НИКОН

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Никон (в мире Бессонов)

дух. писатель, р. ок. 1871 в Могил. губ., еп. Кременецкий.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Никон (в мире Фил. Егор. Богоявленский)

еписк. туркестанский, маг. богосл., р. ок. 1831, † в г. Верном 19 июня 1897.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Никон
игумен Киево-Печерского монастыря. Стал игуменом после смерти Стефана. Умер в 1088 г.
ПВЛ: 127,130,137,328,331, 338; Татищев: 95.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Никон (в мире Ник. Ив. Рождественский)

дух. писатель, р. 4 апр. 1851 в Моск. губ., с. причетника, еп. волог. и тотемск., чл. Гос. сов., б. ред. "Троицк. листков".


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Никон (в мире Ник. Андр. Софийский)

еп. вольский, дух. писатель, с. свящ., канд. богосл., б. инсп. Петерб. дух. акад., чл. Свят. синода, экзарх Грузии, р. ок. 1860, † в Тифлисе 28 мая 1908 (убит).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

НИКОН
?-1088), игумен Киево-Печерского монастыря с 1074, писатель. Выступал против княжеских усобиц. По мнению ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, послужившего одним из источников "Повести временных лет".

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Никон (ученик Сергия Радонежского)

Никон - преподобный, ученик Сергия Радонежского ; был, после его смерти, игуменом Троицкой обители. Во время нашествия Эдигея на Москву (1408) Троицкая обитель была разрушена и сожжена; Никон устроил ее снова на прежнем месте. Скончался в 1426 г.; память 17 ноября. - См. Ключевский ""Древнерусские жития святых"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Никон (преподобный)

Никон - преподобный игумен Киево-Печерской обители. Скончался в 1088 г.; память 23 марта. Считается составителем продолжения древнейшего летописного свода. - См. А.А. Шахматов ""Разъяснения о древнейших русских летописных сводах"" (Санкт-Петербург, 1908). - М.Р. Приселков думает, что Никон - митрополит Иларион, принявший схиму.

Источник: Биографический словарь. 2008

НИКОН
   • Nicon,
         ?????,
       1. писатель средней или новой комедии;
       2. учитель Секста Фабия, автор сочинения ????? ??????????;
       3. архитектор и геометр, отец Галена, живший во 2 в. от Р. X.;
       4. один молодой тарентинец, который вместе с некоторыми сверстниками передал Ганнибалу Тарент и при обратном завоевании его римлянами пал в отчаянной битве. Liv. 25, 8. 9. 26, 39. 27, 16.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Никон
(светское имя Никита Минов) (1605–1681) — патриарх русской церкви, из мордовских крестьян. Был священником в родном селе; постригшись в монахи, стал игуменом Кожеозерского монастыря. В 1652 г. возведен в сан патриарха. По инициативе правительства и в соответствии с его политическими целями начал проведение церковных реформ: исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах. Результатом нововведений стал раскол русской церкви, названный Никоновским расколом, начались преследования старообрядцев (крестились двумя перстами и т. д.).

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

Никон

Никон


исправитель книг, патриарх, р. 1605, † 17 авг. 1681.


{Венгеров}





Никон


архимандр. Воскресенск. Новоиерусалимск. м-ря, дух. писатель.


{Венгеров}





Никон


авт. опис. Балаки Георгиевск. первокл. мон. (Чернигов, 1862), архим.


{Венгеров}





Никон


брат Амвросия Зертис-Каменского, архим., † 29 сент. 1771.


{Венгеров}





Никон


дух. писатель, архим., эконом митроп. дома в СПб., † в СПб. 12 февр. 1902 (убит).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Никон
(1605-1681) – патриарх Московский и всея Руси в 1652-1667. Провел церковные реформы с целью унификации богослужения и церковных текстов. Деятельность Никона по исправлению книг и обрядов по греческим образцам вызвала протест значительной части русского духовенства, приведший к расколу Русской православной церкви. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» стало причиной разрыва патриарха с царем Алексеем Михайловичем. В 1658 оставил патриаршество, удалился в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. В 1664 самовольно вернулся в Москву, но был выслан обратно. На церковном соборе 1666-1667 лишен сана, сослан в Ферапонтов монастырь.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Никон (в миру Николай Андреевич Софийский)

Никон, в миру Николай Андреевич Софийский - архиепископ (1861 - 1908), воспитанник Петербургской духовной академии. Был викарием в епархиях саратовской и петербургской, епископом вятским, владимирским (с 1906 г. - архиепископ), экзархом Грузии, где на первых же шагах был ""бойкотирован"" грузинским духовенством, мечтавшим об автокефалии грузинской церкви. Борьба Никона с этим движением закончилась трагически: 28 мая 1908 г. он был убит в г. Тифлисе. По инициативе Никона начат пересмотр и исправление священных и богослужебных книг на грузинском языке; он выхлопотал выборное начало для духовенства тифлисской епархии и г. Баку. Его ""речи"", ""слова"" и ""поучения"" напечатаны в книге Л.И. Софийского: ""Высокопреосвященный Никон"" (Санкт-Петербург, 1909). - См. А. К-в ""Памяти высокопреосвященного Никона, экзарха Грузии"" (""Церковный Вестник"", 1908, № 23).

