НИКОН

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Никон
игумен Киево-Печерского монастыря. Стал игуменом после смерти Стефана. Умер в 1088 г.
ПВЛ: 127,130,137,328,331, 338; Татищев: 95.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

НИКОН
?-1088), игумен Киево-Печерского монастыря с 1074, писатель. Выступал против княжеских усобиц. По мнению ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, послужившего одним из источников "Повести временных лет".

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

НИКОН
   • Nicon,
         ?????,
       1. писатель средней или новой комедии;
       2. учитель Секста Фабия, автор сочинения ????? ??????????;
       3. архитектор и геометр, отец Галена, живший во 2 в. от Р. X.;
       4. один молодой тарентинец, который вместе с некоторыми сверстниками передал Ганнибалу Тарент и при обратном завоевании его римлянами пал в отчаянной битве. Liv. 25, 8. 9. 26, 39. 27, 16.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Никон
(светское имя Никита Минов) (1605–1681) — патриарх русской церкви, из мордовских крестьян. Был священником в родном селе; постригшись в монахи, стал игуменом Кожеозерского монастыря. В 1652 г. возведен в сан патриарха. По инициативе правительства и в соответствии с его политическими целями начал проведение церковных реформ: исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах. Результатом нововведений стал раскол русской церкви, названный Никоновским расколом, начались преследования старообрядцев (крестились двумя перстами и т. д.).

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

Никон

Никон


исправитель книг, патриарх, р. 1605, † 17 авг. 1681.


{Венгеров}





Никон


архимандр. Воскресенск. Новоиерусалимск. м-ря, дух. писатель.


{Венгеров}





Никон


авт. опис. Балаки Георгиевск. первокл. мон. (Чернигов, 1862), архим.


{Венгеров}





Никон


брат Амвросия Зертис-Каменского, архим., † 29 сент. 1771.


{Венгеров}





Никон


дух. писатель, архим., эконом митроп. дома в СПб., † в СПб. 12 февр. 1902 (убит).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Никон
(1605-1681) – патриарх Московский и всея Руси в 1652-1667. Провел церковные реформы с целью унификации богослужения и церковных текстов. Деятельность Никона по исправлению книг и обрядов по греческим образцам вызвала протест значительной части русского духовенства, приведший к расколу Русской православной церкви. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» стало причиной разрыва патриарха с царем Алексеем Михайловичем. В 1658 оставил патриаршество, удалился в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. В 1664 самовольно вернулся в Москву, но был выслан обратно. На церковном соборе 1666-1667 лишен сана, сослан в Ферапонтов монастырь.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Никон
(Никита Минов, 1605 – 1681) – патриарх Московский и всея Руси. Был священником в Москве, затем монахом, архимандритом Московского Новоспасского монастыря (1646), а с 1648 г. – митрополитом Новгородским. Сблизился с царем Алексеем Михайловичем, при содействии которого в 1652 г. стал патриархом. Провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по византийским образцам, коррективы в обрядности, веление регулярной церковной проповеди и т.п.), вызвавшую движение за сохранение старых обрядов (См. Старообрядчество), которое привело к церковному расколу. Попытка поставить патриаршество выше самодержавия породила конфликт между Никоном и царем. Рассчитывая, что царь не сможет обойтись без него, Никон в 1658 г. демонстративно отрекся от патриаршества, однако шантаж успеха не имел. Собор 1666г. низложил Никона. Он был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь. См. Раскол.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

НИКОН
1605 —  1681) — шестой патриарх Московский и Всея Руси. Принял пострижение в Анзерском скиту на Белом море, с 1643 г. — игумен Кожеозерского монастыря (близ Каргополя), с 1646 г. — архимандрит московского Новоспасского монастыря. Митрополит Новгородский с 1648 г., в 1652 г., по рекомендации Алексея Михайловича, был избран патриархом. Инициатор богослужебной реформы (исправление богослужебных книг и икон по греческим образцам, некоторые изменения в обрядах, введение регулярной церковной проповеди и т. п. ), вызвавшей к жизни движение за сохранение старых обрядов, которое привело к церковному расколу. Был сторонником усиления патриаршей власти и ее превосходства над властью светской, что и стало в конце концов причиной конфликта с царем (первоначально Алексей Михайлович оказывал Никону значительную поддержку). Был низложен в 1666 г. и сослан в Ферапонтов, а затем в Кириллов-Белозерский монастырь. В 1681 г. возвращен из ссылки, скончался на пути в Ярославль.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

