Николай Лысенко

Найдено 1 определение
Николай Лысенко
(1842–1912)
композитор, пианист, педагог, хоровой дирижер, основоположник украинской классической музыки
Николай Витальевич Лысенко родился 22. марта 1842 г. в селе Гриньки (теперь Глобинского района Полтавской области). С именем Н. В. Лысенко связана эпоха становления украинской профессиональной музыки, театра и музыкально-театрального образования в Украине.
Род Лысенко происходил из казацкой старшины времен Богдана Хмельницкого, основателем рода считается легендарный казацкий гайдамацкий предводитель Вовгура Лыс, сподвижник Максима Кривоноса. Из рук Ивана Мазепы шляхетство получил Иван Яковлевич Лысенко — полковник черниговский и переяславский, наказной гетман Украины 1674 г. Его сын Федор Иванович — в 1728–1741 — генеральный есаул, а в 1741–1751 — генеральный судья Войска Запорожского. Среди его сыновей и зятьев было 12 казацких сотников, а также представителей других казацких рангов. В дальнейших поколениях рода снова же преобладают военные. Отец Н. Лысенко Виталий Романович служил в Кирасирском Военного ордена полку, ушел в отставку в чине «полковника с мундиром», избирался уездным маршалком (предводителем дворянства) Таращанского и Сквирского уездов. На закате дней он занимался этнографическими исследованиями, прекрасно пел украинские песни, легко подбирая аккомпанемент на фортепиано.
Потомок древнего шляхетского рода, Н. Лысенко соединил в себе завещанную предками преданность национальной идее и склонность к государственной и просветительской деятельности с неординарной музыкальной одаренностью, став в Украине одним из лидеров национально-культурного движения середины XIX — начала XX в. По выражению нашего современника — праправнука Лысенко, тоже Николая Витальевича и тоже музыканта, «Лысенко заменил казацкую саблю на дирижерскую палочку и оружием в борьбе за независимость Украины сделал народную песню».
С ранних лет мировосприятие будущего композитора формируется под влиянием двух музыкальных стихий. С одной стороны, это салонное музыцирование матери Ольги Еремеевны (из рода Луценко) — прекрасной пианистки, воспитанницы Смольного института благородных девиц, то есть сторонницы европейской и, в какой-то степени, русской классики. Для маленького Николая эта сфера открывается через классические сонаты, парафразы и попурри на темы популярных опер, модные салонные пьесы наподобие «Спящего льва» А. Контского. Главное, что в семье, где хорошо помнили крепостной оркестр маминого деда Петра Булюбаша, музыкальная одаренность, потребность заниматься музыкой вызвали внимание и понимание. Мать, заметив музыкальные способности сына, уже в 5 лет начинает сама учить его игре на фортепиано. Шести лет мальчик поражал всех музыкальной памятью, чистотой и беглостью игры. А также «удивительной легкостью, с которой усваивал мотивы и подбирал их с гармонизацией на рояле». В 9 лет он напишет свое первое музыкальное произведение — грациозную «Польку», изданную отцом в подарок ко дню рождения сына.
Другая музыкальная стихия существует за стенами господского дома, а временами, как у бабушки Марии Васильевны Булюбаш, прямо в светлицах — это украинская народная песня и вся, насквозь пронизанная музыкой, ткань народного быта с его театрализованными обрядами, праздниками, плачами. Фольклорные увлечения юного Лысенко находили искренний отклик и поддержку и у его дядьев — Андрея Романовича и Александра Захаровича. Александр Захарович прекрасно играл на бандуре, увлекался казацкой стариной и украинской историей.
Окончательное осознание национального самоопределения Н. Лысенко состоялось лет в 14, когда, гостя с троюродным братом Михаилом Старицким у дяди Андрея Романовича, они целую ночь читали переписанные в тетрадь запрещенные стихи Тараса Шевченко, увлекшись «и формой, и словом, и смелостью содержания»… «Лысенко, привыкший к русской или французской речи, был особенно поражен и очарован звучностью и силой простого народного слова», — вспоминал М. Старицкий.
Основной вклад Н. В. Лысенко в национальную культуру составляет собирание сокровищ народной музыки, исследование и обработка их, возвращение их народу «в изысканной художественной оправе» и развитие на основе народного мелоса национального музыкального профессионального языка.