Источник: Биографический словарь. 2008

Никон
(Никита Минов, 1605 – 1681) – патриарх Московский и всея Руси. Был священником в Москве, затем монахом, архимандритом Московского Новоспасского монастыря (1646), а с 1648 г. – митрополитом Новгородским. Сблизился с царем Алексеем Михайловичем, при содействии которого в 1652 г. стал патриархом. Провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по византийским образцам, коррективы в обрядности, веление регулярной церковной проповеди и т.п.), вызвавшую движение за сохранение старых обрядов (См. Старообрядчество), которое привело к церковному расколу. Попытка поставить патриаршество выше самодержавия породила конфликт между Никоном и царем. Рассчитывая, что царь не сможет обойтись без него, Никон в 1658 г. демонстративно отрекся от патриаршества, однако шантаж успеха не имел. Собор 1666г. низложил Никона. Он был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь. См. Раскол.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

НИКОН
1605 —  1681) — шестой патриарх Московский и Всея Руси. Принял пострижение в Анзерском скиту на Белом море, с 1643 г. — игумен Кожеозерского монастыря (близ Каргополя), с 1646 г. — архимандрит московского Новоспасского монастыря. Митрополит Новгородский с 1648 г., в 1652 г., по рекомендации Алексея Михайловича, был избран патриархом. Инициатор богослужебной реформы (исправление богослужебных книг и икон по греческим образцам, некоторые изменения в обрядах, введение регулярной церковной проповеди и т. п. ), вызвавшей к жизни движение за сохранение старых обрядов, которое привело к церковному расколу. Был сторонником усиления патриаршей власти и ее превосходства над властью светской, что и стало в конце концов причиной конфликта с царем (первоначально Алексей Михайлович оказывал Никону значительную поддержку). Был низложен в 1666 г. и сослан в Ферапонтов, а затем в Кириллов-Белозерский монастырь. В 1681 г. возвращен из ссылки, скончался на пути в Ярославль.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

НИКОН
(светск. имя Минов Никита) (1605—1681) — русский патриарх с 1652 г. Родился в Нижегородском уезде в семье мордовского крестьянина. В 20 лет стал священником в своем селе, а в 30 постригся в монахи. Благодаря энергии и смелости сделал блестящую церковную карьеру и стал патриархом Русской церкви. По инициативе правительства в соответствии со своими убеждениями в 1653 г. стал проводить церковную реформу по поправлению книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, унификации обрядов и встраивании церкви в общегосударственную структуру. Реформы встретили неприятие значительной части духовенства, в церкви возник раскол. Последователей Никона стали называть «никониане», его противников, среди которых было много его единомышленников по Кружку ревнителей благочестия, назвали «старообрядцы», или раскольники. Никон выдвинул тезис «Священство выше царства». Это, а также произвол и властность патриарха привели к разрыву с царем. В 1658 г. Никон удалился в построенный по его воле Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Царь не только не попросил его вернуться, но выслал обратно. Церковный собор (1666—1667) подтвердил реформы Никона, но снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. В 1681 г. Алексей Михайлович разрешил Никону вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. В дороге он умер. Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

НИKОН
(Никита Минов; 1605-1681) – Патриарх Московский и всея Руси в 1652-1667 гг. Родился в 1605 г. в семье мордовского крестьянина, вскоре переселился в Москву, где получил приход. Десять лет продолжалась его супружеская жизнь, но все трое детей его умерли в младенчестве, и он, потрясенный горем, увидел в этом знак Божий. Никита уговорил жену принять иноческий постриг и сам в тридцать лет на Соловках, в Анзерском скиту, принял монашество с именем Никон.
В 1643 г. он стал игуменом в Kожеезерском монастыре. В 1646 г. игумен Никон был возведен в сан архимандрита московского Новоспасского монастыря. В это же время царь Алексей Михайлович приблизил его к себе и обычно по пятницам беседовал с ним на духовные темы. Избранный в 1649 г. митрополитом Новгородским Никон во время страшного голода и последовавшего затем бунта в Новгороде в 1650 г. проявил изумительную твердость духа и достоинство архипастыря.
Выбранный в 1652 г. Патриархом Московским и всея Руси, провел церковные реформы с целью унификации богослужения и церковных текстов. Деятельность Никона по исправлению книг и обрядов по греческим образцам вызвала протест значительной части русского духовенства, приведший к расколу Русской Православной Церкви. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» стало причиной разрыва патриарха с царем. В 1658 г. оставил патриаршество, удалился в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. В 1664 г. самовольно вернулся в Москву, но был выслан обратно. На церковном Соборе 1666-67 гг. лишен сана, сослан в Ферапонтов монастырь.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Никон (в миру Николай Иванович Рождественский)

