(1-й Голутвинский переулок, дом № 14).
На этом месте издревле существовал Богородице-Рождественский мужской монастырь. Первое упоминание о нем содержится в духовной великого князя московского Ивана III. Время упразднения монастыря неизвестно; в 1625 г. деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы значится уже приходской. На месте деревянной в 1686 г. стали строить каменную церковь. Первым освятили придел святителя Николая. Главный престол был освящен в 1692 г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Иконы написал в 1691 г. ученик Симона Ушакова, иконописец Оружейной палаты Тихон Филатьев. Ныне они хранятся в Третьяковской галерее. Наиболее известная из них — образ Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет», один из самых ранних среди подобных ему. По преданию, он наиболее точно повторяет древний образ Богоматери «Неувядаемый Цвет», хранившийся в Алексеевском женском монастыре. К двухсветному четверику храма, завершенному кокошниками и глухим пятиглавием, примыкает двухпридельная трапезная с притвором. Она была переделана в 1772 г. в стиле барокко вместе с южным приделом святителя Николая и апсидами храма в 1828 г. Трапезная перестроена по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и расширена северным приделом Тихвинской иконы Божией Матери в стиле ампир. Тогда же на западном фасаде трапезной соорудили небольшой притвор. Трехъярусную надвратную колокольню возвели в 1769 г. Рядом с храмом сохранился дом, в котором родились известные благотворители и собиратели Сергей Михайлович и Павел Михайлович Третьяковы.
В 1923 г. храм закрыли, иконы вывезли. В 1934 г. разобрали колокольню. В 1960-е гг. разрушили ограду, дом причта, завершение храма. В храме располагались различные организации. Богослужения возобновились в 1992 г. В 1993—1995 гг. была проведена реставрация храма, восстановили пятиглавие. Декор храма по-прежнему причудливо сочетает элементы сразу нескольких стилей. Восстановлены в формах XVII века ограда и колокольня. Храм называют по приделу, главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы.