Николая святителя Большой Крест церковь

Найдено 1 определение
Николая святителя Большой Крест церковь
(уничтожена).
Церковь Николы «Большой крест» на Ильинке, может быть, являлась самым ярким памятником московского посада — гимном русскому купечеству. Огромная высота храма объяснялась не только демонстрацией амбиций храмоздателей, богатейших архангельских купцов Филатьевых, явившихся в Москву в конце XVII века, но и функциональными соображениями — его подклет служил складом товаров. Храм над подклетом в данном случае символизирует покровительство храмоздателю и защиту его сокровищ.
По упоминанию в Степенной книге XVI века древнейший храм на этом месте датируется не позже 1530-х гг. — еще до сооружения Китайгородской стены. В 1680 г. купцы Филатьевы построили на старом месте новую каменную церковь, посвященную Успению Пресвятой Богородицы, затмившую своей красотой и величием все московские храмы. В 1697 г. возвели придел в стиле «московское барокко» — восьмерик на четверике. Храм, как это часто бывало, именовался по приделу — Никольским. Название «Большой крест» или «что у крестного целования» связано с воздвижением заказчиками храма обетного саженного креста с 156 частицами мощей. Крестным целованием здесь приводили к присяге тех, кто участвовал в тяжбах в кремлевских царских приказах.
Здание храма, хотя и повторяло традиционную схему посадской пятиглавой церкви с сомкнутым сводом, трехчастным алтарем и приделом с северной стороны, отличалось простотой кубовидного, но сильно вытянутого главного объема. Такое впечатление вызвано отсутствием трапезной и галерей, и заменой их папертями-крыльцами с лестничными сходами. Белокаменный декор поражал тонким знанием европейской системы оформления архитектурных фасадов. Четкая ордерная сетка, наложенная на стены, превращала храм в пятиярусную башню, возносящую в небо торжественное пятиглавие. Если вспомнить, что это было время правления царевны Софьи и князя В.В. Голицына, страстных поборников западноевропейских форм в архитектуре, то ничего удивительного в применении классического ордера в отделке здания нет. Достаточно вспомнить надвратные церкви Новодевичьего монастыря и Грановитую палату Московского Кремля — ее белокаменные ордерные наличники с колонками в виде виноградных лоз, сменившие по инициативе Голицына первоначальные окошки XV века.
Но удивляет высочайший класс воспроизведения ордерных элементов и всей системы в целом. И.Е. Забелин перечисляет неслыханные доселе архитектурные новинки, украшавшие церковь Николы «Большой крест»: базы, капители, флемованные дорожки, циротные травы, кронштейны и прочее. Даже мотив восьмиугольных окон, без которых трудно представить нарышкинские храмы, здесь появляется впервые. Фасады церкви представляют собой типичнейшую схему светских зданий Западной Европы эпохи позднего Возрождения. Очень характерно «поэтажное» деление стены на неравные горизонтальные пояса в сочетании с ордерными вертикалями, распределенными по ярусам. Оконные наличники, в свою очередь, также представляют собой виртуозную разработку ордерной тематики. Сюда же нужно отнести и богато украшенные резьбой белокаменные крыльца со сходами. В это время увлеченность европейскими формами в наружной декорации зданий носила, отчасти, сословный характер, была призвана демонстрировать принадлежность заказчика к узкому кругу просвещенной элиты. Поэтому подавляющее большинство мастеров, специализирующихся по декору — резчики по камню и керамисты — были заняты на таких объектах, как Измайлово, Новодевичий монастырь, палаты Голицына. Но главные силы были все же сосредоточены на строительстве церкви Николы «Большой крест» — памятнике, сильно опередившем свое время и ставшим поистине энциклопедией европейских форм в русской архитектуре. Очевидно, богатейшим Фплатьевым удалось «перекупить» лучших мастеров на свой строительный объект. Об этом свидетельствует весьма скромный облик современных с ним храмов знатных вотчинников, скупость и даже незаконченность их отделки (церковь в Зюзине и другие).
Какие же мастера могли осуществить столь выдающуюся постройку? После победоносной русско-польской войны 1654—1667, начавшейся вследствие воссоединения Украины с Россией, в Москву было призвано множество иноземных мастеров из Смоленска, Витебска, Могилева, Полоцка, Вильно, Гродно, которые начали работы по украшению кремлевских теремов и церквей «немецкой фигурной резьбой» в стиле Возрождения.
Внутреннее убранство храма не уступало наружному. Клиросы из белого камня и дерева были украшены пышной «флемской» резьбой. Особым великолепием отличался золоченый резной иконостас. После варварского сноса церкви в 1933 г., ее иконостас был перенесен в Троицко-Сергиеву лавру и в 1945 г. помещен в трапезной, иконостас которой был уничтожен в 1920 г.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.