(уничтожена).
Сподвижник Петра I князь Борис Иванович Куракин, отправляясь в военные походы, всегда брал с собой образ святителя Николая, стоявший в часовне у Ильинских ворот. Историк Странноприимного дома Л. Воздвиженский писал: «Эта чудотворная икона не раз спасала его в боях, возбуждала в нем геройский дух и укрепляла веру и надежду на спасение при виде гибели среди боевого огня».
Чудотворный образ помог князю в битве под Азовом, и он дал обет на постройку в Москве «во славу св. Николая особого храма, чтобы увековечить память о его спасающей силе на полях брани». Умирая в 1726 г., Б.И. Куракин завещал своему сыну Александру выстроить обетный храм и при нем приют на пятнадцать человек для отставных заслуженных воинов.
Николаевскую домовую церковь в Новой Басманной слободе строили по рисунку, сделанному в Париже. Устроили и придел благоверных князей Бориса и Глеба, первый из которых был ангелом-хранителем Б.И. Куракина. Соединенная ходом с госпиталем, Куракинская церковь по своей величине, изяществу архитектуры, внутреннему украшению считалась первой среди домовых храмов Москвы. Колокольни при ней не было, несколько небольших колоколов находилось на звоннице в виде двух каменных столбов возле западной стены храма.
В 1812 г. госпиталь разграбили, но правнуки Бориса Ивановича в 1820 г. вновь привели церковь в благолепный вид: украсили живописью, позолотили иконостас. Тогда же госпиталь переименовали в Странноприимный дом. В конце XIX в. храм практически превратился в самостоятельный приходской, и в его общине числилось более ста человек. Последний большой ремонт произвели в 1907—1909 гг., когда отреставрировали вызолоченный старинный четырехъярусный иконостас и стенопись (художник А.Н. Уханов и другие). В храме сохранялись многие церковные святыни и историко-мемориальные реликвии. При входе помещалась огромная икона преподобного Серафима Саровского в золоченом киоте. За южной дверью алтаря, против правого клироса — большой образ святителя Николая с чудесами и другая небольшая икона святителя Николая с мощами святого Автонома. Был еще один образ святителя Николая, и на нем в виде панагии — ковчег с частицами мощей святителя Николая, святителя Иоанна Златоуста, великомученика Георгия Победоносца и другой ковчежец с частицей мощей великомученицы Варвары. В трапезной близ Гребневской иконы Божьей Матери стоял старинный резной кипарисовый Крест Господень с предстоящими. Вокруг него в двадцати двух клеймах были изображены мелкой резьбы страсти Христа, а под ними в пятнадцати клеймах — Господские и Богородичные праздники.
1 августа 1918 г. храм был полностью отделен от богадельни и официально объявлен самостоятельным. В этом же году из Странноприимного дома призреваемые были переведены в другие богадельни. В 1930 г. Николаевский храм закрыли, и большинство его святынь прихожане перенесли в соседнюю церковь Иоанна Предтечи на Земляном валу. В 1931 г. храм разрушили.
Николая святителя при Странноприимном доме князей Куракиных церковь
Николая святителя при Странноприимном доме князей Куракиных церковь
Источник: Москва православная Все храмы и часовни.