НИКОН
(светск. имя Минов Никита) (1605—1681) — русский патриарх с 1652 г. Родился в Нижегородском уезде в семье мордовского крестьянина. В 20 лет стал священником в своем селе, а в 30 постригся в монахи. Благодаря энергии и смелости сделал блестящую церковную карьеру и стал патриархом Русской церкви. По инициативе правительства в соответствии со своими убеждениями в 1653 г. стал проводить церковную реформу по поправлению книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, унификации обрядов и встраивании церкви в общегосударственную структуру. Реформы встретили неприятие значительной части духовенства, в церкви возник раскол. Последователей Никона стали называть «никониане», его противников, среди которых было много его единомышленников по Кружку ревнителей благочестия, назвали «старообрядцы», или раскольники. Никон выдвинул тезис «Священство выше царства». Это, а также произвол и властность патриарха привели к разрыву с царем. В 1658 г. Никон удалился в построенный по его воле Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Царь не только не попросил его вернуться, но выслал обратно. Церковный собор (1666—1667) подтвердил реформы Никона, но снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. В 1681 г. Алексей Михайлович разрешил Никону вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. В дороге он умер. Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

НИKОН
(Никита Минов; 1605-1681) – Патриарх Московский и всея Руси в 1652-1667 гг. Родился в 1605 г. в семье мордовского крестьянина, вскоре переселился в Москву, где получил приход. Десять лет продолжалась его супружеская жизнь, но все трое детей его умерли в младенчестве, и он, потрясенный горем, увидел в этом знак Божий. Никита уговорил жену принять иноческий постриг и сам в тридцать лет на Соловках, в Анзерском скиту, принял монашество с именем Никон.
В 1643 г. он стал игуменом в Kожеезерском монастыре. В 1646 г. игумен Никон был возведен в сан архимандрита московского Новоспасского монастыря. В это же время царь Алексей Михайлович приблизил его к себе и обычно по пятницам беседовал с ним на духовные темы. Избранный в 1649 г. митрополитом Новгородским Никон во время страшного голода и последовавшего затем бунта в Новгороде в 1650 г. проявил изумительную твердость духа и достоинство архипастыря.
Выбранный в 1652 г. Патриархом Московским и всея Руси, провел церковные реформы с целью унификации богослужения и церковных текстов. Деятельность Никона по исправлению книг и обрядов по греческим образцам вызвала протест значительной части русского духовенства, приведший к расколу Русской Православной Церкви. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» стало причиной разрыва патриарха с царем. В 1658 г. оставил патриаршество, удалился в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. В 1664 г. самовольно вернулся в Москву, но был выслан обратно. На церковном Соборе 1666-67 гг. лишен сана, сослан в Ферапонтов монастырь.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

НИКОН
1. (ум. 1088) - церковно-политич. деятель Киевской Руси, писатель, летописец. По мнению М. Д. Приселкова, под именем Н. в киевском Печерском монастыре был пострижен первый рус. митрополит Иларион. В 1061 Н. был вынужден покинуть Киев из-за враждебного отношения князя Изяслава и основал монастырь близ Тмутаракани. В 1074 стал игуменом Печерского монастыря в Киеве. Н. вел борьбу против княж. междоусобиц. По мнению А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова, Д. С. Лихачева, М. К. Каргера, Н. был автором летописного свода 1073 - одного из источников "Повести временных лет". Н. придавал большое значение точности датировок и принципу погодного хронологич. изложения материала. Лит.: Приселков М. Д., Нестор летописец, П., 1923; Лихачев Д. С., "Повесть временных лет" (историко-литературный очерк), в кн.: Повесть временных лет, ч. 2, М.-Л., 1950; Каргер M. К., К характеристике древнерус.летописца, "ТрОДРЛ", т. 11, М.-Л., 1955.

