Никон (Великий), игумен Киево-Печерского монастыря

Найдено 1 определение
Никон (Великий), игумен Киево-Печерского монастыря
Никон (Великий) (ум. 1088 г.) – игумен Киево-Печерского монастыря, летописец. Сведения о Н. содержатся в Повести временных лет, Житии Феодосия Печерского (см. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря) и в Патерике Киево-Печерском. Не позднее 1058 г. поселился вместе с отшельником Антонием в пещере на берегу Днепра; впоследствии на этом месте возник Киево-Печерский монастырь. Н. пользовался большим авторитетом (Нестор в своем Житии Феодосия называет его Н. Великий). Это дало М. Д. Приселкову основания предположить, что под именем Н. принял схиму в 50-х гг. XI в. бывший митрополит Руси Иларион. В 1060 и 1061 гг. (по расчетам А. А. Шахматова) Н. постриг сына боярина Иоанна и одного из приближенных Изяслава (в монашестве они приняли имена Варлаама и Ефрема) и этим навлек на себя гнев князя. В 1061 г. Н. был вынужден покинуть Киев и уехать в Тмуторокань, где основывает монастырь. В 1067 г. Н. приехал в Киев с поручением добиться поставления в Тмуторокань нового князя вместо умершего Ростислава. В 1068 г. Н. возвращается в Киево-Печерский монастырь. Как сообщает Нестор, Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, наставлял братию «духовными словесы», а Великий Н. по его просьбе поучал «из книг почитающе». В период междоусобицы, когда Изяслав был изгнан из Киева Всеволодом и Святославом, Н., видимо оставшийся на стороне изгнанного Изяслава, был вынужден снова уехать в Тмуторокань, откуда вернулся, возможно, лишь в 1077 г. С 1078 г. и до смерти Н. был игуменом Киево-Печерского монастыря.
О книгописной деятельности Н. свидетельствует то же Житие Феодосия. По словам Нестора, «многажды» бывало, что Н. сидит и «делает книги», а Феодосий, сидя рядом, «прядет нити, еже на потребу таковому делу». Гипотеза о Н. как авторе летописного свода, составленного около 1073 г., принадлежит А. А. Шахматову. Ученый основывался на наблюдениях над характером летописных статей и соотнесенностью их с данными биографии Н.: киевские события излагаются с позиций очевидца в годы, когда Н. находился в Киеве, а события в Тмуторокани – в годы, когда он пребывал там. Как полагают, гипотетически восстанавливаемый свод Н. явился продолжением древнейшего свода 1037 г. (по гипотезе А. А. Шахматова) или «Сказания о распространении христианства на Руси» (так условно назвал предшествующее летописное повествование Д. С. Лихачев). Именно Н., по этой гипотезе, придал историческим записям форму погодных статей и, таким образом, явился создателем специфической именно для русской историографии погодной структуры летописания. По мнению Д. С. Лихачева, Н. впервые изложил новгородскую легенду о призвании варягов и высказал предположение, что киевский князь Игорь является сыном Рюрика, «призванного» новгородцами. Возможно, Н. ввел в летопись версию о крещении Владимира Святославича не в Киеве, а в Корсуни (Херсонесе), легенду о том, как Ольга перехитрила греческого императора, рассказ об основании Киево-Печерского монастыря. Полагают также, что некоторые подробности войны Руси с Византией в 1043 г., а также новгородские предания (о призвании варягов) Н. рассказал боярин Вышата, бежавший в 1064 г. в Тмуторокань, где в то время уже находился Н. Свод Н. был использован впоследствии составителем Начального свода в 1093–1095 гг.
Лит.: Шахматов. Разыскания, с. 423–460; Приселков М. Д. 1) Митрополит Иларион – в схиме Никон – борец за независимую русскую церковь (Эпизод из начальной истории Киево-Печерского монастыря). – В кн.: Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911, с. 188–201; 2) Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 1913; 3) История русского летописания XI–XV вв. Л., 1940, с. 24–26, 31–33; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947, с. 82–93; Каргер М. К. К характеристике древнерусского летописца. – ТОДРЛ, 1955, т. 11, с. 59–71.
О. В. Творогов

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987