киевлянин. У него был двор в Киеве, примерно в конце XI века. ПВЛ сообщает, что в 945 г. Киев располагался там, где в конце XI в. был двор Гордяты и Никифора.
ПВЛ: 40, 237; НПЛ: 110, 177,489.
Никифор
Никифор
Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002
Никифор
архимандрит Воскресенского м-ря XVII в.
{Венгеров}
Никифор
митрополит киевский, † 1121.
{Венгеров}
Никифор
дух. писатель, архиеп. константиноп. (Троицкая Сергиев. лавра, 1904).
{Венгеров}
НИКИФОР
ум. 1121) - киевский митрополит в 1103-1121, грек по национальности. В 1113 участвовал в решении вопроса о приглашении кн. Владимира Мономаха для подавления восстания в Киеве. Автор 2 антикатолич. посланий, обращенных к кн. Владимиру Мономаху и волынскому кн. Ярославу Святополковичу, а также послания к кн. Владимиру Мономаху с предостережением его от поспешных опал, происходивших из-за доверия к клеветникам. Последнее послание является ценным источником для характеристики внутр. политики Владимира Мономаха и его личности. Лит.: Голубинский Е., История рус. церкви, 2 изд., т. 1, ч. 1, М., 1901. В. Д. Назаров. Москва.
Никифор
киевский митрополит. В 1096 г. умирает митрополит Ефрем. На его место великий князь Святополк Изяславич избирает полоцкого епископа Никифора. В 1097 году после ослепления Василька Никифор (в ПВЛ Никола) и вдова Всеволода Анна уговаривают Владимира Мономаха простить Святополка. Под 1105 годом имеется известие о прибытии из Византии Никифора (ходил за утверждением на митрополичий стол?) и о его назначении Амфилофея епископом во Владимир, Лазаря - в Переяславль, Мину - в Полоцк. В1113 году 20 апреля митрополит Никифор торжественно встречает в Киеве Владимира Мономаха и благословляет его на великокняжеский престол, в этом же году он производит новые назначения: ставит Даниилу епископом в Юрьев, а Никиту в Белгород. В1115 г. Никифор руководил торжествами по поводу перенесения мощей Бориса и Глеба в новую каменную церковь в Вышгороде. В1121 г. Никифор умер.
ПВЛ: 185, 196, 199,387; Татищев: 109,114, 124, 129,130, 132, 134,286; НПЛ: 19, 163,203,473.
ПВЛ: 185, 196, 199,387; Татищев: 109,114, 124, 129,130, 132, 134,286; НПЛ: 19, 163,203,473.
Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002
НИКИФОР
? – 847) – уроженец Константинополя, богослов, историк, патриарх (806 – 615), друг и единомышленник Феодора Студита. Он был сыном императорского нотария, которого в царствование Константина V (741 – 175) выслали за иконопочитание в Каппадокию, затем – в Никею. Из «Жития Никифора», написанного диаконом церкви св. Софии Игнатием, известно, что он «достиг вершин познания» в школе патриарха Тарасия, где изучал философию, риторику, софистику, грамматику, математику, музыку. После окончания школы Никифор служил писцом в императорской канцелярии. Став патриархом, он принимал активное участие в политической жизни Византии: убедил Михаила I (811 – 113) отречься от престола, венчал на царство Льва V (813 – 320). В 815 г. Никифор выступил против подготовки иконоборческого собора и был отправлен императором в ссылку в основанный патриархом монастырь Агафа, а затем в монастырь св. Федора на азиатском берегу Босфора, где он и скончался. В 847 г. его прах был перевезен в Константинополь и погребен в церкви св. Апостолов. Патриарх Никифор внес вклад в разработку живописного образа, его функций, его подобия архетипу (первообразу) «по виду» и его отличия «по сущности и по материалу». В полемике с иконоборцами он доказывал, что словесное и живописное изображение «ничем не отличаются друг от друга». Преимущество живописи Никифор видел в том, что она понятна неграмотным, так как зрительные образы убедительнее словесных и надолго запоминаются. Он выделял два вида живописных изображений в византийских храмах: сакральные (лица и события «священной истории», служившие объектом поклонения) и декоративные (зооморфные и растительные изображения). Степень сходства живописного изображения с архетипом зависела, по мнению патриарха, от таланта и мастерства художника и от технической оснащенности. Словесное описание, которое он рассматривал как способ существования вещи, явления или предмета, обладает более широкими возможностями по сравнению с живописным изображением. С точки зрения Никифора, всякое изображение можно описать, но не всякое описание изобразить. Помимо полемических трактатов и писем Никифор был автором исторических сочинений : «Летописца вкратце» и «Бревиария» («Краткой истории»). «Летописец вкратце» – это сводная хронологическая таблица, которая начинается от Адама и заканчивается 829 г. В ней указаны годы правления ветхозаветных царей, римских и византийских императоров, патриархов и пап. В начале IX в. «Летописец вкратце» был переведен на латынь, славянский и древнерусский языки. В «Бревиарии», охватывающем события от смерти императора Маврикия (602 г.) до 769 г., содержатся ценные сведения о персидских войнах Ираклия, которому посвящена почти треть хроники; о выводе славянских челноводнодревок за пределы империи при Анастасии II (713 – 315); о правлении Льва III и Константина V; об иконоборческих постановлениях Собора 754 г. и всеобщей присяге о непоклонении иконам. Отношение автора к «нечестивым» императорамиконоборцам неоднозначно: он рассматривал их как «избранников бога», посланных в наказание за грехи ромеев, но тем не менее достаточно объективно освещал их деятельность. Что касается внешней и внутренней политики Ираклия (610 – 041), Константина IV Погоната (668 – 885), Леонтия (695 – 598), Юстиниана II (685 – 595, 705 – 511) и других императоров, Никифор часто использовал прием умолчания об их неблаговидных поступках, внешнеполитических и военных неудачах. Специфика содержания «Бревиария» как повествования об императорах «новейшего времени» определила его структуру: в хронике нет деления на главы, не обозначены года. Давая характеристику «Бревиарию» в «Мириобиблионе», патриарх Фотий отметил простоту и ясность слога, отсутствие «новшеств», «чрезмерную краткость», свойственные этой хронике. Многие современные Никифору события получили иное истолкование в его трактате «III Антиреттика». В этом сочинении он рассматривал правление Льва III и Константина V как царствование Маммоны (бог богатства у древних сирийцев, в Новом Завете – обозначение демонической власти собственности) и обличал изощренную жестокость Константина V, пропитавшего «кровию невинных» мать землю, которая «не приняла его смерти» (он умер на море). Патриарх обвинял императора в бессмысленности предпринятых им военных действий против «западных скифов» (гуннов и болгар). В трактате Никифор выступал против еретиков, искавших секту, в которой «не было бы икон и памятников домостроительства Христова». Его негодование вызывали и те, кто пытался дать научное объяснение различным атмосферным явлениям (кометам, падающим звездам и т.д.), являвшимся для патриарха божьим наказанием за действия иконоборцев. Произведения Никифора ценились византийскими историками за их достоверность.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012