А. М. Сахаров. Москва. 2. (светское имя - Никита Минов) (1605 - 16.VIII.1681) - церк.-политич. деятель России 17 в., патриарх рус. церкви. Род. в Нижегородском у. в семье мордовского крестьянина. В 20 лет стал священником в своем селе. В 1635 постригся в монахи. В 1643 стал игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 Н. своей энергией и смелостью обратил на себя внимание Алексея Михайловича. С этого времени началось возвышение Н., к-рый использовал свое все более возрастающее влияние на царя (царь называл Н. своим "собинным другом"). В 1646 Н. был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве и примкнул здесь к влиятельному "кружку ревнителей благочестия". В 1648 Н. стал митрополитом в Новгороде, где принял активное участие в подавлении восстания 1650. В 1652 Н. был возведен в сан патриарха. Весной 1653 по инициативе пр-ва и в соответствии с его политич. целями Н. начал проведение церк. реформ. Исправление книг и обрядов по греч. образцам, принятым в южнослав. странах, служило укреплению церковно-политич. связей России с этими странами; унификация культа подчиняла церковь общегос. системе централизации. Реформы были враждебно встречены значит. частью рус. духовенства, выступившей против нововведений; в церкви возник раскол. Н. и светская власть преследовали раскольников, среди к-рых были и единомышленники Н. по кружку ревнителей благочестия.

Н. активно участвовал в решении политич. вопросов. Он склонял царя к прекращению войны с Польшей и был сторонником борьбы со Швецией за Балт. побережье. Неудача борьбы за выход к морю была поставлена в вину патриарху. Рост недовольства в придворных кругах произволом и властностью Н. вызвали расхождение между царем и Н. По мысли царя, церк. реформы должны были стать новым этапом подчинения церкви светской власти. Н., напротив, стремился использовать реформу для укрепления церк. организации и усиления власти патриарха с тем, чтобы освободить церковь из-под опеки светской власти. Выдвинув тезис "священство выше царства", он пытался противопоставить власть патриарха власти царя. Разрыв произошел в 1658, когда Н., оставив патриаршество, уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но его не только не просили вернуться, а приказали оставаться в монастыре. Когда Н. в 1664 самовольно приехал в Москву и попытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно. Церк. собор 1666-67, подтвердив проведенные Н. реформы, снял с него сан патриарха. Н. был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1681 царь Федор Алексеевич разрешил Н. вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер.

Лит.: Быков A. A., Патриарх Никон. Биографич. очерк, СПБ, 1891; Гиббенет Н. A., Ист. исследование дела патриарха Никона, ч. 1-2, СПБ, 1882-84; Каптерев Н. P.Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев-Посад, 1909-12; Никольский H. M., Истории рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Устюгов Н. В. и Чаев Н. С., Рус. церковь в XVII в., в сб.: Рус. гос-во в XVII в., М., 1961.

