Никольский Александр Сергеевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Никольский Александр Сергеевич

Никольский Александр Сергеевич - писатель (1755 - 1834). Из трудов его пользовались известностью: ""Логика и риторика"" (Санкт-Петербург, 1790; 5-е изд.) и ""Основания российской словесности"" (Санкт-Петербург, 1792; 7-е изд.). Перевел ""Путешествие Анахарсиса"" (Санкт-Петербург, 1834) и мн. др. - Ср. Некролог Никольскому в ""Записках Ученого Комитета Главного Морского Штаба"" (1834, ч. XI).

Источник: Биографический словарь. 2008

Никольский, Александр Сергеевич

— писатель (1755—1834); учился в духовной семинарии, был учителем, служил в Берг-коллегии, потом в адмиралтейском департаменте. Из трудов его пользовались известностью: "Логика и риторика" (СПб., 1790; 5 изд.) и "Основания российской словесности" (СПб., 1792; 7 изд.). Кроме того, Н. перевел соч. Квинтилиана, "Путешествие Анахарсиса" и мн. др.


Ср. некролог Н. в "Записках Ученого Комитета Главного Морского Штаба" (1834, ч. XI).


{Брокгауз}





Никольский, Александр Сергеевич


член Росс. ак. 1803 г., ст. сов., писатель и переводч. с франц. 1783—1823 г.



Дополнение: Никольский, А. (кажется, одно лицо с А. С. Никольск.), один из 3-х авторов-составителей "Лесного словаря" 1843—5 г.


{Половцов}






Никольский, Александр Сергеевич


Род. 1884, ум. 1953. Архитектор. Один из авторов проекта застройки Ленинграда, стадиона им. С. М. Кирова (1932—50) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1951).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

НИКОЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
(1755—1834) Александр Сергеевич Никольский, академик, переводчик, один из первых российских теоретиков литературы. Он родился в 1755 г. в Московской губернии, в семье дьячка. Первоначальное образование получил в семинарии Троиие-Сергиевой лавры, в стенах которой по окончании курса в 1776 г. остался учительствовать. В 1782 г. переезжает в Санкт-Петербург и становится учителем в Воспитательном доме. Через десять лет начинается быстрый карьерный рост как государственного чиновника. В 1802 г. он избран в члены Российской Академии наук, а концу 1820-х гг. дослужился до чина действительного статского советника в стенах Государственного адмиралтейского департамента, удостоен орденов и отличий.
Карьера чиновника счастливым образом сочеталась с научными интересами в области философии и словесности. На протяжении многих лет он знакомил российскую публику с образцами европейской научной мысли, переведя такие труды, как «Риторические наставления» Фабия Квинтилиана, «Утешитель, или Философические рассуждения о благе мира сего» Бособра, «Рассуждения о механическом составе языков и физических началах этимологии* Бросса и мн. др.
Большой популярностью пользовался его учебник для духовных училищ «Логика и риторика» (1790), выдержавший на протяжении четверти века пять изданий.
А. С. Никольский принимал активное участие в деятельности Академии наук. По поручению А. С. Шишкова он взялся за составление словаря словесных наук, вылившееся в написание самого значительного его труда «Основания российской словесности» (1807). Предназначенная изначально для учащихся морских училищ, эта книга, выдержавшая на протяжении двадцати с небольшим лет семь изданий, стала одним из первых полномасштабных трудов по теории литературы, отразившим общий уровень филологического мышления в России начала XIX в.
«Основания российской словесности» состояли из двух частей — грамматики и риторики. Теория поэзии трактовалась в книге Никольского таким образом, что к первой части было отнесено словоударение и стихосложение, а ко второй — «все роды сочинений пиитических». Впервые в русской филологии Никольский дал не только определение предмета изучения — словесности, которую назвал «способностью выражать свои мысли словами», но и определение дисциплины, которая ее изучает — «учение о словесности* или «основание словесности*. Это разграничение, не проводившееся до Никольского, позволяет считать, что разработка теории словесности в России начинается именно с выходом его труда.
В делении поэзии на роды и виды Никольский опирался на «Правила пиитические* А. Д. Байбакова. Судя по тому, от чьего лица ведется повествование, он разделил все сочинения на повествовательные, драматические и смешанные. Повествовательная поэзия, в которой «пиит описывает какую-нибудь вещь от своего лица*, делится, в свою очередь, на эпиграмматическую и лирическую. Поэзия драматическая делится на комедию, оперу, смешанную оперу и драму. Из соединения поэзии повествовательной с драматической происходит поэзия смешанная, «в которой сам пиит повествует о каком-нибудь происшествии, и вводит другие лица, разговаривающие или повествующие». Смешанная поэзия имеет две разновидности — эпическую и сельскую. К ней относятся также романы, романсы и басни.
Отличительной особенностью труда Никольского является то, что он опирался главным образом на национальный художественный опыт, что было особенно ценно.
Примечательно, что в учении Никольского о поэтических родах и вилах нет сатиры, а следовательно, и самой теории сатиры, а также отсутствуют рассуждения о критике, которая уже в 1792 г. была провозглашена равноправной «словесной наукой». В то же время несомненной заслугой Никольского является то, что именно он ввел в теоретико-литературное сознание новые представления о сущности поэзии. «Поэзия, — утверждал он, — учит вообще вымышлять и описывать или одни чистые вымыслы, или не более как соединенные с какою-нибудь истиною оратор описывает только те явления, которые примечает в природе, не прибавляя ничего к истинному; а пиит подражает природе творением нового». Поэт как творец нового «собирает несколько картин пленительных или поразительных, порознь существующих в природе, и составляет из них какую-нибудь общую, пленительнейшую или поразительнейшую. По воле его все переменяется в природе; по воле его собираются все вообразимые прелести для украшения какого-нибудь места или предмета; по воле его соединяются все сладчайшие удовольствия для упоения какого-нибудь щастливого смертного или собираются все смертельные ужасы для поражения какого-нибудь несчастного». Такое определение цели и сущности поэзии в труде Никольского шло вразрез с господствующей теорией подражания и свидетельствовало о том, что русская теоретико-литературная мысль первого десятилетия XIX в. вовсе не была подчинена засилью «классицистских» теорий о сущности поэзии, литературы и искусства в целом, как принято считать, а развивалась и в других направлениях, более соответствующих современным представлениям.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ А. С. НИКОЛЬСКОГО
Краткая логика и риторика дпя учащихся в российских духовных училищах: 2-е изд. М.: Тип. А. Решетникова, 1803. 4, 80 с.
Основания российской словесности. Ч. 1—2. 7-е изд. СПб.: Тип. И. Глазунова, 1830.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.