Николая святителя в Мясниках церковь

Найдено 1 определение
Николая святителя в Мясниках церковь
(уничтожена).
В средневековой Москве на востоке от Кремля, в Земляном городе располагалась слобода мясников, которая дала название улице, идущей к ней, — Мясницкая. В центре слободы стоял ее приходский храм святителя Николая Чудотворца. Он был древний, но документально известен только с XVII века. Храм принадлежал к типу бесстолпных посадских церквей, появившихся в Москве на рубеже XV—XVI веков. Еще в начале XX века их в Москве было довольно много, но после массовых сносов 1930-х гг. почти не осталось. Уничтожили и церковь Николая в Мясниках. Представить это уникальнейшее здание теперь можно только по фотографиям.
Церковь Николы в Мясниках, если судить по архитектурным формам, относится к первой половине XVI века. Она была небольшая, сложенная из белого камня. Крещатый свод был одним из красивейших в Москве. Эту конструкцию свода разработали на Руси итальянские зодчие, приехавшие по приглашению московских великих князей. Здание имело восьмискатное покрытие и красивую главу с типично московским узором на барабане. Апсида была одна, полуциркульная в плане. В 1646 г. по челобитью купца Гостиной сотни Матвея Сверчкова к основному храму пристроили придел апостола Матфея. Храм перестраивался в конце XVII века. Он являлся центром квартала и стоял в глубине участка.
В начале XVIII в., когда формировалась фасадная линия улицы, к ней выдвинули придел Сошествия Святого Духа и отдельно стоящую колокольню. По преданию, записанному в начале XX в., этот придел строил некий думный дьяк, чтобы умилостивить Бога за грех непочтения к своему отцу. В конце XVIII в. скромный по размерам придел перестроили в большую церковь. После этого Никольский престол стал считаться придельным при храме Сошествия Святого Духа, но весь храм продолжали по традиции называть Николо-Мясницким.
Храм был построен в стиле раннего классицизма, но от его архитектурного убранства остался только иконостас. Весь ансамбль в корне перестроили еще раз в 1881—1896 гг. архитекторы В.Н. Веригин и С.В. Шервуд. Не измененным остался только храм XVI века, но к нему пристроили трапезную, притвор и невысокую колокольню. Здание храма Сошествия Святого Духа выстроили почти заново. Его фасады получили новую обработку. На улицу стал выходить южный фасад с плоским пилястровым портиком. Завершение, по-видимому, осталось в старых формах: большой барабан со сферическим куполом и маленькая главка на нем. Красивым был интерьер: просторный, полный света и радостный. Иконостас был сделан в форме классической ротонды еще в конце XVIII века, при перестройке его сохранили, заменив только створки Царских врат на более вычурные. Переход в древний храм имел большие арки с цветными стеклами. Четырехъярусная колокольня стала одной из самых высоких в этом районе. Декорация первого и второго ярусов частично осталась от 1737 г., а верхний ярус сильно переделали. Колокольня после перестройки конца XIX в. составила с новым храмом стилистически единое целое.
Никольский храм снесли летом 1928 г. На его месте в 1929—1936 гг. французский архитектор Ле Корбюзье при участии советского архитектора Н.Я. Колли построил здание Наркомата легкой промышленности, считающееся одним из лучших произведений конструктивизма в Москве.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.