Первые шаги в музыке Н. Лысенко делает как пианист — сначала в киевских пансионах Гедуэна и Вейля, где учится у чехов К. Нейнкивча и чрезвычайно популярного киевского педагога и исполнителя Паноччини (Алоизия Поноцного). Далее — в харьковской 2-й гимназии — его учителями становятся Й. Вильчек и известный русский пианист и композитор Николай Дмитриев. В Харькове юный Лысенко начинает даже концертировать в камерных собраниях (и как солист, и в ансамбле с преподавателями и соучениками) в доме попечителя Харьковского учебного округа Федора Голицына. Концертную деятельность как пианист Н. В. Лысенко будет вести, таким образом, с 14–15 лет до конца жизни: около 55-ти лет.
В 1860 г. Н. Лысенко поступает на факультет естественных наук Харьковского университета, где уже учился М. Старицкий. Со следующего учебного года они вынуждены, во избежание репрессий после студенческих волнений в Харькове, перевестись в Киевский университет. Здесь юноши попадают в круг прогрессивного студенчества, которое составляло так называемую Киевскую «Старую громаду». Происходит знакомство Н. Лысенко с Тадеем Рыльским, Борисом Познанским, Петром Косачем, Михаилом Драгомановым и его сестрой Ольгой, Владимиром Антоновичем, Павлом Житецким и многими другими, чье самоотверженное служение национальной идее определило политическое и культурное развитие Украины во второй половине XIX — начале XX в.
В Киеве Лысенко продолжает интенсивно заниматься музыкой. Под влиянием программы, намеченной «Старой громадой», начинает собирать и обрабатывать народные песни, работает над «Словарем украинского языка» и переводами общедоступных учебников, создает студенческий хор Киевского университета (существует с 1864 г. и до сих пор), который начинает исполнять народные песни в его обработках; принимает участие в студенческих спектаклях, создав, в частности, в 1864 г. музыкальное сопровождение к водевилю В. Гоголя (отца) «Простак».
Вместе со Старицким делают они в 1863 г. первую попытку написать оперу — народную музыкальную драму «Гаркуша» на сюжет повести Олексы Стороженко.
В то же время Лысенко выступает как пианист в концертах в пользу создаваемого в то время Киевского отделения Русского музыкального общества, исполняя с большим успехом не только исключительно сложные сольные произведения, но и 2-й концерт Ф. Шопена и прочие произведения для фортепиано с оркестром; участвует в хоре РМО при первой постановке в Киеве фрагментов оперы М. Глинки «Иван Сусанин».
Поэтому не удивительно, что, с блеском окончив университет и защитив в 1865 г. кандидатскую диссертацию, Николай Лысенко все же выбирает музыку и едет в 1867 г. в Лейпцигскую консерваторию. Поступив туда как пианист, он одновременно слушает лекции по теоретическим дисциплинам и композиции у ведущих немецких профессоров. Ограниченность финансовых возможностей (после отмены крепостного права Лысенко оказались в затруднительном положении, и Николая даже исключали из университета из-за неуплату за обучение на втором курсе) заставляет его постичь консерваторский курс за два года. Н. Лысенко становится первым в Украине и одним из немногих среди своего поколения композиторов Российской империи, кто имел европейское профессиональное образование.
В Лейпциге Лысенко издает свои первые произведения — фортепьянную «Сюиту на темы народных песен в форме старинных танцев», первые два «Сборника обработок украинских народных песен для голоса в сопровождении фортепиано». За свою жизнь он издаст 7 таких сборников по 40 песен, 12 «Хоровых десятков» (обработок для хора); обрядовые сборники: «Коломыйки», «Колядки, щедривки», два «Венка веснянок», «Свадьба», «Купальська справа», всего свыше 500 обработок для голоса и хоров; два специальных сборника для молодежи — «Молодощи» и «Сборник украинских народных песен в хоровом раскладе, приспособленных для учеников младшего и подстаршего возраста в школах народных».
