(улица Льва Толстого, дом № 2).
Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1625 г. в связи с основанием здесь, на юго-западной окраине Москвы, государевой Хамовной (ткацкой) слободы. В 1657 г. он был выстроен в камне. Существующее ныне каменное церковное здание возведено в 1679—1682 гг. В 1694 г. к нему пристроили одностолпную трапезную с южным приделом во имя святителя Алексия, митрополита Московского и колокольню.
В главных чертах церковь наследует сложившиеся в XVII веке типичные черты посадского храма. Массивный четверик с пониженной трехчастной апсидой, низкая трапезная и стройная шатровая колокольня поставлены по одной оси «кораблем», как это было широко распространено в XVII веке. Нередкое явление, когда позднейшие пристройки или переделки вносили в план асимметрию. Расширение трапезной и строительство придела с южной стороны в данном случае не нарушают общей гармонии. Основной объем храма — двухсветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом. В декоре есть свои исключительные особенности. Пучки колонок поставлены только на углах, подчеркивая основной четверик. Горка кокошников украшает верх здания. Их нижний ярус не отсечен карнизом от плоскости стены, и этим храм напоминает древние соборы, а кокошники кажутся частью конструкции сводов, а не чисто декоративным элементом. Вертикальная устремленность композиции усиливается также вытянутыми пропорциями окон, острыми завершениями наличников, стройными барабанами главок. Характер декора, цветные изразцовые вставки, пышные наличники и порталы, подчеркнуто декоративная колокольня — типичны для русского зодчества XVII века. При реставрации храма сохранили подлинную раскраску конца XVII века — белый фон и ярко красные с зеленым детали. Снаружи на стенах — возле входов и на стенах придела — вставлены каменные надгробные доски XVII — первой половины XVIII века.
Отдельного внимания заслуживает праздничная, нарядная колокольня. Ее декоративные детали проработаны тоньше, чем детали самого храма. Она относится к классическому для XVII века типу звонниц — восьмерик на четверике. Особенностью строения является высокий вытянутый восьмерик, переходящий в ярус звона. Привлекает внимание обилие декоративного оформления колокольни. Во втором ее ярусе выделяются два окна со сложными наличниками из фигурного кирпича, увенчанные килевидными кокошниками, соединенные киотом в единую композицию. Особую нарядность создают цветные изразцы. Очень богато украшен «звон» с зубчатыми арками и большими и малыми кокошниками «вперебежку» в подножии шатра. На колокольне сохранились многие старинные колокола, в том числе колокол 1685 г., отлитый мастером Михаилом Ладыгиным.
В 1992 г. на колокольню был поднят 108-пудовый колокол, снятый отсюда в 1930-е гг.
В 1757 г. в северной части трапезной, не меняя ее объема, устроили придел во имя святителя Димитрия Ростовского, сразу же после его прославления. Придел переосвятили 5 ноября 1872 г. 1872 г. в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Южный придел не менял своего посвящения во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Несмотря на то, что церковь пострадала во время пожара Москвы в 1812 г., облик храма дошел до нас без существенных изменений. В XIX веке при ремонтных работах заменили иконостасы главного алтаря и приделов, но многие образа в них сохранились старинные. В советское время храм не закрывался.
Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных» в иконостасе северного (левого) придела, в особо устроенном резном киоте. Сам образ потемнел от времени. Изображение Пречистой Девы Богородицы на святой иконе — поясное; Она держит Богомладенца, обеими ручками сжимающего Ее руку. В старину такой жест был распространен при заключении договоров в знак ручательства за верность взятым обязательствам. Само слово «Споручница» означает — Поручительница, Посредница между милосердным Богом и грешным человеком, Ходатаица за род человеческий. По старой московской традиции иконой Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» родители благословляют детей на брак. Перед этим чудотворным образом каждый вторник совершается вечерня с чтением акафиста, составленного в 1933 г. протоиереем Василием Доронкиным.
В храме находятся две иконы XVII века святителя Алексия, митрополита Московского. Одна из них — в иконостасе южного придела — по преданию происходит из Чудова монастыря, другая — в центральном иконостасе — написанная царским изографом Иваном Максимовым (1686 г.). Примечательной особенностью этого образа явдяется изображение на нем Московского Кремля со Спасскими воротами. Другие почитаемые иконы — Смоленская икона Божией Матери (XVII в.), Владимирская иконы Божией Материы (подарок патриарха Пимена к 300-летию храма), икона Божией Матери «Утоли моя печали», икона Божией Матери «Скоропослушница», икона Божией Матери «Троеручица», икона мученика Иоанна Воина (XVII в.)