НИКИТА ХОНИАТ
НИКИТА ХОНИАТ
Xoniatns), иногда неправильно называемый Акоминатом (сер. 12 в. - 1213), - визант. историк. Младший брат Михаила Хониата. Получил образование в Константинополе; занимал высокие адм. посты. После 1204 бежал в Никею, где играл видную роль при дворе Феодора Ласкариса. Осн. соч. "Хроника" ("Xronikn dingtsis") - важнейший источник по истории Византии (охватывает 1118-1206) и соседних народов в 12 в., содержит нек-рые данные по рус. истории. Правление Иоанна II (1118-43) описано на основании письменных источников (возможно, "Истории" Иоанна Киннама), события с сер. 12 в. - по рассказам и собственным наблюдениям. Н. X., выразитель интересов высшей феод. знати, враждебно относился к попыткам Мануила I опереться на мелких феодалов; ненавидел столичную чиновную аристократию. Визант. бюрократич. гос. механизму противопоставлял зап. порядки (особенно феод. верность сюзерену); являлся ревностным сторонником господствовавшей церкви. Помимо "Хроники", оставил ряд речей, а также т. н. "Сокровищницу православия" (мат-лы по истории религ.-богословской борьбы в Византии). Начата подготовка полного собр. соч. Й. X. голландским ученым И. ван Дитеном и австр. историком Ф. Граблером. Соч.: Nicetae Choniatae Historia, Bonnae, 1835; рус. пер.: История, т. 1, СПБ, 1860. Лит.: Успенский Ф., Визант. писатель Никита Акоминат из Хон, СПБ, 1874; Каждан А. П., Еще раз о Киннаме и Н. X., "Byzantinoslavica", Prague, 1963, (t.) 24, (No) 1; Grabler F., Nlketas Choniates als Redner, "Jahrbuch der ?sterreichischen Byzantinischen Gesellschaft", (1963), (Bd) 11-12. А. Л. Каждан. Москва.
НИКИТА ХОНИАТ
Акоминат, ок. 1155 – 1217) – уроженец малоазийского города Хоны, один из виднейших византийских историков, назначенный великим логофетом в царствование Исаака II Ангела (1185 – 5190). Вместе со своим старшим братом Михаилом он получил образование в Константинополе. В 1204 г. Никита Хониат стал свидетелем разгрома столицы крестоносцами и, потеряв все свое имущество, бежал в Селимврию, затем переехал в Никею, где были написаны последние главы его исторического сочинения, похвальные речи в честь императора Феодора I Ласкариса (после его возвращения из военного похода в 1206 г. и по случаю победы над султаном КейХюсравом I в 1211 г.), монодия на смерть братьев своей жены и, как указывал сам Хониат, силенции и проповеди на Великий пост, составленные по распоряжению Феодора I, а также сборник «Сокровище православия», содержавший документы по истории церкви. Главный труд Никиты Хониата «История» охватывает период с 1180 по 1206 г. (поход Генриха против болгар). В качестве источников он использовал как собственные наблюдения, так и сообщения современников, сочинения Иоанна Киннама, мемуары Евстафия Солунского, которого знал лично. В приложении дается краткий перечень уничтоженных крестоносцами памятников (статуя Геры, стоявшая на форуме, статуя Париса и др.). В центре внимания историка – правление императоров из династии Комнинов (Иоанна II, Мануила I, Алексея II, Андроника I) и Ангелов (Исаака II, Алексея III, Алексея IV, Алексея V Мурчуфла). Никита Хониат создает яркие, многоплановые, нередко противоречивые образы императоров, лишенных божественного ореола. Ирония сквозит в описании Мануила I Комнина, слепо верившего предсказаниям астрологов; Андроника I, сумевшего обмануть стражниковвлахов и оставить вместо себя чучело в шапке и плаще; Алексея V Мурчуфла, потерявшего в бою с крестоносцами императорское знамя, корону и «образ» Пресвятой Девы. В хронике сообщаются подробные данные об отношениях между Византией и Болгарией в 1195 и в 1196 гг., когда были убиты Асениды (братья Асень и Петр); о походе императора Алексея IV, покинувшего столицу изза недовольства придворной аристократии его союзом с латинянами, во Фракию в августесентябре 1203 г.; о константинопольском пожаре 19 августа 1203 г., начавшемся поджогом еврейской синагоги бандой фламандцев, венецианцев и пизанцев; о мерах, предпринятых Мурчуфлем для укрепления Константинополя со стороны моря; об осаде Адрианополя латинским императором Анри Фландрским в июне 1205 г.; о скифах (кумранах), разрушивших Навплию, Гераклею, Аркадиополь и все поселения вплоть до византийской столицы. Центральное место в «Истории» отведено осаде и разрушению Константинополя 12 апреля 1204 г. во время Четвертого крестового похода. С болью и гневом обличает автор бесчинства латинян, кровавое избиение константинопольцев, бесстыдное разграбление крестоносцами не только имущества горожан, но и «церковной утвари непревзойденного искусства и изящества»: «Не заботясь ни о Боге, ни о правосудии», «даже из божественных изображений Христа и святых они делали сиденья и скамейки для ног». Захват Константинополя историк сравнивает с захватом Иерусалима в 1187 г. султаном Сирии и Египта СалахомадДином, утверждая, что в своей бесчеловечности и алчности крестоносцы превзошли сельджуков. Причину трагических событий Никита Хониат видит в вероломстве ромеев, в нарушении нравственных принципов как верховной властью, так и продажной, развращенной городской толпой. «История» написана ярким красочным языком, изобилующим метафорами, антитезами, сравнениями с библейскими и античными персонажами.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012