Тогда же в Лейпциге издает композитор и первый выпуск «Музыки Николая Лысенко к „Кобзарю“ Тараса Шевченко». Это одна из вершин его творчества. Иван Франко писал: «Между собственными композициями Лысенко, среди его опер и оперетт, лучшие и самые талантливые его композиции ко многим поэзиям Шевченко, в которых музыкальность стиха он ощутил глубже, и сумел отразить ее лучше всех других многочисленных композиторов, которых манила к себе муза Шевченко». А выдающийся западноукраинский композитор XX в. Станислав Людкевич называл эти произведения «правдивыми жемчугами насквозь оригинального лысенковского творчества».
Свыше 90 раз обращался композитор к стихам Кобзаря, интерпретируя их то как вокальные миниатюры (иногда целые развернутые вокальные сцены, как, например, «Молитесь, братие, молитесь» из поэмы «Гайдамаки»), то как развернутые кантаты наподобие «Бьют пороги», или «На вечную память Котляревскому», то как хоры a capella то ли в сопровождении фортепиано или оркестра, как «Иван Гус», то как вокальные ансамбли. Некоторые произведения лысенковской «Музыки к „Кобзарю“» почти с самого их создания стали истинно народными песнями, как, скажем, «Ой, одна я, одна как былинка в поле» или «Садик вишневый возле дома».
Поэзия Т. Шевченко, будто венок, обрамляет творчество композитора. Имея уже довольно значительные произведения, как Опус № 1, обозначил он «Завещание», написанное в Лейпциге (1868) по просьбе Львовского товарищества «Просвита», («Просвещение»), а последним произведением композитора, созданным буквально накануне смерти, стал хор «Боже, нашими ушами…» («Псалом Давида»).
Вокальные произведения написаны Н. Лысенко и на тексты других поэтов, одно из них — на русском языке — «Признание» на 4 строки из стихотворения С. Надсона. Эта миниатюра была подарком в последний день рождения тяжело больного поэта, который жил на даче в Боярке рядом с семьей Лысенко.
Особо в наследии Лысенко следует отметить и первый в украинской музыке вокальный цикл (13 романсов и 2 дуэта) на стихи Г. Гейне в украинских перепевах Леси Украинки, Максима Славинского, Людмилы Старицкой-Черняховской и самого Н. В. Лысенко. Именно в этот цикл входит одно из известнейших в мире его произведений — дуэт «Когда расстаются двое». Вокально-хоровое наследие Н. В. Лысенко, кроме трех кантат и 18 хоров на тексты Шевченко, включает и 12 оригинальных хоровых произведений на тексты украинских поэтов. Причем два из них — «Траурный марш» на текст Леси Украинки и кантата «На 50-ю годовщину смерти Т. Шевченко» — также посвящены Кобзарю.
Вообще работа по увековечению памяти Т. Шевченко со студенческих лет и до последнего вздоха была основой общественно-просветительской деятельности Лысенко. В последнее время документально доказано, что композитор не принимал участия в перезахоронении Кобзаря. Но его вклад в продолжение шевченковского дела гораздо важнее: следуя за поэтом, Лысенко отдал всю творческую жизнь на то, чтобы «просветить рабов немых», чтобы из разорванного двумя империями украинского народа воспитать единую нацию, достойную своего героического прошлого и способную создавать собственное будущее.
С 1862 г. Н. Лысенко ежегодно организовывает концерты памяти Т. Шевченко, чем, кстати, создает новую концертную форму — смешанный концерт. Сам Лысенко выступает в этих концертах как пианист и хоровой дирижер. Звучат его обработки и авторские произведения, композиции других авторов на тексты Шевченко и других поэтов, стихи Т. Шевченко и фрагменты из спектаклей по его произведениям. Ныне такая концертная форма для нас обычна. Но в Украине она ведет начало именно от лысенковских концертов.
В конце жизни, в 1908 г., Н. В. Лысенко возглавляет первую легальную украинскую общественно-политическую организацию «Киевский украинский клуб», а также основанную в 1906 г. первую всеукраинскую организацию — «Объединенный комитет по сооружению памятника Т. Г. Шевченко в Киеве», в адрес которого поступали средства от концертов и благотворительные взносы из Австралии, Америки, Канады, не говоря уже обо всей Европе. Последней акцией в этой лысенковской работе стала программа, приуроченная к 50-й годовщине смерти Т. Шевченко. Из-за притеснений со стороны царской администрации во главе с киевским генерал-губернатором В. Треповым и министром внутренних дел Российской империи П. Столыпиным, событие было перенесено из Киева в Москву. Следствием этого стало открытие полицейского «Дела о закрытии Киевского украинского клуба» и «привлечение членов Совета старейшин во главе с учителем музыки Николаем Витальевичем Лысенко к уголовной ответственности за противоправительственную деятельность». Через четыре дня после объявления этого постановления Н. В. Лысенко умер от сердечного приступа.
