Никифор Феотоки

Найдено 1 определение
Никифор Феотоки

(в миру Николай) — архиепископ славянский и астраханский. Он происходил из старинной греческой фамилии Феотоки, родоначальником которой был некий Георгий Феотоки, переселившийся, по взятии Константинополя турками, из Византии на остров Корфу. Отца его звали Стефаном, мать Анастасией. Родился Н. Феотоки 15 февраля 1731 года; первоначальное образование получил под руководством местного учителя иером. Иеремии Кавадии, содержавшего частную школу на Корфу; здесь он приобрел начальные познания. На пятнадцатом году жизни был посвящен в звание церковного чтеца и пробыл в этой должности около полугода; затем он отправился в Италию для продолжения образования и поступил в греческую гимназию в Патавии, устроенную греческой купеческой колонией для греческого юношества. Там он учился грамматике, риторике, пиитике, логике, философии, богословию, математике и физике, а также искусству красноречия. Отсюда Никифор поступил в Болонскую академию, где завершил образование математическое, богословское и философское. Наконец, в 1748 г. с обширным запасом научных познаний он вернулся на родину и решил посвятить себя служению церкви. Постриженный в монашество, Никифор был произведен сначала во иеродиакона, а потом в июле 1754 г. — в иеромонаха. В этом сане Никифор более, чем приходской службе, отдавал свои силы обучению бедного юношества. Мало-помалу ему удалось в средине 1758 г. устроить свою собственную школу, где преподавалась греческая и итальянская литература, грамматика, география, риторика, физика, математика, философия; такой школы до тех пор не было на Корфу. Деятельность Никифора приобрела ему огромную популярность, которая еще более увеличилась, когда он выступил в роли проповедника, заняв место настоятеля церкви Иоанна Предтечи. В 1765 г. Никифор переселился в Константинополь. Что побудило его к этому — влечение послужить греческому народу на более широком поприще или приглашение Константинопольского патриарха, — неизвестно. Патр. Самуил II назначил его проповедником Великой церкви. Однако, в Константинополе Никифор не утвердился и он скоро уехал сначала в Лейпциг, где издал свою "Физику", а потом, после некоторого пребывания вновь в Константинополе, в начале 1768 г. уехал в Яссы по приглашению молдавского господаря Григория Гики. Пробыв в Яссах около года, Никифор отправился опять в Лейпциг для издания своих трудов, где и оставался с 1769 г. до конца 1773 г., занимаясь учеными работами. Оставив Лейпцига, Никифор отправился путешествовать по городам Европы, а затем возвратился в Яссы и занял должность схолария местной школы. Около 1776 г. Никифор переселился в Россию по приглашению своего соотечественника, архиеп. славянского Евгения Булгариса. Прибыв в Полтаву, Никифор занялся усердно изучением русского языка и через год владел им довольно свободно. В лице Феотоки Евгений готовил себе преемника. Поэтому он постарался возможно лучше ознакомить его с епархией. Никифор назначен был членом консистории, потом инспектором школ славянской епархии; с течением времени он сделался правой рукой Евгения. Уходя на покой в 1779 г., Евгений рекомендовал на свое место Никифора. 6-го авг. 1779 г. Никифор и был посвящен в архиепископа славянского. По прибытии в свою епархию новый архиепископ прежде всего постарался устроить семинарию в Полтаве, преобразовав для этого бывшую там начальную школу. В 1786 г. семинария была уже в полном составе. Затем Ник. усиленно заботился об обращении в православие раскольников, которых было много в слав. епархии. В конце 1786 г. из Полтавы Никифор был перемещен на астраханскую кафедру. И в Астрахани Ник. прежде всего обратил внимание на школу, которую поднял до уровня семинарии, а потом на борьбу с раскольниками и на обращение в православие местных татар. Та и другая деятельность его была успешна. Прослужив шесть лет на астрах. кафедре, Никифор, по слабости сил, просил в 1792 г. увольнения на покой. Просьба его была удовлетворена и ему предоставлен был в управление московский Данилов монастырь, где он оставался до кончины, последовавшей 31 мая 1800 г.