В. С. Шульгин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Никон
1605 - 1682 гг.) - шестой патриарх Московский и всея Руси. Родился в 1605 г. в семье крестьянина села Вельдеманова Княгининского уезда, Нижегородской губернии. В миру его звали Никита Минов. В раннем возрасте Никон много терпел от злой мачехи. Научившись грамоте, мальчик тайно ушел в Макарьев - Желтоводский монастырь, где усердно изучал книжную премудрость. Отец, узнав место его пребывания, хитростью вызвал его из монастыря. После смерти отца Никон женился, принял священство и получил приход в Москве. Смерть, в малолетстве, всех трех детей Никона сильно потрясла его и была принята им за указание свыше. Он уговорил свою жену постричься, а сам ушел на Белое море, где, 30 лет от роду, принял монашество в Анзерском ските под именем Никон. В 1646 г. Никон отправился в Москву и, согласно обычаю, явился с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу. Понравившись царю, он был оставлен в Москве и посвящен в архимандриты Новоспасского монастыря, где была родовая усыпальница Романовых. Царь часто ездил туда молиться за упокой своих предков и еще больше сблизился с Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу. Пользуясь расположением царя, Никон стал просить его за утесненных и обиженных. Это было по нраву царю. Вскоре Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь. В 1648 г. он был возведен в сан митрополита новгородского. Но Никон не пользовался в Новгороде любовью, вследствие чрезмерной строгости и взыскательности к подначальным духовным людям; да и миряне не питали к нему расположения за крутой нрав властолюбивый нрав. После смерти патриарха Иосифа Никон, согласно царскому желанию, избран был в патриархи (1652 г.). Никон стал отказываться; тогда царь, окруженный боярами и народом, в Успенском соборе поклонился Никону в ноги и со слезами умолял его принять патриарший сан, на что Никон согласился под условием, что все будут почитать его как архипастыря и отца верховнейшего и дадут ему устроить церковь. Царь, а за ним власти духовные и бояре, поклялись в этом. Шестилетнее управление Никоном русской церковью ознаменовалось возникновением раскола, непосредственной причиной которого считается предпринятое Никоном исправление церковных книг. Убежденный в православии греков, Никон испытал наиболее сильное влияние со стороны пришлых в Москву греческих иерархов. Он перенес в Россию греческие амвоны, греческий архиерейский посох, греческие клобуки и мантии, греческие церковные напевы, принимал греческих живописцев и мастеров серебряного дела, строил монастыри по образцу греческих, словом, всюду выдвигал греческий авторитет, отдавая ему преимущество перед вековою русскою стариною. В 1654 г. Никон собрал собор, которым было постановлено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. Приговор собора не подписали епископ коломенский Павел и несколько архимандритов и протопопов. К ним присоединились Неронов, Аввакум и др., восстававшие против передачи дела и исправления книг в руки киевлян и греков, православие которых, по общераспространенному в Москве мнению, считалось сомнительным. В 1656 г. Никон снова собрал собор, на который были приглашены бывшие тогда в Москве Антиохийский патриарх Макарий и митрополиты сербский, никейский и молдавский. Собор этот одобрил исправленный Никоном Служебник и книгу "Скрижаль" (толкование православного богослужения) и предал проклятию придерживающихся двуперстного сложения. Павел коломенский был лишен сана и сослан, Неронов, Аввакум, Логин, Данило и др. подверглись ссылке или заточению. В личной судьбе Никона виднейшую роль сыграл его взгляд на значение патриаршей власти. По словам ЮФ. Самарина, Никон хотел "Основать в России частный национальный папизм". "Священство царства преболее есть" говорил Никон, подкрепляя свое мнение ссылками на разнообразные источники. Взаимное отношение обеих властей он иллюстрирует примером солнца и луны. Патриарх, по мнению Никона, есть образ самого Христа, глава церкви, потому другого "законоположника" она не знает. Патриарха не могут судить ни миряне, ни даже епископы, как его подчиненные; только собор патриархов компетентен для произнесения над ним приговора. Никон жалуется, что "государь расширился над церковью и весь суд на себя взял". С этой точки зрения Никон резко нападал на Уложение 1649 г. В обширной патриаршей области Никон являлся полновластным распорядителем. Вопреки Уложению, воспрещавшему патриарху и вообще духовенству приобретать недвижимые имения посредством покупки, царь дозволил Никону покупать новые земли и вотчины на его собственное имя. В административных делах Никон был строг и неумолим. Число запрещенные попов при Никоне было настолько велико, что местами некому было совершать требы. Наконец, своим высокомерием и властолюбием, своим беспрестанным вмешательством в мирские дела он вооружил против себя и бояр. Была у Никона одна сильная опора в лице царя, но скоро он лишился и ее. В противоположность патриарху, царь Алексей любил отрешиться от стеснявших его условий власти и гораздо выше ценил духовные блага. Любя Никона и уважая патриарший сан, царь предложил своему "собинному другу" принять титул "великого государя"; некогда этот титул носил патриарх Филарет, но как отец царя. В 1654 г., уезжая в поход, царь поручил Никону надзор за управлением и заботу о царском семействе, которое вместе с Никоном переехало по случаю моровой язвы из Москвы в Вязьму. На время царского отсутствия из Москвы в 1656 - 57 гг., вызванного несчастной войной со Швецией (предпринятой под влиянием Никона), последним сделан был полновластным распорядителем по всем государственным делам. Но эти же походы, освободив на время царя от личного воздействия патриарха, являются началом падения Никона. Даже в пору наилучших своих отношений к царю Никон неохотно уступал его желаниям, если они противоречили его взглядам. Как ни был царь склонен к уступчивости, властолюбие Никона стало возбуждать в нем неудовольствие, которое усердно раздували ненавидевшие Никона бояре - Стрешнев, Никита Одоевский, Трубецкой, доказывавшие царю, что Никон умаляет его самодержавную власть. Летом 1658 г. Никон не был приглашен к обеду, данному во дворце по случаю приезда грузинского царевича Теймураза; окольничий Хитрово ударил патриаршего боярина, посланного разведать, отчего это произошло. Никон написал жалобу царю, царь ответил, что разберет дело, но расправы не учинил и свидания с патриархом избегал. 8 июля того же года царь, против обыкновения, не явился на патриаршее богослужение, а 10 июля прислал князя Юрия Ромодановского, чтобы его не ждали к литургии, что он на патриарха гневен за то, что тот пишется великим государем, и повелевает впредь так не писаться. В тот же день Никон торжественно заявил в церкви, что слагает с себя патриаршую власть. После своего отречения Никон прожил в Москве еще три дня, а потом уехал в Воскресенский монастырь. Никон неоднократно обращался к царю Алексею Михайловичу то с резкими укоризнами, то с мольбой о примирении. В декабре 1666 г. в Москве с участием царя Алексея Михайловича и патриархов Александрийского Паисия и Антиохийского Макария состоялся суд над Никоном. Собор признал Никона виновным в том, что он произносил хулы на царя, называя его латиномудренником и мучителем, и на всю русскую церковь, говоря, что она впала в латинские догматы; что он был жесток к подчиненным, которых наказывал кнутом, палками, а иногда и огнем пытал. Никон был приговорен к лишению святительского сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Перед смертью царь Алексей Михайлович послал просить у Никона отпустительной грамоты и завещания, испрашивал у него прощения; Никон разрешил на словах, грамоты не дал. По смерти Алексея Михайловича против Никона тотчас выступили все силы, враждебно к нему относившиеся. Никон был переведен в более тяжкое заключение в Кирилло - Белозерский монастырь, где он прожил с июня 1676 по август 1681 г. Царь Федор Алексеевич, уступая просьбам своего воспитателя Симеона Полоцкого и влиятельной при дворе тетки своей Татьяны Михайловны, приказал возвратить Никона в Воскресенский монастырь; вместе с тем, он послал просить вселенских патриархов разрешить его. Разрешительная грамота патриархов уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском монастыре как патриарх. Из энциклопедического словаря Изд. Брокгауза и Ефрона. Т. XXI, СПб., 1897.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
157.74 кб

