(уничтожен).
Никольская улица вот уже более шести веков носит имя одного из древнейших монастырей Москвы. В разное время Никольский монастырь именовали по-разному: Никола Старый у Большого Крестца, Никола Большая Глава, что у крестного целования, Николаевский, Никольский Греческий, Афоногорский. Основан он был в конце XIV века и впервые в летописи упоминается в 1390 г. Как и находившийся напротив него Богоявленский, в древности он был центром переписки книг. Существуют сведения, что до 1525 г. Никольскую обитель делили между собой монахи и монахини, которые сообща вели хозяйство и участвовали в богослужениях. После открытия женской Новодевичьей обители Никольский всегда оставался мужским монастырем. В середине XVI в. его территория уже вполне определилась. С севера он был ограничен новой Китайгородской стеной, с востока к нему примыкал Печатный двор, а с запада — постройки Заиконоспасского монастыря. Со стороны улицы в древности стояла деревянная часовня. Сообщение в летописи о пожаре, возникшем в монастыре 19 мая 1564 г., сохранило для нас интересные подробности о бывших в нем постройках. При пожаре сгорели две церкви, восемь келий и деревянные кровли остальных строений.
Греческие монахи впервые появились в Никольском монастыре в 1556 г. Иван Грозный пожаловал его афонским монахам из Хиландарского монастыря для временного проживания, что было подтверждено царской грамотой от 7 марта 1556 г. Эта жалованная грамота на владение обителью подтверждалась позже царями Федором Ивановичем и Михаилом Федоровичем. Монастырь стал называться Афонским или Николо-греческим подворьем. Царь Алексей Михайлович в 1653 г. позволил вести службы на греческом языке, а после того, как архимандрит Пахомий привез в Москву с Афона точную копию с чудотворной Иверской иконы Божией Матери, пожаловал 19 мая 1669 г. греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольским монастырем.
Сохранилось немного подробностей о постройках обители того времени. Известно, что на улицу выходила церковь святых Константина и Елены при братских келиях, построенная в 1644 г., под ней в 1646 г. расположили часовню святителя Николая, выступавшую за линию фасадов боковых зданий. В этой часовне, очень почитаемой в народе, находилась святыня — икона святителя Николая, привезенная с Афона архимандритом Пахомием. Перед святым образом горела неугасимая лампада. До начала XVIII века между местными жителями существовал обычай ежедневно в сумерки брать огонь из часовни и зажигать им свечи в своих домах.
Обитель к концу XVII в. имела обширный ансамбль. Видевший ее путешественник Я. Рейтенфельс писал, что она «малым, чем уступала греческому кварталу в Риме». Православные иностранцы, жившие в Москве, по традиции собирались вокруг духовного центра — Никольского монастыря. Это были греки и сербы, армяне и грузины — торговцы и священники. Может быть, не случайно в 1711 г. Петр I пожаловал землю возле Никольского монастыря молдавскому господарю, светлейшему князю Дмитрию Кантемиру, вынужденному эмигрировать в Россию после неудачного Прутского похода. С именем этого государственного деятеля, энциклопедически образованного человека, ученого, члена Берлинской академии наук, связан период создания нового монастырского ансамбля. Построив дом между обителью и Синодальной типографией, Кантемир и его сыновья стали крупными вкладчиками монастыря. На их средства вместо ветхого старого храма выстроили каменный двухъярусный собор, освященный 18 сентября 1736 г. Нижний храм — святителя Николая, верхний — Успения Пресвятой Богородицы.
Монастырский собор еще раз значительно перестроили в 1795—1801 гг. по проекту М.Ф. Казакова. В 1801 г. новый собор освятили. Он приобрел строгие классические портики на фасадах и купол с люкарнами, завершенный изящным фонариком с крестом. При этом трапезная и алтарь сохранились от 1736 г. Гравюры начала XIX века наглядно представляют, насколько важную градостроительную роль играл выразительный новый силуэт Никольского храма в панораме Китай-города со стороны Театральной площади. Внутри собора, судя по старым фотографиям, сохранялся редкий по красоте и качеству исполнения четырехъярусный барочный иконостас с богатой позолоченной резьбой и сложными картушами завершения. Стенные росписи были сделаны в разные периоды XIX века. Устремленное ввысь внутреннее пространство было перекрыто крутым сомкнутым лотковым сводом, прорезанным световыми окнами. 3 сентября 1812 г. Никольский монастырь был разорен французами. Известно, что они ободрали иконостас, разграбили ризницу и издевались над архимандритом и иноками. Обитель долго не могла восстановить разрушенное, только в 1848 г. на средства купца М. Бостанджогло привели в порядок храм. В 1902 г. по проекту архитектора Г.А. Кайзера вдоль улицы выстроили новое здание монастырского подворья с гостиничными и конторскими помещениями. Его асимметричный фасад был выдержан в русско-византийском стиле, наверху находилась небольшая колокольня под луковичной главкой. Архитектурным декором ясно выражалось особое культовое предназначение центральной части дома, где освятили часовню святителя Николая. Портал с витыми колонками и кокошниками обозначал вход в нее, над ним сложное трехчастное окно. Под колокольней иная композиция, завершенная килевидным кокошником. Это здание сохранило свой декор до наших дней, сохранился и основной объем колокольни, утрачена лишь глава.
Монастырь закрыли после 1923 г., в зданиях келий разместились различные учреждения. Главной потерей была утрата собора в 1933—1935 гг. Сейчас вместо него — пустое пространство. Сохранилось каре трехэтажных монастырских келий, построенных в начале XX века архитектором К.Ф. Буссе. Их фасады, очень скромной архитектуры, объединены единым мотивом декоративных наличников второго этажа. Через некогда замкнутый двор монастыря пробит сквозной проход с Никольской улицы на Театральную площадь. Здание, выходящее на Никольскую улицу, ныне занимает Российский государственный гуманитарный университет.
Николая святителя в Никольском греческом монастыре собор
Николая святителя в Никольском греческом монастыре собор
Источник: Москва православная Все храмы и часовни.