НИКИФОР ГРИГОРА
НИКИФОР ГРИГОРА
Nixnporas Grngoras) (около 1295 - около 1360) - визант. ученый, гуманист, историк, богослов. Принадлежал к придворным кругам. Составил проект реформы календаря. Полемизировал с философом-гуманистом Варлаамом Калабрийским. С 1346 боролся против реакц. мистики Паламы. В 1351 был отлучен от церкви и заключен в монастырь. Гл. труд Н. Г. - "Римская история" - охватывает события 1204-1359. Освещает гл. обр. церк.-богословскую борьбу в Византии, содержит ценные сведения социально-экономич. и политич. характера, резко враждебно описывает выступления зилотов в Фессалониках. Соч.: Byzantina Historia graece et latine, v. 1-3, Bonnae, 1829-1855; в рус. пер. - Рим. история, т. 1, СПБ, 1862; Correspondance..., texte ed. et trad. par R. Guilland, P.,1927. Лит.: Guilland R., Essai sur Nicephore Gregoras, P., 1926. M. Я. Сюзюмов. Свердловск.
НИКИФОР ГРИГОРА
ок. 1295 – ок. 1360) – уроженец Гераклеи Понтийской, богословрационалист, разносторонний ученый, занимавшийся гуманитарными (история, риторика, философия, грамматика) и естественными (математика, астрономия, физика) науками. Его первым учителем был дядя – митрополит Иоанн Гераклейский. В Константинополе (с 1315 г.) Никифор Григора изучал логику и риторику в школе Иоанна Глики, философию и астрономию – под руководством Феодора Метохита. После своего доклада по астрономии, прочитанного в кружке интеллектуалов, близких к императору (1324 г.), Григора стал советником Андроника II, выполнял его поручения в составе дипломатической миссии к сербскому королю Стефану Урошу III Дечанскому в 1325 – 5326 гг. Он также добился больших успехов в преподавательской деятельности, открыв собственную школу в одной из пристроек монастыря Хора. Никифор обучал своих учеников (Исаака Аргира, автора многочисленных схолий к астрономическим сочинениям, и др.) математическим дисциплинам, аристотелевской философии, физике, риторике. После опалы Феодора Метохита в 1328 г. школа была закрыта, но через два года в ней возобновились занятия. С 1330 г. и до конца своей жизни Никифор Григора принимал активное участие в догматических спорах с главой исихастов Григорием Паламой. После прихода к власти Иоанна Кантакузина и церковного собора 1351 г., предавшего Григору анафеме, он был заточен в монастырь Хора и освобожден императором Иоанном V Палеологом лишь в 1355 г. Духовную атмосферу своего времени в период ожесточенных дебатов с исихастами Никифор Григора воспроизвел в диалогах «Флорентиец, или О мудрости» и «Филоматис». В первом диалоге нашел отражение публичный диспут между Варлаамом Калабрийским и Никифором Григорой (в диалоге – Ксенофан и Никагор) по различным вопросам астрономии, грамматики и риторики. Полемический характер имело также сочинение Никифора «Антилогия», в котором он выступил против одного из учеников Варлаама, обвинившего византийских ученых в «нездоровой болтовне». В комментариях к труду Синесия Киренского «О сновидениях» наряду с богословскими проблемами (о влиянии божественного Провидения на судьбы людей) Никифор Григора дал трактовку терминам «антифон», «симфония» и вслед за Птолемеем рассмотрел математические выражения основных интервалов. Музыкальные пропорции и их соответствия различным отрезкам круга зодиака проанализированы им в 14 и 15 главах к IIIей книге Птолемея «Гармония». В трактате «О том, как судить о речах и как они воздействуют» Григора рассмотрел вопросы стиля. Образцами для него были афинский оратор Исократ (436 – 638 до н.э.) и представитель второй софистики Элий Аристид (117/129 – 187 н.э.). В области естественных наук Никифору Григоре принадлежат два сочинения об астролябии – угломере для измерения положения небесных тел, – в которых он описал способ конструирования этого прибора, дал его расчеты и рассмотрел особенности практического применения. Ряд исследователей приписывает ученому составление четырех карт частей света (Европа, Ливия, две карты Азии), имевших сетку параллелей и разделенных на географические зоны. Они дополняли региональные карты, приложенные к «Географии» Птолемея. Основываясь на точных астрономических расчетах, Никифор устранил путаницу в определении даты пасхи и предложил провести реформу календаря, предвосхитившую григорианскую реформу 1582 г. В поэтических произведениях – энкомиях – Никифор Григора создал идеализированные образы государя Кипра Гуго IV и византийского императора Андроника II. Эти правители, по его мнению, были способны излечить пораженные недугом общество и государство. В надгробном слове Феодору Метохиту поэт сравнил своего учителя с «божественным храмом», воплощавшим «искусство искусств» и «науку наук». Центральное место в литературном творчестве Никифора Григоры занимает «Ромейская история» в 37 книгах, освещавшая события от взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. до 1359 г. Рассматривая историю как «летопись действий и жестов человеческого ума», как хранительницу прошлого, позволяющую предвидеть будущее, автор видел свою главную задачу в том, чтобы «показать все, что служит во славу человеку». Первые семь книг представляют собой различные дополнения к событиям, описанным в хрониках Георгия Акрополита и Георгия Пахимера. В VIII и во всех последующих книгах повествуется о царствовании Андроника II, Андроника III, Иоанна Кантакузина, о борьбе с турками и об исихастских спорах. В рассказ о событиях Никифор Григора включает собственные воспоминания и наблюдения, беседы с Феодором Метохитом, различные по содержанию отступления (об афоризмах, о восстановлении монастыря Хора Феодором Метохитом), исторические и географические описания, рассуждения на богословские и философские темы, обширные речи – «зерцало деяний» его исторических персонажей. Известную ценность с точки зрения изучения культуры палеологовской Византии представляют письма Никифора Григоры Феодору Метохиту, Константину Лукиту, Иосифу Ракендиту, митрополиту Апре и др., в которых он говорил о своем увлечении эллинистической философией и литературой, выражал собственные сомнения и разочарования.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012