Одним из пунктов обвинения, предъявленного Н. В. Лысенко, была его широкая просветительская, в том числе хоровая деятельность.
Сергей Ефремов в некрологе «Интимная сила» (газета «Рада», 29.10.1912) напишет, что «искусство, с легкой руки покойного, было […] будто бы тем передовым отрядом, авангардом украинства, которое подготавливало дорогу другим национальным формам и устремлениям».
В этом состоит главный смысл всей музыкально-общественной деятельности Лысенко, в том числе его работы с хорами, и четырех его «хоровых путешествий» по Украине (1893, 1897, 1899, 1902). На протяжении всей жизни Лысенко собирал в своих хорах «не просто теноров и басов, но прежде всего сознательных украинцев». Не удивительно, что в полицейских донесениях написано: «скорее это не хор, а кружок, наиболее вредный в отношении политическом». По такому обвинению киевской администрацией было закрыто Хоровое общество, основанное Лысенко в 1871–1872 гг.
Вообще же, Н. В. Лысенко, где только мог, старался сплотить людей, в особенности художественную молодежь вокруг национальной идеи. Так было и с Киевским литературно-артистическим обществом. Открытое в 1895 г. как форпост русской культуры, оно постепенно превратилось в центр пропаганды украинской идеи и национальной культуры, за что и было закрыто в 1905 г.
С этой же целью с легкой руки Лысенко возник кружок «Молодая литература», более известный как «Плеяда молодых украинских литераторов», который дал путевку в жизнь Лесе Украинке, Людмиле Старицкой-Черняховской, Максиму Славинскому, Сергею Ефремову, Владимиру Самийленко и многим другим талантливым писателям и общественным деятелям начала XX в.
Не менее важным вкладом в развитие украинской культуры была и театральная деятельность Н. В. Лысенко. Он является одним из основателей украинского профессионального театра, в том числе и оперного.
Начав в 1863 г. с незаконченной попытки написать народную героическую оперу «Гаркуша», Лысенко, возвратившись из Лейпцига, пишет (снова с М. Старицким) оперетту «Черноморцы», которую они с успехом поставили в помещении сестер Линдфорс на Фундуклеевский (теперь улица Б. Хмельницкого) любительским кружком М. Старицкого — Н. Лысенко в 1872 г.
Выдающимся событием украинской культуры стала их следующая совместная работа — оперетта «Рождественская ночь» (переработанная позднее в 4-актную оперу). Премьера «Рождественской ночи» в исполнении любительского кружка на сцене Киевского городского театра 24 января 1874 г. стала днем рождения украинского оперного театра. Ведущие партии пели Ольга Александровна Лысенко-О’Коннор, которая, выйдя замуж за Н. В. Лысенко, вместе с ним училась в Лейпциге (Оксана), Александр Русов (Вакула), Станислав Габель (Пацюк).
Организаторы спектакля, среди которых были М. Драгоманов, П. Чубинский, Ф. Вовк, семья Линдфорсов, О. Русов и другие члены «Старой громады», открыто задекларировали свои политические симпатии: прямо перед зрителями в центре декораций, которые представляли собой интерьер украинской хаты, в центре матицы, что поддерживал крышу, «вырезана» была дата разгрома Запорожской Сечи царскими войсками. Собственно и сама премьера состоялась равно через 200 лет после того трагического для Украины события. Не удивительно, что до конца своих дней Н. Лысенко будет находиться под недремлющим полицейским надзором.
Лысенко написал 11 опер, а сотрудничая с труппами корифеев украинского театра, он создал музыку еще к 10 драматическим спектаклям.
История создания и постановок опер Н. В. Лысенко чрезвычайно разнообразна. Так, без достаточных оснований считается оперой «Андрияшиада» — собственно компиляция популярных мелодий из классических опер и оперетт, своеобразный «капустник», созданный на либретто М. Старицкого и М. Драгоманова по поводу издания директором 1-й киевской гимназии Андрияшевым пресловутого «Народного календаря».