Никифор Феотоки известен, главным образом, как писатель, причем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране. Биографы называют его замечательным математиком, глубокомысленным богословом, "славой Греции". Ему принадлежит упомянутая "Физика", изданная в Лейпциге на греч. языке в 1766—1767 гг. в двух томах и сделавшаяся учебным руководством во всех греческих гимназиях. В последние годы жизни в Даниловом монастыре он издал на греч. яз. "Начальные основания чистой математики" (в трех томах, Москва, 1798— 1800 гг.). В Даниловом же монастыре Никифор написал трактаты, упоминаемые его греческим биографом Завирой: "Пερί ήλεχτριχής δυνάμεως", "Пερί μετεώρоυ φυσιχής", "Мεταφυσιχή χατά τó σύστημα των νεωτέρων". Из богословских трудов Никифора известны сочинения по толкованию св. Писания: 1) "Кириодромион" или толкование воскресных евангелий с нравоучительными беседами; издано на греч. яз. в Москве в 1796 г., а в рус. переводе — там же в 1805 г. 2) Толкование воскресных апостолов, изд. на греч. яз. в 1800 г. в Москве, на русском славянской печатью в 1819 г. и гражданской — в 1820 г. 3) "Свод" или "Цепь отцов" (толкователей) на 8 первых книг св. писания и на книги царств, издан. на греч. яз. в Лейпциге в 1772—1773 гг., в 2-х томах; на рус. яз. нет. "Цепь" была найдена Никифором в библиотеке Гики и он издал ее, дополнив многими своими примечаниями. В Лейпциге в 1766 г. изданы на греч. яз. проповеди Никифора на четыредесятницу (второе издание их последовало в 1859 г. по приказанию иерусал. патр. Кирилла II). Напечатана речь его Императрице при посвящении во епископа (СПб., 1779 г.); четыре слова к монахине, в день пострижения, напис. на греч. яз., на рус. яз. изд. в 1809 г., в Москве. Несколько мелких трактатов Никифора помещены в изданной в 1890 г. в Афинах брошюре И. Сакеллиона: Тоυ μαχαρίоυ Νιχηφόρоυ τоυ Θεоτόχη πоνήματα ίερα άνέχδоτα. На юге России Никифору приходилось иметь дело с раскольниками и против них он написал несколько сочинений. По вступлении на славянскую кафедру он обратился к елизаветградским раскольникам с "Окружным посланием", в ответ на которое бахмутские раскольники прислали ему известную соловецкую челобитную. Никифор сочинил на нее подробные "Ответы" (написаны, по предположению Стурдзы, на греч. яз. и переведены на рус.) с резкими обличениями раскольников. Затем в Астрахани два старообрядческих монаха подали ему 15 вопросов, на которые он тоже ответил. На русском языке "Ответы" Никифора были напечатаны в 1801 г., а потом имели несколько изданий. Никифору же принадлежат несколько грамот к раскольникам, напеч. у Скальковского в Очерках Новороссийского края, в "Астрах. Губ. Вед." 1845 г., № 8. До приезда в Россию Никифор направлял свой полемический талант против католиков. К этому времени относится его сочинение: "О насилии католиков и о том, кто суть схизматики и униаты", изд. в Галле в 1775 г. на греч. яз. Свои филологические познания приложил Никифор в изданиях "Пустынножительных правил" Исаака Сирина на греч. яз. в Лейпциге 1771 г.; в переводе с латинского на греч. сочинения Самуила Раввина против иудеев, Лейпциг, 1769 г.; в переводе с француз. на греч. книги Клемана под назв.: "Доказательство важности книг Ветхого и Нового Завета против Вольтера", Вена, 1794 г.


Главными источниками для биографии Никифора Ф. могут служить труды греческих ученых (Брокини, Гуда, Завира, Кума, Стурдза и др.). Обстоятельная биография на рус. яз. составлена на основании греч. источн. М. М. Соловьевым: "Никифор Феотоки", в Труд. Киев. Дух. Академии, 1894 г., III. Словарь историч. о бывших в России писат. дух. чина, Евгения, т. II; Филарет, Обзор рус. дух. литер., т. II; Москвитянин, 1843 г., VI; Полтавск. Еп. Вед. 1863 г. (Ст. прот. Юзефовича: Иерархия Переяславско-Полтавской епархии); 1867 г. ("Сведения о Полтавско-Переясл. еп. и ее архипастырях" игумена Полиевкта, отдельно — Полтава, 1868 г.); А. Грановский. "Полтавская епархия в ее прошлом и настоящем, Полтава, 1901 г.; Астрах. Eп. Вед. 1878 г., № 50; Херсон. Еп. Вед. 1875 г., № 2; Преосв. Гавриил, Отрывок повествов. о Новорос. крае; Eп. Порфирий, Проповедники на островах Средиземного моря; Платон Любарский, Иерархия вятская и астраханская, в Чт. Общ. Ист.и Др. Рос. 1848 г., № 8; И. Саввинский, Историч. записка об астраханской епархии, Астрахань, 1903 г.



