— костромич, жалованный царский иконописец. В 1660 г. был вызван для работ на Москву; в 1661 г. игумен Данилова монастыря в Переславле Залесском Савва подрядил его вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя Св. Троицы. В продолжение 1661—1662 гг. они писали "во главе и закоморех", но не успели окончить стенную роспись, так как были вызваны на Москву. Здесь летом 1664 года Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у Государя в сенях. Высланный из Костромы на Москву в 1666 г., он работал по возобновлению стенной росписи Архангельского Собора, за что в следующем году был пожалован как кормовой иконописец первой статьи. С января по май 1668 г. по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Макария, патриарха антиохийского: "Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями" и "преч. Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты". Успешно закончив эту работу, Гурий Никитин был отправлен, по челобитью игум. Саввы, в Данилов переяславский монастырь для окончания стенной росписи монастырской церкви, но в июле того же года уже был вытребован в Москву для поправки стенного письма в церкви Григория Неокессарийского. В 1670 и 1671 гг. он вместе с другими ярославскими и Костромскими иконописцами писал заново стенное письмо в строившемся тогда Успенском соборе в Ростове; в 1671 же году Никитин вместе с иконописцем Силой Саввиным, "как самые добрые мастера", там же написали для Государя две иконы: "похвалы преч. Богородицы полное, да собор пресв. Богородицы полное". В 1678 г., работая на Москве при Посольском дворе, Гурий бил Государю челом о своем переводе из кормовых иконописцев в жалованные; благодаря хорошему отзыву Сим. Ушакова о его работах, просьба эта была удовлетворена. В 1680 г. под его руководством была исполнена стенопись в церкви Ильи пророка в Ярославле, а в 1685 г. — в Костромском Ипатьевском монастыре. В двух последних работах, которые по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов считаются одним из самых замечательных произведений втор. пол. XVII в., Гурию принадлежала самая важная роль: он "знаменил", т. е. вычерчивал контуры всех рисунков, по которым уже доканчивали письмо другие иконописцы.
Кроме Гурия в истории русского иконописания известны еще следующие иконописцы, носившие фамилии Никитиных: Василий (1659—1664), Михаил — кормовой иконописец (в 1666 г. работал в Архангельском соборе), Мокей — кормовой московский иконописец (1666—1668), Федор — кормовой иконописец меньшой статьи (1659—1670) и др. Все они работали в Москве под руководством Сим. Ушакова.
И. Забелин. "Материалы для истории русского иконописания", стр. 23, 33, 52—53, 63, 66, 88, 92—95, 96, 101, 121—123, 126—128; Д. Ровинский, "История русских школ иконописания", стр. 166; Г. Филимонов, "Симон Ушаков". M., 1873 г., с. 47; H. Покровский, "Стенные росписи в древн. храмах", M., 1890 г., с. 123—125, 166; его же, "Очерки памятников христ. иконографии". СПб., 1900 г. с. 405—411.
{Половцов}