НИКОЛАЙ МЕСАРИТ

Найдено 1 определение
НИКОЛАЙ МЕСАРИТ
2ая пол. XII – 1220) – уроженец Константинополя, митрополит Эфесский, писатель и государственный деятель. О его жизни в столице сохранилось мало сведений. Из речи, написанной им по поводу подавления мятежа Иоанна Комнина в годы правления Андроника I (1183 – 3185), известно, что он был очевидцем и участником данного события. Знакомые обращались к нему на улицах и площадях города, расспрашивали о подробностях мятежа. Со стесненным дыханием, уставший от напряжения тяжелого дня, он с трудом отвечал на вопросы. Эта речь свидетельствует о мастерстве Месаритарассказчика. Он ввел в описание событий бытовые подробности, создал яркие портреты персонажей (восточный монах, доставший с потолка храма св. Софии венец для неудачливого узурпатора, работники монетного двора в грязных плащах, с перемазанными сажей лицами и др.). Николай Месарит первым в византийской литературе изобразил человеческую фигуру со спины, подробно описав черные жесткие волосы Иоанна, которого он увидел в триклинии Большого дворца, его жирные плечи, мясистый затылок. Восхваление «светильника» – императора, – сумевшего подавить мятеж, перерастает в самовосхваление. Между 1190 – 0203 гг. Николай Месарит написал экфрасис, посвященный церкви св. Апостолов в Константинополе, в котором разработал приемы восприятия живописного образа. Он выбирает наиболее содержательные, с его точки зрения, сцены (ХристосПантократор в центральном куполе, «Евхаристия» в восточной апсиде, «Преображение», «Распятие», «Проповедь евангелия апостолам», «Благовещение», «Рождество», «Крещение», «Хождение по водам», «Воскрешение Лазаря», «Взятие Христа», «Женымироносицы у гроба» и др.). Он пристально вглядывается в изображенные фигуры, лица, жесты; стремится постигнуть через внешние признаки чувства и переживания новозаветных персонажей (Иоанна, Иакова и других апостолов, испуганных фаворским светом); подробно описывает внутреннее состояние Иисуса Христа и сестер Лазаря Марфы и Марии в композиции «Воскрешение Лазаря», женмироносиц, приближающихся к гробу Христа; раскрывает глубокий внутренний смысл сакральных символов. К числу выразительных средств живописи автор относит реалистические детали в сцене проповеди Евангелия сарацинам и персам апостолом Симоном («приподнятые брови», «сильно растрепанные бороды», «взъерошенные волосы на головах», свирепые взгляды сарацин и персов) и в изображении бури на Генисаретском озере («ревущее море», воздух, полный «тумана и пыли», «бесконечные удары волн», швыряющих корабль, люди на судне, снующие «взад и вперед»). Писателя восхищает мастерство художников в создании образа Пантократора, взгляд которого направлен на всех сразу и на каждого в отдельности. На тех, кто «имеет чистую совесть», он смотрит «благосклонно и дружелюбно» и «вливает сладость смирения», для тех, кто совершает дурные поступки, его глаза «сверкают гневно, отчужденно и неприязненно». Николай Месарит воспринимает храм, «величайший по величине и наипрекраснейший по красоте», как целостное произведение архитектуры и живописи, созданное по определенным художественным законам, как «прекрасное искусство рук человеческих», «видимое глазом, но непостигаемое умом». Он выявляет в религиозном искусстве два смысла: изобразительный («феноменальный»), постигаемый чувством, и смысловой («ноуменальный»), постигаемый разумом и раскрывающий смысл, знак или символ какоголибо положения религиозной доктрины. В экфрасисе писатель отходит от литературных штампов, насыщает повествование личными интонациями, экспрессивными оборотами. К 1200 г. относится описание высшей школы, созданной в подворье церкви св. Апостолов. Николай Месарит подробно рассказывает об особенностях обучения, носившего характер дискуссий, перечисляет предметы (грамматика, риторика, арифметика, медицина), которые преподавались в школе, указывает, что все решения по спорным вопросам выносились патриархом, который считался покровителем школы. Важнейшие события жизни Николая Месарита после вторжения крестоносцев в Константинополь в 1204 г. (участие в диспуте греческого духовенства с латинским патриархом Томмазо Морозини в 1206 г., смерть старшего брата Иоанна в 1207 г. и переезд в Никею, избрание митрополитом Эфеса и назначение экзархом всей Малой Азии, возглавленное им посольство в Константинополь для переговоров по вопросам веры с римским кардиналом Пелагием в 1214 г.) нашли отражение в его трудах, написанных в 1206 – 6216 гг.: «Отчет о переговорах в Константинополе в 1206 г.», «Речь об избрании патриарха и коронации императора в Никее в 1208 г.», «Речь о переговорах в Константинополе с кардиналом Пелагием», три синодальные грамоты и др. Он был сторонником сближения с латинянами и призывал к компромиссу с ними. Однако в синодальных грамотах он обвинял латинян в уничтожении единства троицы. В надгробной речи по случаю смерти его старшего брата Николай Месарит рассказал о разграблении Константинополя крестоносцами, об уничтожении ими большого количества произведений искусства, библиотеки и ценнейших рукописей в храме св. Софии.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012