Главное свое детище — оперу «Тарас Бульба» — композитор так на сцене и не увидел, несмотря на предложение П. И. Чайковского оказать содействие постановке ее на московской сцене. Вместе с тем чрезвычайной популярностью пользуется и до сих пор «лысенковская» «Наталка Полтавка», которой он фактически не писал. Композитор отмечает в предисловии к первому изданию (1886), что лишь «упорядочил клавир» из наиболее популярных мелодий, которые использовались в любимой еще со времен И. Котляревского «народной пьесе». То есть Н. В. Лысенко написал лишь развернутое фортепьянное сопровождение и вступление к «Наталке Полтавке». Вопрос, оркестровал ли сам Лысенко эту оперу, до сих пор остается открытым, во всяком случае о существовании лысенковского автографа партитуры воспоминаний не сохранилось.
Остальные большие оперы: комико-лирическую, фольклорную «Рождественскую ночь», феерию «Утопленница», народную музыкальную драму «Тарас Бульба», оперу-сатиру «Энеида» композитор оркестровал сам. В клавире к нам дошли три первые украинские детские оперы «Коза-Дереза», «Пан Коцкий», «Зима и Весна», феерия «Волшебный сон», опера в 2-х действиях «Сапфо» и последняя опера-минутка «Ноктюрн». Незаконченными остались «Гаркуша», «Маруся Богуславка», «Ведьма», «Летней ночью». Из последних писем композитора узнаем, что он начал работать над балетом…
Сценическая жизнь опер Н. В. Лысенко продолжается и сегодня в разных редакциях, потребность которых обусловлена прежде всего тем, что при всей своей талантливости Лысенко все же не был «симфонистом», чего не изменили даже два года обучения (1874–1876) в Петербурге у Н. А. Римского-Корсакова. Возможно, причина была и в том, что Н. Лысенко очень мало приходилось работать с оркестром.
Вместе с тем, в хоровых произведениях и в хоровом дирижировании Лысенко достиг непревзойденных в его время вершин. Достаточно вспомнить такую жемчужину хорового полифонизма, как «Туман волнами ложится» из оперы «Утопленница». Хоровыми дирижерами и композиторами стали и его лучшие ученики — Александр Кошиц, Кирилл Стеценко, Яков Яциневич.
В наследии Н. В. Лысенко почти нет симфонических произведений: незаконченная «юношеская» симфония — студенческая работа периода учебы в Лейпциге, увертюра на тему песни «Ой запил казак», вошедшая потом в оперетту «Черноморцы», «Русская pizzicato» и оркестровый вариант фортепьянной фантазии «Казак-шумка». Немного у композитора и камерноинструментальных ансамблей: Квартет и Трио лейпцигского периода и несколько пьес для скрипки, виолончели, флейты в сопровождении фортепьяно, написанных по просьбе друзей-музыкантов М. Сикарда, О. Шевчика, В. Химиченко, которые много концертировали вместе с Лысенко.
Один из лучших пианистов-виртуозов своего времени, Лысенко создал более 50 фортепьянных произведений. На Рождество 1867 г. студент лейпцигской консерватории Н. Лысенко с огромным успехом представил в Праге в зале «Умелецкой беседы» собственные фортепьянные аранжировки 10 украинских народных песен. К сожалению, до нас дошла лишь одна из них — «Ой, не удивляйтесь, добрые люди, что на Украине случилось». Лейпцигскую консерваторию завершил он блестящим исполнением 4-го бетховенского концерта для фортепьяно с оркестром с собственной каденцией, о чем с уважением писали немецкие журналы. Н. В. Лысенко принадлежат первые в украинской музыке фортепьянные рапсодии: «Золотые ключи» (1875) и «Думка-шумка» (1877). В его наследии имеются и прелюды, вальсы, ноктюрны, мазурки, марши и полонезы, песни без слов. В особенности выразительно звучали эти произведения в авторском исполнении. Л. Старицкая-Черняховская писала, что со смертью Лысенко его фортепьянные произведения «умерли наполовину». «Ни с кем другим сравнить его игру нельзя было… Я, например, никогда не слышала лучшего исполнения „Aufschwung’a“ („Порыва“) Шумана. Если же он исполнял свои и вообще украинские вещи, это было что-то необычайное — какое-то евшан-зелье… В его игре оживали тысячелетия… И слышалась глубокая, седая, славянская старина. Вдохновенный, пылкий, с силой удара львиной лапы, с гордым взглядом, он целиком преображался. В жизни кроткий, ласковый, за роялем — Вещий Боян».
