(в миру Никон) — святой псковский, основатель Никандровой Благовещенской пустыни в Псковской губернии, родился в 1507 г. от благочестивых родителей Филиппа и Анастасии, в селе Виделебье Псковской области. Его старший брат Арсений тоже возлюбил иноческую жизнь и рано принял монашеское пострижение. Жития Никандра передают, что он с раннего возраста обнаруживал тяготение к подвигам благочестия. После же смерти отца семнадцатилетний Никон убедил мать раздать имение нищим и постричься в один женский монастырь, а сам отправился в Псков, посетил псковские и окрестные монастыри и поселился, наконец, в Пскове у одного благочестивого человека — Филиппа, который принял в нем участие и отдал для обучения грамоте некоему диакону. Но иноческие стремления Никона влекли его неудержимо в пустынное уединение, и он удалился в пустынное место, среди диких лесов и непроходимых болот, между Псковом и Порховым, которое указал ему некий Феодор. Последний первоначально разделял с Никоном его уединение. Они построили небольшую хижину и поселились в ней, подвизаясь в трудах и молитвах.
Так подвизался Никон 15 лет. Между тем, слух о его подвигах стал распространяться в окрестностях, и к нему стали стекаться окрестные жители. Покой пустыни был нарушен, и Никон на время удалился в Псков, где, в монастыре Иоанна Богослова, принял иноческий сан, получив имя Никандра. В монастыре преподобный продолжал те же подвиги, как и в пустыне. Вскоре Никандр снова ушел на место своего прежнего уединения. По житийным известиям, он прожил в нем 15 лет, пока земная слава опять не нарушила его покоя. Тогда второй раз пустынник искал убежища под монастырским кровом, в том же Крыпецком монастыре, где принял пострижение. Подобно Феодосию Печерскому, он среди монастырской братии старался быть самым меньшим: исполнял черную работу, всем услуживал, а в свободное время прял волну и не давал себе отдыха. Его возвели в звание келаря. Однако, преподобный скоро отказался от этой чести и опять удалился в пустыню. Сначала он вздумал поселиться на одиноком острове, в четырех верстах от обители. Когда же это показалось неудобным Крыпецким монахам, то Никандр вернулся в место первого отшельничества, где и подвизался вновь около 15 лет. Приближаясь к концу земного поприща, святой отшельник пожелал принять схиму и исполнил свое намерение в Демьянском монастыре. Схимником он прожил еще 8 лет и скончался 24 сентября 1582 г. Тело его было погребено в месте его уединения.
Сам преп. Никандр не основал монастыря. Но спустя 3 года после его смерти, в 1585 году некий инок Исаия поселился там же, где жил преподобный, и на месте его подвигов устроил монастырь, собрав в него братию. В 1665 году Никандрова обитель была разорена поляками, но скоро же вновь обстроилась. Мощи Никандра были закладены в стену монастырской соборной церкви. В 1687 году по патриаршему распоряжению они освидетельствованы и найдены нетленными. В то же время написано было житие святого, описаны чудеса его и сочинена ему служба. Патриарх Иоаким постановил праздновать память сего угодника в день его смерти, 24 сент.
Рукописные и старопечатные жития преп. Никандра Псковск. — в библиот. Синодальной, Чудовской и Ундольского; новейшее "Житие препод. отца нашего Никандра Псковского", изд. Моск. синод. типографии, Москва, 1901 г.; Иером. Иосиф, Описание Свято-Благовещенской Никандровой пустыни; Митр. Евгений. Описание Благовещенской Никандровой пустыни, Дерпт, 1821 г.; Словарь истор. о свят. рус., СПб., 1836 г.; Филарет, Русские святые; Ключевский, Жития святых (по указателю); É. Е. Голубинский, История канонизации святых в рус. церкви (по указателю); Жития св., изд. синод. тип., кн. I, M., 1903 t.; Жития св., составл. О. Дестунис, СПб., 1885 г. (см. указ. в 12 кн.); И. Бухарев, Жития вс. св., М., 1911 г.
Б.
Т—в.{Половцов}