(01.12.1923—09.05.1975) — историк рус. филос. и обществ. мысли; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Никитино Новоржевского р-на Псковской обл. Во время блокады Ленинграда служил в частях МПВО. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1951), там же асп. (1954). Работал на кафедре истории филос. ЛГУ — асс., доц. (с 1956), проф. (с 1970). С 1974 — зав. кафедрой филос. Ленингр. финансово-экон. ин-та. Канд. дисс. — "Мировоззрение П.И.Пестеля" (1954); докт. дисс, написанная совм. с А.А.Галак-тионовым,— "История русской философии" (1966). С 1956 Н. работал в творч. содружестве со своим коллегой и единомышленником А.А.Галактионовым. Им принадлежит заслуга создания монографии "История русской философии" (1961). На ее основе был написан более совершенный вариант — кн."Русская философия XI—XIX веков" (Л., 1970). Утверждая, что развитие рус. филос. подчинено общим закономерностям ист.-филос. процесса, авторы предлагают также решение проблем ее нац. особенностей. Они определены существованием рус. мысли в разл. социокультурных обстоятельствах одной феодально-крепостнической формации. В собственной форме повторив осн. моменты весьма содержательной европ. мысли, о своей самостоятельности рус. филос. заявила в 40-е гг. XIX в., а с 60-х гг. она оказывала все большее влияние на славянские страны и приобрела авторитет в передовых странах Зап. Европы. Науч. ценность, гуманизм, гражданственность, соц.-полит. актуальность рус. филос. обретены ею в поисках ответов на насущные вопросы рус. жизни. Обе кн. предварялись очерком историографии рус. филос. Др., написанным вместе с А.А.Галактионовым иссл., была кн. "Идеологи русского народничества" (Л., 1966), в к-рой восстанавливалось ист. место филос. и социол. революц. народников как непосредственных предшественников росс. социал-демократии. Первыми из сов. историков филос. Н. и Галактионов предложили позитивную интерпретацию славянофильства, выделив в качестве его специфики гл. обр. ист.-социол. решения вопросов об общине, особом пути России и гос-ве, получивших новое звучание у революц. демократов (Историко-социологи-ческие взгляды К.С.Аксакова // В. ЛГУ. 1965. № 17. Сер. экон., филос. и права. Вып.3; Славянофильство, его нац. истоки и место в истории русской мысли // ВФ. 1966. № 1). Любимой темой собственных иссл. Н. был декабризм. Н. принадлежит приоритет изучения теор. основ декабристской идеологии (Мировоззрение П.И.Пестеля. Л., 1955; статьи о декабристах в "Философской энциклопедии", науч.-популярная кн. "Революционная идеология декабристов". Л., 1976).
Соч.
: О месте А.Н.Радищева в русском освободительном движении. [В соавт.] // ВФ. 1956. № 3; Насущные задачи развития русской философии. [В соавт.] // В. ЛГУ. 1956. № 23. Сер. экон., филос. и права. Вып.4; О серьезных недостатках в освещении отечественной философии. [В соавт.] // ВФ. 1956. № 6; История русской философии (совм. с ААТалактионовым). 1961; Добролюбов. [В соавт.] // ФЭ. Т.2. М., 1962; Из истории раннего русского социализма (М.В.Буташевич-Петрашевский и Н.А.Спешнев). [В соавт.] // В. ЛГУ. 1966. № 5. Сер. экон. и права. Вып.1; Методологические проблемы истории русской философии. [В соавт.] // ФН. 1966. № 4; Философские и социологические учения революционного и либерального народничества. [В соавт.] // История философии в СССР. В 5 т. Т.3. М., 1968; Л.И.Мечников и его историко-социологическая концепция. [В соавт.] // ФН. 1968. № 6; Русская философия XI—XIX веков. [Совм. с А.А.Галактионовым]. Л.,1970.
А.А.Ермичев