Книга Н. Ф. Каптерева «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время п

Гусев Дмитрий Владимирович
Рассматриваются реакция и критические замечания ученых на выход в свет первого издания книги Н.Ф. Каптерева «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов…».
Читать PDF
1.56 мб

Патриарх Никон: наследие

Шмидт Вильям Владимирович
Работа состоит из двух больших разделов, в которых представлены: опыт научной демифологизации сложившегося в общественном сознании образа Патриарха Никона (1605-1681), а также реконструированные на основе эпистолярного наследия Па
Читать PDF
499.13 кб

Патриарх Никон: духовный свет сквозь века (духовная власть как духовная опора на все времена)

Дорошенко Светлана Михайловна
На примере жизни и деятельности Пат риарха Никона (1605-1681) показаны роль и значение Первосвятителя, Пред стоятеля Церкви в гражданскогосудар ственной жизни его ответственность за судьбу вверенного его попечению мира.
Читать PDF
768.44 кб

Патриарх Никон и его наследие в русской истории, культуре и мысли: материалы дискуссии

Васильева О. Ю., Шмидт В. В.
Читать PDF
733.47 кб

Оптинский иеромонах Никон (Беляев)

Иоанн Снычев
Читать PDF
151.82 кб

Патриарх Никон - просветитель мордовского народа

Мокшин Николай Федорович
В статье рассматривается вклад выдающегося выходца из мордвы в дело просветительства родного народа.
Читать PDF
441.21 кб

Патриарх Никон: традиция и современность (русское певческое искусство второй половины xvii - начала

Васильева Е. Е., Кручинна А. Н., Шмидт В. В.
Читать PDF
275.32 кб

Музыкально-литургическое наследие Никонова монастыря Нового Иерусалима Патриарх Никон и церковно-пев

Васильева Е. Е.
Читать PDF
217.42 кб

В ЧЕМ ВИНОВАТ НИКОН, ИЛИ РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ НАРРАТИВОВ О РАСКОЛЕ В ПОДДЕРЖАНИИ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ИДЕНТИ

