Никита Кожемяка - герой народной сказки, записанной в нескольких вариантах в разных губерниях Великой, Малой и Белой России на сюжет змееборства; специальная черта сказки та, что Кожемяка (иначе - Кирилл, Илья Швец) до убиения змея и освобождения царевны, в доказательство богатырской силы разрывает несколько сложенных вместе бычьих кож. В наиболее полных вариантах (белорусского и малорусского) дочь киевского князя, унесенная змеем, узнает, что он боится одного Никиты Кожемяки; просит отца отыскать богатыря, которого посланные князя застают за работой; он от неожиданности разрывает 12 кож. Сначала отказывается, но, тронутый просьбами и плачем детей, присланных князем, обматывается пенькой, обмазывается смолой и после боя со змеем освобождает княжну. В память победы урочище близ Киева с тех пор зовется Кожемяками. В великорусском пересказе иное окончание. Змей, опрокинутый Никитой Кожемякой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита сковал соху в 300 пудов, запряг в нее змея и провел борозду от Киева до моря; затем, деля море, он убил змея и утопил его труп. ""Змеевые"" валы до сих пор указываются в некоторых местах Украины [Варианты сказки о Никите см. в ""Народных русских сказках"" Афанасьева (кн. I, стр. 405, и кн. IV, стр. 143 - 146); также Шейн ""Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края"" (т. II, № 82); ""Труды этнографическо-статистической экспедиции в западнорусский край. Юго-западный отдел. Материалы и исследования"", собранные П. Чубинским (III, № 45); Романов ""Белорусский сборник"" (IV, № 32); Драгоманов ""Малорусские народные предания и рассказы"" (стр. 248 - 249); Кулиш ""Записки о Южной Руси"" (т. II, стр. 27 - 30); Nowosielski ""Lud ukrainski"" (т. I, 278 - 284)]. Древность сказки на русской почве засвидетельствована начальной летописью - рассказом о юном богатыре, поборовшем при Владимире Святом печенежского богатыря, в память чего князем был построен город Переяславль (""зане Переяслав отроко-т""). Никоновский летописный свод называет юношу Яном Усмошвецом. Чудесную силу его обнаруживает отец, рассказавший, как юноша, раздраженный его бранью, перервал кожи. Владимир испытывает силу богатыря, выпустив на него разъяренного быка; юноша рукой вырывает у быка кусок мяса с кожей и успешно борется затем с печенежским богатырем (см. Лавров, летописи). Возможно, что здесь - ранняя книжная передача былины, так называемого Киевского цикла. С забвением исторического события изменилось и имя героя, и его противник Печенег заменен сказочным змеем - похитителем девиц. Подобные переработки исторического предания в сказку имеются в бессарабском сказании о Стефане Воде, победившем дракона; в основе лежит предание о битве князя Стефана с турками в 1474 г. Подвиг осетинского героя (Кантемура) впоследствии также отлился в форму борьбы со змеем (см. Вс. Миллер ""Экскурсы в область русского народного эпоса""). Раньше, при господстве мифологической эксегезы народных сказаний, сказки о Кожемяке объяснялись как борьба бога громовника с тучей (печенежским великаном), ибо облака издревле уподоблялись быкам, коровам и снятым с них кожам. - См. Афанасьев ""Поэтические воззрения славян на природу"" (т. II, стр. 590); Ф. Буслаев ""Исторические очерки народной словесности и искусства"" (т. II, стр. 107); П. Владимиров ""Введение в историю русской словесности"" (1896, стр. 143); ""Этнографическое Обозрение"" (V, стр. 254); ""Журнал Министерства Народного Просвещения"" (1864, № 3); Худяков ""Народные исторические сказки""; Костомаров ""Исторические монографии"" (XIII, 205); Халанский ""Южнославянские сказания о кралевиче Марке"" (стр. 276).