Киев на рубеже XIX–XX веков.
В исполнении Лысенко-пианиста, а также в исполнении камерных ансамблей с его участием, солистов и хоров под его руководством звучали не только его собственные и других украинских авторов произведения, но и всемирно известные шедевры западноевропейских и русских композиторов. Огромный пианистический и хоровой репертуар, который звучал в концертах Н. Лысенко, дает основания утверждать, что он не просто закладывал основы украинского профессионального исполнительства, а всеми средствами старался вывести слушателей «из хуторянской обстановки в широчайший европейский мир».
Н. Лысенко почти не писал духовной музыки (оттого, возможно, что должен был бы писать на русские тексты, чего принципиально избегал всю жизнь). Но среди шести известных ныне религиозных произведений Лысенко, чрезвычайно красивых и пронизанных высокой духовностью, — такой шедевр, как хоровой концерт «Куда пойду от лица твоего, Господи?», Херувимская песня, кант «Пречистая Дева, Мать Русского края», которые исполняют в наше время почти все хоровые коллективы Украины и диаспоры.
Жизненный подвиг Лысенко не ограничивается написанием музыкальных произведений. Важным для него было и развитие исполнительства, и не только в его время: именно Н. В. Лысенко заложил основы профессионального творческого образования в Украине, открыв в Киеве в 1904 г. свою Музыкально-драматическую школу, в которой, кроме музыкального, были отделения украинской и русской драмы, и первый в Российской империи класс игры на народных инструментах — класс бандуры, который при всей сложности его организации дал первый выпуск в апреле 1911 г. Из Школы Лысенко вырос со временем Музыкально-драматический институт имени Н. В. Лысенко — ведущий творческий вуз Украины в 1918–1934 гг. Выпускники Муздрамина им. М. В. Лысенко заложили основы достижений украинской культуры XX в.
Не случайно, как видим, в 1903 г. чествование 35-летия творческой деятельности Н. В. Лысенко превратилось в демонстрацию величия всей украинской культуры и объединило нацию от крестьян до творческой интеллигенции, от обрусевших чиновников до политических эмигрантов.
Открытой политической демонстрацией стали и многотысячные похороны Отца украинской музыки. По словам А. Кошица, только хористов пело около 1200. Одетая в студенческие шинели молодежь впервые встала на охрану национальной святыни, окружив цепью участников траурного шествия и не давая полиции производить аресты.
Самое глубокое определение роли Н. В. Лысенко в истории Украины принадлежит С. Ефремову, сформировавшемуся как литератор и общественный деятель в лысенковском кругу. Он писал в некрологе: «Знатоки музыки, специалисты дадут нам несомненно подробную оценку Лысенко как композитора и творца, выяснят, чем он был среди музыкантов. Но для нас, широкого круга его последователей, более естественным, более близким и намного более понятным будет этот образ вечно молодой души, которая была Интимной Силой украинского движения, его огнем и живой связью, которая собирала разрозненных в единый крут, и отсюда, из центра оживляла всех единым мысленным взором».
Однако главной наградой Н. В. Лысенко является все же не просто дань памяти и поклонение потомков, а то, что именно ему суждено было стать автором двух национальных гимнов, которые утверждают духовное величие Человека и Народа.
Первый из них — «Вечный революционер» (1905) на стихи И. Франко (долгое время без должных оснований эксплуатируемый советской властью, хотя прославляет Гимн революцию духовную, а не коммунистический переворот).
Второй — «Детский гимн» на стихи А. Конисского (1885): всемирно известная теперь «Молитва за Украину» — «Боже Великий, Единый!», которая с 1992 г. является официальным гимном Украинской православной церкви (Киевский патриархат) и фактически стала вторым государственным гимном независимой Украины.

Источник: 100 великих украинцев. 2002