Б. Tв.


{Половцов}





Никифор Феотоки


(в миру Николай, 1731—1800) — ученый грек, родом из Корфу; Гервинус называет его "отцом положительных наук возрождающейся Греции", Стурдза — одним из двух "предтеч умственного и политического пробуждения Греции". Прославясь, как проповедник, в Константинополе, Н. в 1776 г., по приглашению своего соотечественника Евгения Булгариса, прибыл в Россию; сначала состоял при Евгении в Полтаве членом консистории, потом был инспектором народных училищ, епископом, настоятелем московского Данилова м-ря. Большая часть сочинений Н. написана на греческом языке и относится к физике и математике. Таковы: "Физика" (Лпц., 1766—67), "Курс чистой математики" (М., 1798—1800). Сочинения его по богословию: "Творения Исаака Сирина" (Лпц., 1770), "О насилии католиков, и кто суть униаты и схизматики" (Галле, 1775), "Толкование воскресных евангелий" (М., 1796, русский перевод 1809), "Цепь отцов — свод святоотеческих толкований на первые восемь книг Библии и на книги Царств" (Лпц., 1772—3), "Поучительные слова на четыредесятницу и речи" "Лпц., 1766) и др. Афинский ученый Саккелион, приступивший к изучению не изданных доселе сочинений Н., издал в 1890 г. в Афинах: "О молитве святых за живущих на земле" и объяснение слов: "Во всю землю изыде вещание их". На русском языке, в России, H. написал: "Четыре слова о монахине" (М., 1809), "Окружное послание к старообрядцам херсонской епархии", "Ответы на соловецкую челобитную раскольников", "Ответы на вопросы иргизских раскольников и рассуждение о св. мире" (1-е изд. 1800, 5-е М. 1834). Первая биография Н. на русском языке — в "Московитянине" 1845 г., новейшая, более подробная — в "Трудах Киевской духовной академии" 1864 г. Здесь исчислены все сочинения о нем на греческом и русском языках, к которым следует присоединить биографию его в соч.: "Иepapxия астраханской церкви", Платона Любарского.


Н. Б—в.


{Брокгауз}





Никифор Феотоки


(Николай) — архиепископ Астраханский и Ставропольский.


Родился 15 февраля 1731 года на острове Корфу. Происходил из старинной греческой фамилии Феотокиев.


Первоначальное образование получил под руководством местного учителя иеромонаха Иеремии Кавадии.


В 1745 году посвящен в звание церковного чтеца.


Через полгода уехал в Италию, где поступил в греческую гимназию в Потавии, а затем в Болонийскую духовную академию.


В 1748 году, вернувшись на родину, решил посвятить себя Церкви и 17 декабря того же года принял монашество, а на другой день посвящен во иеродиакона.


30 апреля 1753 года рукоположен во иеромонаха и был три года проповедником при Корфской Богородицкой церкви. С этих пор все свои силы отдавал обучению бедного юношества в Корфской гимназии.


В 1758 году устроил свою собственную школу, в которой преподавал ряд наук.


Был настоятелем церкви Иоанна Предтечи, где приобрел популярность проповедника.


В 1765 году переселился в Константинополь, где патриархом Самуилом I назначен проповедником Великой церкви.


В 1768 году уехал в Яссы.


С 1769 по 1773 год проживал в Лейпциге и занимался научными работами.


В 1776 году переселился в Россию по приглашению архиепископа Славянского и Херсонского Евгения (Булгариса, † 1806), который готовил его себе преемником.


6 августа 1779 года в Преображенском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан из иеромонахов в архиепископа Славянского и Херсонского.


28 ноября 1786 года назначен архиепископом Астраханским и Ставропольским.


