(уничтожена).
На улице Арбат было три Никольских храма, поэтому, когда в начале XX века писатель Борис Зайцев посвятил Арбату повесть, то назвал ее «Улица Святого Николая». Название «Арбат» сначала обозначало район пригорода Москвы к востоку от Кремля и дорогу, идущую через него. Позднее, в XVII веке, Арбатом, как и сейчас, называлась улица в Земляном городе, идущая от Арбатских ворот до Смоленской площади. С древних времен она была торговой и, наверно, поэтому на ней строились почти исключительно Никольские храмы.
Примерно на трети ее длины от Арбатских ворот во время царствования Федора Ивановича по инициативе боярина Бориса Годунова в 1593 г. построили храм святителя Николая, который являлся первым каменным храмом на Арбате. Храм назывался «Никола Явленный», по явленной иконе святителя Николая, которую особо почитали русские цари. Сохранился рисунок Никольского храма, сделанный в 1842 г. Церковь была построена в так называемом «годуновском стиле». Здание было небольшое, кубическое, с горкой кокошников и одной главой. Внутри оно не имело столбов, и было перекрыто сводом со ступенчатыми рукавами креста. Эта конструкция применялась в русской архитектуре только в 1590-1620-х годах. Наибольшее сходство Никольский храм имел с Малым собором Донского монастыря, построенным в эти же годы и прекрасно сохранившимся до наших дней.
В 1618 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, было разбито польское войско гетмана Сагайдачного, двигавшееся на Москву, чтобы добыть королевичу Владиславу русский трон, как было обещано частью московской Боярской думы. В память этого события и потому, что бой происходил в районе Смоленских ворот Земляного города, на улице Арбат рядом с храмом святителя Николая выстроили церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1668 г. на ее месте поставили часовню, а престол церкви перенесли в южный придел Никольского храма. В 1689 г. при церкви выстроили шатровую колокольню. Она не примыкала к храму, а была поставлена с юга от него, над воротами, ведущими в церковный двор. Само здание Никольской церкви несколько отстояло от красной линии улицы в глубь квартала.
В нижнем ярусе колокольня была прорезана аркой с двумя гирьками. Столбы ее были красиво украшены мощными бочкообразными полуколонками. Выше располагался еще один ярус четверика с окнами и киотом, а выше, над восьмигранным ярусом звона, ажурный шатер с четырьмя рядами слуховых окон. Между первым и вторым ярусами четверика шел изразцовый фриз с изображением птиц и цветов, а на восьмерике на каждой его грани попарно были вставлены орнаментальные изразцы. Шатер колокольни красиво возвышался над застройкой улицы даже в начале XX века, когда появились уже пяти-шестиэтажные дома. Улица от Арбатской площади направлялась как бы к этой колокольне, и только около нее незаметно поворачивала и шла дальше. На колокольне висели колокола 1638 и 1751 годов, последний — в 212 пудов. Колокольный звон этой церкви славился своей исключительной красотой. Облик колокольни Николы Явленного сохранило живописное полотно М. Гермашова «Арбат», созданное в 1912—1914 гг.
Незадолго до своей смерти императрица Елизавета Петровна пожертвовала в Никольский храм Ахтырскую икону Божией Матери. В 1761 г. на средства капитана Дурново в Николоявленном храме был устроен придел в честь этой иконы. В XVIII—XIX веках Арбат стал одной из самых аристократических улиц Москвы. В 1840-е гг. прихожанами этой церкви были славянофил Алексей Степанович Хомяков и его супруга Екатерина Михайловна, близкие друзья Н.В. Гоголя. По легенде, Гоголь, посещая Хомяковых, заходил в эту церковь, посвященную его святому покровителю, и молился перед образом Ахтырской Божией Матери, который был его семейной святыней.
Весь район Арбата пострадал при нашествии Наполеона. От пожара пострадала и церковь Николы Явленного. Примечательно, что этот храм упоминается в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. Сюда по воле писателя приходит с намерением убить Наполеона Пьер Безухов: «Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело».
При настоятеле храма архимандрите Митрофане (Воронцове) в 1836—1841 гг. построили обширную трапезную с двумя приделами. Придел Ахтырской иконы Божией Матери освятили 9 октября 1839 г., а святителя Митрофана Воронежского — в ноябре 1841 г. Этот придел назвали во имя святого покровителя настоятеля храма. В 1842 г. решили разобрать древний храм. Было представлено несколько проектов, в частности архитекторов П.Т. Завьялова и Н.И. Козловского, который и выбрали для реализации. 18 августа 1846 г. заложили главную церковь, освященную 2 октября 1860 г. В ней устроили престолы святителя Николая, Покрова Пресвятой Богородицы и равноапостольных Кирилла и Мефодия. Построили церковь в новом для того времени стиле, подражающем древнерусской архитектуре. К сожалению, изучение древностей в середине XIX века только начиналось, и архитекторы недостаточно хорошо себе представляли древнерусскую архитектуру. Козловский, автор нескольких удачных построек в этом стиле, в данном случае не справился с поставленной задачей. Здание оказалось чересчур огромным, оно не гармонировало по своим формам с окружающей местностью, а именно гармоничностью поражают взгляд древние храмы. Мощный широкий крестообразный в плане низ венчал огромный купол. Возможно, архитектор хотел поставить нечто похожее на старый храм 1593 г. поверх нового, но получилась несуразная постройка. Круглый барабан, увенчанный полосками кокошников и маленькой главкой, напоминал пародию на древнюю архитектуру. Все здание было к тому же слишком большим по размерам и стояло в тесной городской застройке. Оно чужеродно смотрелось среди старинных зданий. Несколько спасало общее впечатление, что храм стоял в глубине двора, а на улицу выходила колокольня, сохранившаяся от древней постройки. Рядом с храмом построили несколько зданий — доходных домов и торговых помещений.
В 1922 г. настоятеля церкви «Николы Явленного» протоиерея Василия Соколова арестовали по «делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей в г. Москве», и его чуть не расстреляли. В 1929 г. президиум Моссовета постановил снести церковь, и ее разрушили в 1931 г. Первой разобрали красавицу-колокольню. Ее архитектурные детали были подробно сфотографированы сотрудниками реставрационных мастерских, которые не смогли отстоять здания, но хотя бы зафиксировали его для потомков. На образовавшемся пустыре в 1937 г. выстроили школу в Серебряном переулке. Кирпичами из сломанной колокольни выложили подпорную стенку между домами № 14 и № 16 по улице Арбат.
Николая святителя на Арбате (Николы Явленного) церковь
Николая святителя на Арбате ("Николы Явленного") церковь
Источник: Москва православная Все храмы и часовни.