Николая святителя на Берсеневке в Верхних Садовниках церковь

Найдено 1 определение
Николая святителя на Берсеневке в Верхних Садовниках церковь
(Берсеневская набережная, дом № 18—22).
В 1390 и 1404 гг. на этом месте упоминается Никольский монастырь. Первое упоминание церкви в этой обители (церковь Николая Чудотворца на Песку) относится к 1475 году. В документах 1625 г. церковь уже значится каменной. Несмотря на то, что ее главный престол был освящен в честь Святой Троицы, уже тогда храм называли по приделу. Название это сохранилось до наших дней, хотя и сейчас Троицкий престол — главный. Ныне существующая церковь была построена по заказу думного дьяка Аверкия Степановича Кириллова, заведовавшего царскими садами в Верхних Садовниках (он был потомком династии государевых садовников), одновременно с каменными жилыми палатами в 1656—1657 гг. Скорее всего, храм с трапезной был возведен на подклете прежней церкви 1625 г.
Современный храм — трехапсидный, бесстолпный, пятиглавый, с центральным световым барабаном. С севера устроено крыльцо и притвор, в котором находилось захоронение Аверкия Кириллова и его жены Ирины. Декоративная обработка отличается пышностью, даже вычурностью, что было характерно для середины XVII века, времени, часто называемом «русское узорочье». Окна оформлены наличниками различной формы из лекального кирпича. Четверик церкви был завершен тремя рядами килевидных кокошников со сложным профилем (перекрыты плоской кровлей в XVIII веке). Стены украшены изразцами XVII века, среди которых изразец с изображением двуглавого орла — государственного герба царя Алексея Михайловича.
Трапезная была одноэтажной на подклете. Крыша трапезной была двускатной, окна оформлены рамочными наличниками с треугольными верхами. В 1694 г. построили так называемые Набережные палаты, в которых проживали служители церкви. А над проездной аркой соорудили колокольню с надвратной церковью Казанской иконы Божией Матери. По изображениям конца XVIII — начала XIX века звонница была трехъярусной, увенчанной маленькой главкой. Набережные палаты и колокольня обновлялись в 1766—1768 гг. под руководством архитектора И.Я. Яковлева. В 1817 г. была построена новая трапезная, сохранившаяся до настоящего времени. В этом же году на месте престола Казанской иконы Божией Матери освятили престол Феодосия Палестинского. В 1823 г. в новой трапезной разрешили устроить придел святителя Николая. Около 1820 г. снесли старую колокольню. Новую звонницу построил в 1853—1854 гг. архитектор Н.В. Дмитриев. Это была четырехъярусная колокольня в русском стиле, декорированная рядом кокошников у основания слегка вытянутого шатра, с четырьмя круглыми окошками и увенчанная маленькой главкой на барабане. В 1895 г. здание обновлялось, наверно, тогда были сделаны новые мраморные иконостасы в приделах. В церкви находились иконы XVII—XVIII веков, Евангелия XVII—XVIII веков.
В феврале 1930 г. церковь закрыли. В 1958 г. в здании храма находился Научно-исследовательский институт музееведения. В 1960-е гг. храм снаружи был отреставрирован под руководством архитектора-реставратора Г.В. Алферовой. В процессе реставрации в приделах обнаружили части мраморного иконостаса. Также было раскрыто позакомарное покрытие. Над апсидами приделов вновь поставили главки. Стены снаружи выкрасили в белый цвет. В 1992 г. в церкви были возобновлены богослужения. Сейчас храм имеет деревянную колокольню. Святыни храма — Казанская икона Божией Матери, иконы святителя Феофана Затворника с частицей мощей и святого праведного Симеона Верхотурского с частицей мощей.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.