Николая святителя в Столпах церковь

Найдено 1 определение
Николая святителя в Столпах церковь
(уничтожена).
В начале XV в. в районе современной улицы Покровки был основан Златоустовский монастырь, а в 1479 г. (дата завершения строительства Успенского собора Московского Кремля) Иваном III в монастыре был отстроен каменный собор во имя патрона великого князя — святого Иоанна Златоуста. При Иване Грозном на углу Малого Златоустовского переулка стояла церковь праведных Симеона и Анны. Возможно, уже с XVI века она стала называться по существовавшему тогда Никольскому приделу. В связи с этим переулок называли Никольским или Столповским. До XVII века церковь, скорее всего, была деревянной. Как каменная она впервые упоминается в 1629 г. после пожара, истребившего почти все строения Покровки. При царе Михаиле Федоровиче на территории прихода церкви Николы в Столпах, наряду с княжескими и другими дворянскими дворами, находилась немецкая колония. Поселение немцев и появление рядом с православными храмами протестантских часовен вызвало недовольство духовенства. Царю была подана челобитная с жалобами на уменьшение числа прихожан в православных церквах и прошением о высылке немцев с окрестностей Покровки. Михаил Федорович немцев не тронул, лишь приказал сломать часовни и запретил иноземцам покупку новых дворов. И только Алексей Михайлович велел построить для иноземцев Немецкую слободу на Яузе, что, впрочем, не помешало им при Петре I вернуться на прежние места.
Во второй половине XVII века в этой местности появились дворы именитых бояр: Ивана Михайловича Милославского — родственника царя по первому браку и Артамона Сергеевича Матвеева — опекуна Натальи Кирилловны Нарышкиной, второй жены царя Алексея Михайловича. В 1669 г. по инициативе А.С. Матвеева и по приказу и при участии самого государя здесь возвели новый каменный храм. Строителем его был зодчий церкви святителя Григория Неокесарийского на Полянке Иван Кузмин Кузнечик. Существует любопытное свидетельство, что этот зодчий служил стрельцом в полку Артамона Матвеева, царского фаворита, известного западника, женатого на англичанке и воспитывавшего будущую царицу несколько иначе, нежели было принято в домостроевской Москве.
Церковь представляла собой большой двухэтажный храм на высоком подклете, который служил усыпальницей рода Матвеевых. Главный престол в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Рождества Иоанна Предтечи находился наверху. Однако за церковью прочно закрепилось наименование по нижнему престолу святителя Николая. Это был типичный посадский кубовидный храм — пятиглавый, с сомкнутым сводом, украшенным рядами килевидных кокошников «вперебежку», тройным алтарем и фасадами, декорированными в стиле «московского узорочья» середины XVII века. Сюда входят и пышный карниз с изразцовым фризом, и угловые колонки, и фигурные наличники окон. Храм строился на средства богатых заказчиков, которые не пожалели средств на его украшение. Его оригинальной чертой является отсутствие трапезной, при наличии широкой крытой галереи с трех сторон и симметричных приделов в восточной части, что так характерно для XVI — начала XVII века. Завершала ансамбль изумительной красоты колокольня — шатровая, с пятью рядами слухов, одна из самых высоких и стройных в Москве. В 1672 г. по распоряжению Алексея Михайловича храм расписали царские иконописцы.
В 1682 г. во время стрелецкого бунта, разгоревшегося во время борьбы между сторонниками малолетнего Петра I и его противниками Милославскими, во главе с царевной Софьей, А.С. Матвеев был убит. Его похоронили в ограде приходской церкви Николы в Столпах. В 1820 г. на месте могилы Матвеева архитектор А.Ф. Элькинский на средства канцлера графа Н.П. Румянцева (правнука А.С. Матвеева) выстроил усыпальницу в стиле классицизма. По иронии судьбы, здесь же в усыпальнице храма святителя Николая был погребен в 1685 г. злейший враг Матвеева — боярин И.М. Милославский. Однако в 1697 г. его покой был нарушен. Во время казней участников заговора Цыклера-Соковнина, Петр приказал разрыть могилу Милославского, которого он считал идейным вдохновителем всех покушений на свою особу, и доставить на свиньях гроб в село Преображенское. Там его поставили под плахой с тем, чтобы кровь казненных текла в гроб. В настоящее время надгробная плита И.М. Милославского находится в Донском монастыре, куда была перенесена из церкви Николая в Столпах, когда в монастыре размещался ГНИМА имени А.В. Щусева. В XIX в. прихожанином церкви Николы в Столпах был великий русский поэт Федор Тютчев, живший в доме неподалеку. Неоднократные пожары почти полностью уничтожили первоначальное убранство и святыни, однако до начала XX в. бережно сохранялись несколько древних (существовавших еще до 1669 г.) икон.
В 1938 г. церковь уничтожили, и на ее месте выстроили типовое школьное здание. Напоминанием о храме Николы в Столпах является наличник, перенесенный в Донской монастырь и вмонтированный в нишу монастырской стены.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.