16 апреля 1792 года уволен на покой согласно личной просьбе, с предоставлением ему в управление Московского Данилова монастыря, где он и пребывал до конца своей жизни.


Скончался 31 мая 1800 года.


Архиепископ Никифор известен главным образом как писатель, причем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране.


Кроме того, он был высокообразованным, талантливым проповедником и ученым. Биографы называют его замечательным математиком, глубокомысленным богословом, "славой Греции".


Много заботился о школах. Вел борьбу с раскольниками и стремился примирить старообрядцев с Православной Церковью.


Архиепископ Никифор своими пастырскими доблестями много утешил Церковь и, быть может, был одним из тех пастырей, которые отвратили ее от падения среди века строптивого и развращенного.


Труды:


Толкование воскресных Евангелий (на греческом языке): в 2 ч. — М., 1796, в русском переводе. — М., 1805.


Толкование воскресных чтений из апостола (на греческом языке). — М., 1800, в русском переводе. — М., 1819.


Свод 51 толковника на первые 8 книг Священного Писания Ветхого Завета и на книги Царств (на греческом языке): в 2 т. — Лейпциг, 1772— 1773.


Поучительные слова на Четыредесятницу и несколько речей (на греческом языке). — 1766. Речь императрице при посвящении во епископа. — СПб., 1799.


Четыре слова огласительные к монахине, в день облечения ее в ангельский образ. — М., 1809. Окружное послание к старообрядцам Словенской епархии. — 1780.


Ответы на Соловецкую челобитную, присланную бахмутскими раскольниками. Ответы на 15 вопросов киргизских раскольников и рассуждение о святом мире. — М., 1800. Грамоты к раскольникам // Астраханские епархиальные ведомости. — 1845, № 8. О насилии католиков и о том, кто суть раскольники (схизматики) и униаты (на греческом языке). — Галле, 1775.


Физика (на греческом языке): в 2 ч. — Лейпциг, 1766,1767.


Курс чистой математики: в 3 ч. — М., 1798,1799, 1800.


Сочинения Исаака Сирина (на греческом языке). — Лейпциг, 1770.


Литература:


Саввинский И. Исторические записки об Астраханской епархии. — Астрахань, 1903. Соловьев М. М. Никифор Феотоки // Труды Киевской духовной академии. — 1894, кн. 3. Порфирий (Успенский), епископ. Проповедники на островах Средиземного моря. — Киев, [1880].


Грановский А. Полтавская епархия в ее прошлом и настоящем. — Полтава, 1901. Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. — СПб., 1827. — Т. 2.


Платон (Любарский), архимандрит. Иерархия Вятская и Астраханская // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. — М., 1848, №8.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 311, 487.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1394, 1400.


Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 144. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 409, 676. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 231—232. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 144. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 741.


Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. — 1896, с. 4. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884. — Кн. 2, с. 379. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. — М., 1843, с. 48. Астраханские епархиальные ведомости. — 1878, №50.


Херсонские епархиальные ведомости. — 1875, №52.


Полтавские епархиальные ведомости. — 1863, 1867,1868.


Москвитянин. — М., 1843, VI. Православный собеседник. — Казань, 1897, ноябрь, с. 600—601.


Известия по Казанской епархии. — 1884, № 8, с. 280.


— 1903, № 13, с. 40. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1876, февраль, с. 267. — 1880, январь, с. 125. Исторический вестник. — СПб., 1884, декабрь, с. 560. — 1893, июнь, с. 782. — 1894, июль, с. 137,139. — 1895, июнь, с. 891. Православное обозрение. — М., 1885, сентябрь-декабрь, с. 296.


Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912. — Т. 11, с. 286; т. 12, с. 136. Письма Киевского митрополита Евгения Болховитинова к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. — М., 1889. — Кн. 2, с. 41.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 52, 65.


Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 1, с. 356; т. 2, с. 106.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 259, 851. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 21 (кн. 41), с. 85—86.


Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 11, с. 337—339.





Никифор Феотоки


(до пострижения граф Николай) — род. в Корфу 1731 г., грек, архиепископ славянский (6 авг. 1779 г.) и (1786—93 г.) — астраханский, удалился на покой в Москву, получив в управление Данилов мон., и там † 1800 г. 31 мая; писатель.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008