Душакова Наталья Сергеевна
На основе устных нарративов о расколе, зафиксированных среди старообрядцев Северо-Западного Причерно морья в 2008-2017 гг.
Читать PDF
415.27 кб

Патриарх Никон и его эпоха: историко-философские аспекты государственной идеологии

Шмидт B.
Современное российское общество вновь ставит вопросы о поиске путей консолидации, выработки общественных идеалов и перспективных моделей развития.
Читать PDF
247.32 кб

Архимандрит Никон (Рождественский) и формирование «Народной» церковно-консервативной журналистики в

Нетужилов К. Е.
В статье рассматриваются исторические условия возникновения и развития ряда церковных периодических изданий для крестьян, издававшихся на рубеже XIX-XX вв.

Похожие термины:

  • Никон, 1-й архимандрит Донского м. моск

    ? - ?). Анархист. В 1919-22 в Москве, сотрудничал в журнале Всероссийской федерации анархистов-коммунистов "Вольная Жизнь". С 1921 работал в Музее П. А. Кропоткина. 24.4.1925 арестован за участие в подпольной ана
  • Никон, 1608—10 г

    (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ, оказавший (наряду с Платоном) определяющее влияние на интеллектуальное развитие Европы. Один из основоположников политической науки. Видел в политике высш
  • Никон, с 1489 г

    1859-1940) - французский общественный деятель, посланник республики Панамы (1903). Окончил Высшую политехническую школу в Париже. Дипломатическая деятельность Б. развернулась в связи со строительством П
  • Никон, упр. 1567 г

    игумен Вздвиженского мон. в Москве. {Половцов}
  • Никон, упр. 1586 г

    политико-правовой акт, ознаменовавший начало конституционной реформы в Российской Федерации; принята Первым съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года. Помимо провозглашения суверенитета Р
  • Никон, 1587—1588 г

    первый законодательный акт Советского правительства по национальному вопросу. Принятая Советом Народных Комиссаров 2(15).XI 1917, Д. п. н. Р. провозгласила основные положения национальной политики Сов
  • Никон, упр. 1600 г

    заявление одного государства другому о прекращении действующего между ними договора.
  • Никон, 1660 г

    Самовлюбленность; преувеличенное мнение о своей личности, о своих достоинствах и значении.
  • Никон, упр. 1589 г

    Скандал вокруг «гонорара» (450 тысяч долларов), полученного высокопоставленными чиновниками — А. Чубайсом, П. Мостовым, М. Бойко, А. Казаковым и А. Кохом (этот творческий союз получил название «Союз п
  • Никон, упр. 1597 г

    Капиталистические страны (США, Европы и Азии), в основе устройства общества которых заложены демократические принципы, в первую очередь — страны Европы и Северной Америки, расположенные к Западу
  • Никон, 1712—16 г

    политическая идеология, утверждающая принципы свободы, равенства, социальной справедливости и солидарности, ориентированная на демократию как наиболее перспективную форму общественного устрой
  • Никон, уп. 1715—16 г

    удар, наносимый небольшими силами на ложном направлении для введения противника в заблуждение о характере реальных действий, направлении главного удара (районе сосредоточения основных усилий) и
  • Никон, 1614 г

    официальные действия правительства, направленные на урегулирование спора или конфликта на международном уровне.
  • Никон, 1677 г

    франц. echevins) в городах феодальной Франции должностные лица с административными и судейскими функциями (избирались горожанами или назначались сеньором).
  • Никон, 1842—48 г

    См. Русская земля.
  • Никон, 1840—52 г

    speech, public addres) - краткая приветственная застольная речь (выступление).
  • Никон, 1850—59 г

    (Council, Башкармалыгы) – название некоторых органов местного самоуправления, учреждений.
  • Никон, ранее 1629 г

    обобщенное наименование трех важных документов конституционного характера, определяющих основы федеративного устройства России, подписанных полномочными представителями ее субъектов, Президе
  • Никон , уп. 1635 г

    Основана на «особых отношениях» с единственной сверхдержавой — США, обусловленных цивилизационными традициями англосакского мира и критическим отношением к «общеевропейскому дому». Великобри
  • Никон, уп. 1638 г

    (англ. Silicon Valley – Кремниевая долина). Район южной Калифорнии (США), в котором сосредоточены крупные компьютерные компании и фирмы, связанные с информационными технологиями. Это часто приводимый при