— Епископ Новогородский, постриженник Киево-Печерского Монастыря, был Игуменом в Волынии, как полагает Татищев; а во 2-м томе своей Истории на стр. 241, под годом 1130, он назвал его Игуменом уже Печерского Монастыря. Но поелику в списке Киево-печерских Настоятелей его нет, то должно разве положить, что Монастырь сего же имени был в Волынии, так как есть сего же названия Монастырь во Пскове и Нижегороде. Во Епископа Новугороду посвящен он в Киеве 1130 года. В 1147 году, за несогласие на избрание и поставление Киевского Митрополита Климента без отношения к Константинопольскому Патриарху, лишен был Епархии Великим Князем Изяславом и оставлен в Киево-печерском Монастыре на пребывании, но по изгнании Изяслава паки отпущен в Новгород Великим Князем Юрием Владимировичем, а от Патриарха Константинопольского получил похвальную Грамоту. В 1156 году опять ездил он в Киев на встречу Митрополиту Константину, посвященному в Константинополе, но до прибытия его, там по 13-дневной болезни Апреля 13 (или, по Новогородской и Воскресенской Летописи, 21), скончался и погребен в Пещере Феодосиевской. В Воскресенской Летописи сказано о нем: бысть поборник всей Рустей Земли.
Он, по мнению Татищева, продолжал Нестерову Летопись, после Сильвестра, с 1116 до 1157 года. В Продолжении его находится много особенно Волынских происшествий, и он описывал обстоятельно Князей по возрасту, виду, лицу и проч., из чего можно замечать, что он знал живописное искусство. Некоторые, из повествования в сем Продолжении под годом 1147, где продолжатель говорит о себе, что он с Князем Игорем Ольговичем во Владимире Волынском на крылосе певал, заключают, что это был не Нифонт, ибо, де, тогда он был уже Епископом. Но сие сомнение можно разрешить тем, что тут говорится о прошедшем времени. В Герберстейновых Записках о России напечатан Латинский перевод Ответов сего Нифонта на многие по делам Церковным Вопросы, от некоего Кирилла или Кирика ему предложенные. А в Московской Патриаршей библиотеке при харатейном списке Кормчей Книги XIII века и во многих бумажных старописьменных Кормчих находится приписанный и полный подлинник сих Ответов, под заглавием Впрашание Кириково, еже впраша Епископа Новгородского Нифонта и инех. При тех же Ответах приписаны и другие таковые же Ответы на многие Вопросы Игумена Аркадия, Саввы и Илии. Первый и последний из сих были и преемниками Нифонту в Епископстве. В Каталоге рукописей библиотеки Графа Толстого в лист под № 204 значится Св. Нифонта Слово яко в последнем издыхании покаянием и слезами и милостынею угодити Богу, и другие, под № 214: К верным человеком о искушении Божьи; О Русальях; О богатом и скупом — может быть, сочинения сего же Святителя. Ибо у Фабриция в Греческой библиотеке нет Греческого сего имени Писателя о таких предметах. Ответы Нифонтовы и прочих, данные Кирику напечатаны уже 1821 года в Москве, в книге под названием Памятники Российской Словесности XII века. Но некоторые Ответы там опущены, при том с неисправных списков напечатаны. А есть оные исправнее в других Старописьменных Кормчих.
{Болховитинов}