального неравенства людей. Вершиной же развития человека станет сверхчеловек, который сможет непосредственно вклю-читься в поток жизни, примирить дионисийское и апол-лоновское начала в культуре. Но это — дело далекого будущего, а сейчас, по мнению Ницше, европейская культура находится в состоянии глубокого кризиса изза своей ориентации на «вечные ценности», выдуманные лабиринтным человеком. Отсюда — требование ниги-лизма, отрицания и пересмотра всех существующих ценностей. Особенно ненавистны Ницше ценности христианства («Антихристианин», 1888), демократические идеи, закрепляющие стадные инстинкты. Миро-ощущение Ницше близко настроениям «декаданса» кон-ца века, что особенно заметно в его лирических стихотворениях. Взгляды Ницше оказали огромное влияние на различные направления современной филосо-фии — философию жизни, прагматизм, экзистенциа-лизм. Многие писатели конца
XIX–начала XX в. также находились под воздействием его идей — Г. Манн, Т. Манн, Г. Гессе (Германия), К. Амсун (Норвегия), А. Стриндберг (Швеция), А. Жид (Франция), Э. Синклер, Д. Лондон (США), В. Иванов, А. Белый, А. Брюсов (Россия).
Очень важной была критика Ницше современного ему европейского общества и культуры. По его мнению, существует несколько типов личности, по-разному про-являющих себя в отношении к жизни и к воле к власти. Большая часть людей — это «лабиринтные люди», нетворческое большинство, серая масса, нуждающиеся в сильной руке, которая заменяет им отсутствующую у них волю к власти. Но, нуждаясь в сильных руководителях, они при этом ненавидят их и готовы уничтожить при первой возможности. Они признают свою ущербность, но не желают, чтобы ктото отличался от них. Для этого они пытаются те нормы морали и религии, которые они сами для себя придумали, навязать своим руководителям — аристократам духа, «людям-львам», второму типу личностей в культуре. Поэтому мораль и религия, при-думанные лабиринтным человеком, не для сильных личностей, которые исходят из принципиального неравенства людей. Вершиной же развития человека станет сверхчеловек, который сможет непосредственно вклю-читься в поток жизни, примирить дионисийское и апол-лоновское начала в культуре. Но это — дело далекого будущего, а сейчас, по мнению Ницше, европейская культура находится в состоянии глубокого кризиса изза своей ориентации на «вечные ценности», выдуманные лабиринтным человеком. Отсюда — требование ниги-лизма, отрицания и пересмотра всех существующих ценностей. Особенно ненавистны Ницше ценности христианства («Антихристианин», 1888), демократические идеи, закрепляющие стадные инстинкты. Миро-ощущение Ницше близко настроениям «декаданса» кон-ца века, что особенно заметно в его лирических стихотворениях. Взгляды Ницше оказали огромное влияние на различные направления современной филосо-фии — философию жизни, прагматизм, экзистенциа-лизм. Многие писатели конца
XIX–начала XX в. также находились под воздействием его идей — Г. Манн, Т. Манн, Г. Гессе (Германия), К. Амсун (Норвегия), А. Стриндберг (Швеция), А. Жид (Франция), Э. Синклер, Д. Лондон (США), В. Иванов, А. Белый, А. Брюсов (Россия).