Ниййа

Найдено 1 определение
Ниййа
намерение, которое принимается непосредственно перед совер-шением какого-либо действия, в том числе намаза, поста и т.д. Согласно ха-дису, переданному от Омара ибн Хаттаба, все поступки и действия прини-маются и оцениваются Аллахом по намерениям. Если кто-то совершил хид-жру во имя Аллаха и Его посланника, то совершил это во имя них. А кто со-вершил хиджру во имя суетных дел этого мира, тому именно так и зачтется Аллахом. Этот хадис приводится в сборниках Бухари (Бад аль-Вахй, 1; Иман, 41; Никах, 5), Муслима (Имара, 155) и Тирмизи (Фазаил аль-Джихад, 16). В Исламе намерения имеют такое большое значение, что даже если по ка-ким-то объективным причинам некоторые благие деяния совершить не уда-ется, то все равно Аллах зачитывает их по причине того, что верующий ис-кренне намеревался и стремился к этому. Особое значение имеет намерение совершить какой-то конкретный акт служения Аллаху, который предшествует действию. Например, в ханафит-ском мазхабе намерение сделать большое или малое омовение является не обязательным (фардом), а весьма желательным (сунной) деянием. Дело в том, что в кораническом аяте: «О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток» (5: 6), - среди фардов ничего не говорится о намерении. Нет ничего конкретного об этом и в хадисах. Но при замене омовения на обтира-ние песком (тайаммум), принятие намерения является фардом, так как непо-средственного акта омовения водой не происходит и это не попадает под действие коранического аята. Однако маликиты, шафииты, ханбалиты считают, что принятие намерения перед совершением большого и малого омовения является фардом. Это предписание выносится на основании метода аналогии (кыяса) с хадисом «Все дела по намерениям». В намазе принятие намерения является обязательным (фардом). Это необ-ходимо сделать для того, чтобы точно определить какой именно намаз соби-рается совершить верующий. Достаточно принять намерение в сердце, не высказывая его вслух. Относительно произнесения намерения вслух нет ни одного достоверного хадиса от пророка Мухаммада. В связи с этим, один из самых выдающихся авторитетов ханафитского мазхаба - Ахмад аль-Фаруки Сирхинди (Имам Раббани) по поводу этой проблемы сказал: «Некоторые улемы считают произнесение намерения вслух "бидой-хасана" Однако на самом деле эта бида не то, что является сунной, но и упраздняет сам фард намаза. Дело в том, что многие люди, привыкнув произносить намерение вслух, забывают закрепить его в своем сердце. То есть они не подготавлива-ют себя к действию от всего своего сердца, сводя его лишь к произнесению вслух. В этом случае один из фардов намаза - "Ниййа в сердце" оказывается невыполненным» (Имам Раббани. Аль-Мактубат. Письмо N 186). При постах также необходимо наличие намерения. При принятии намере-ния необходимо точно определиться в том, какой именно совершается пост (месяца Рамадана, каза, нафиля и т.д.). Также намерение является необходи-мым элементом хаджа, жертвоприношения, итикафа, закята, намаза-джаназы. В повседневной жизни, при различных сделках, заключении брака также необходимо принятие намерения, которое одухотворяет все эти действия. Этим самым верующий подчеркивает, что делает это во имя Аллаха и в со-ответствии с Божественными предписаниями.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007