НИКОЛАЙ КАВАСИЛА
НИКОЛАЙ КАВАСИЛА
Nikolaos Kabasilas) (ок. 1320 - между 1363 и 1391) - визант. богослов. философ-мистик. Сторонник Иоанна VI Кантакузина. Отличие мистич. учения Н. К. (осн. соч. "О жизни во Христе" - "Peri tnsen Xristo zons") от мистики исихастов - в ориентации на мирян, к-рых Н. К. ставил выше монахов, в подчеркивании роли таинств (и церкви вообще) в познании человеком бога, в отсутствии у Н. К. идеи страдания как блага. Н. К. принадлежит также соч. против ростовщичества ("Logos kata tokizonton"), трактат против конфискации церк. имущества (написанный, предположительно, в 1344), к-рый ряд ученых рассматривает как обвинение зилотов (сов. ученый Б. Т. Горянов, историк ГДР Э. Вернер и др.), но к-рый скорее всего направлен против константинопольского пр-ва (точка зрения, высказанная амер. историком И. Шевченко). Соч.: Sencenko I., Nicolas Cabasilas´ "Anti-Zealot" discourse, "Dumbarton Oaks Papers", Wash., 1957, No 11, p. 79-171. А. П. Каждан. Москва.
НИКОЛАЙ КАВАСИЛА
вторая половина XIV в.) – уроженец Фессалоники, ученый, философмистик, богослов, возглавлявший солунскую кафедру, писатель и поэт. Он разделял многие идеи Варлаама Калабрийского, но нередко склонялся к мистическому учению Григория Паламы. Вслед за Варлаамом Калабрийским Николай Кавасила доказывал, что каждая вещь является «вещью в себе», так как человек познает через чувственное восприятие или с помощью рассуждений не ее недоказуемую сущность, а лишь те свойства, которые характеризуют эту сущность. Как и Григорий Палама, проповедовавший исихазм, он рассуждал о радостях аскетической жизни, посвященной духовному созерцанию и «умному деланию», и о будущем наслаждении. В трактате «О жизни во Христе» Кавасила рассмотрел духовные радости истинного христианина, который должен развивать в себе любовь к Богу и к людям, следуя Христовым заповедям и подражая Христу в образах, в символах и в делах. Он внес вклад в разработку церковной символики и проблемы красоты. Церковные таинства (крещение, миропомазание, причастие) он рассматривал как сакральный символ, приобщающий человека к «жизни во Христе»; светильники, светлые одежды, светлые блики на лицах святых, песнопения и гимны – как символ божественного луча, касающегося человеческой души. Символические образы Священного писания богослов объяснял божественной «неизреченностью и неизобразимостью». В решении проблемы красоты Николай Кавасила исходил из внутренней связи между познанием, являющимся «причиной любви», и красотой. Он утверждал, что познание складывается из обучения «словесным наукам» и приобретения «некоего опыта». Познанию «добра», «совершенства» и «красоты», связанных с Богом, способствует крещение, восстанавливающее утраченную красоту и ведущее к божественному свету. Поэтому Второе Пришествие богослов рассматривал не как «Страшный суд», а как свет, наполняющий радостью души верующих и приобщающий их к «Солнцу правды» – воскресшему Христу. Николай Кавасила провозгласил следование Богу и божественным законам, человеколюбие и благочестие обязательными для каждого правителя, власть которому, по его словам, вручена самим богом (энкомий Матфею Кантакузину, написанный в связи с его коронацией в качестве соправителя Иоанна Кантакузина). Наилучшей формой правления Кавасила считал монархию. Но он выступал против тех правителей, которые руководствовались лишь собственной выгодой, нарушали законы и угнетали своих подданных («Слово против архонтов, беззаконно дерзающих против святынь»). Тем не менее свой идеал монарха Николай Кавасила, связывал с жестоким и противоречивым политическим деятелем Иоанном Кантакузином.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012