Никон, в миру Николай Иванович Рождественский - духовный писатель (родился в 1851 г.); обучался в Московской духовной семинарии. В 1904 г. - епископ муромский, затем серпуховский, с 1906 - вологодский, с 1912 - член Святейшего Синода, с 1913 - архиепископ, с 1907 - член Государственного совета, в 1915 переизбран в Государственный совет. Никон известен своей борьбой с монахами-имябожниками на Афоне. Во время движения имябожников на Афоне Никон ездил на святую гору по поручению Святейшего Синода. В 1879 г. им предпринято издание ""Троицких листков"". Напечатал: ""Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского"" (М., 1885; 5-е изд., 1904), ""Толковое Евангелие от Матфея"" (1897, 3-е изд. 1904), ""Толковое Евангелие от Матфея"" (1897, 3-е изд., 1904), ""Делание иноческое и дело Божие"" (М., 1903), ""За кого говорит история. К вопросу о монашестве"" (М., 1903). (Статьи о монашестве Никона входят в состав знаменитого спора о монашестве, поднятого Московской духовной академией. Академия повела в бой против Никона лучших профессоров и получила приказание от Святейшего Синода замолчать. См. ""Богословский Вестник"" и ""Душеполезное Чтение"", 1903), ""Чем жива наша православная русская душа"" (1908; 2-е изд., 1910), ""Мои дневники"" (1910 - 1915), ""Имябожники. Великое искушение около святейшего имени Божия и плоды его"" (Сергиева лавра, 1914), ""Что такое спиритизм"" (Сергиев Посад, 1915). С 1910 г. издает ""Троицкое Слово"", с 1911 г. ""Божию Ниву"" (педагогический журнал; ряд книжек под общим заглавием: ""Троицкие Цветки"", ""Троицкая Народная Беседа"", ""Троицкая Библиотека"", 6 т.). Постоянно сотрудничает в ""Церковных Ведомостях"", ""Голосе Церкви"" и др. изданиях.

Источник: Биографический словарь. 2008

Никон (в миру Бессонов, епископ)

Никон - епископ (в миру Бессонов). Родился в 1868 г. Окончил курс в Константиновском межевом институте и в Московской духовной академии (1895). Состоя ректором Иркутской духовной семинарии, он в 1905 г. напечатал в ""Иркутских Епархиальных Ведомостях"" письмо, в котором говорил: ""Я сам, если хотите, социал-демократ, но в благородном смысле этого слова... Я отлично знаю, что у нас только для избранных и медь, и млеко, и кисель, и жирные пироги, а для многих, очень многих - сухие корки и Божия вода"". В том же письме он признавал необходимость изменения форм государственной жизни соответственно с изменениями народа, но высказывался против всеобщего голосования. Назначенный епископом Кременецким, он деятельно насаждал отделы союза русского народа и вообще выражал крайне реакционные взгляды. В 1912 г. избран в Волынской губернии в IV Государственную думу, где сперва занял место среди правых, но скоро разошелся с ними и объявил, что, оставаясь правым по убеждениям, он будет внепартийным, чтобы не стеснять свободу своей совести и своей думской деятельности. Он собирался внести в Думу законопроект о наделении крестьян землей, о прогрессивном подоходном налоге. В начале 1913 г. он был переведен на епископскую кафедру в Красноярске, и ему было отказано в отпуске для исполнения обязанностей члена Государственной думы; формально оставаясь ее членом, он фактически был лишен возможности в ней работать. В октябре 1913 г. он послал председателю Государственной думы телеграмму, в которой заявлял себя ""искренним сторонником законодательной Думы"", скорбел о ""своем вынужденном отсутствии"" и заявлял себя ""внепартийным прогрессивным правым"". В нескольких письмах, напечатанных в малороссийской газете ""Рада"", он доказывал, что украинский народ имеет право на родную школу и культурно-национальное развитие. В ""Енисейской Мысли"" в октябре 1913 г. он напечатал статью по поводу дела Бейлиса, в которой выражал сильнейшее сомнение в том, чтобы у евреев существовали ритуальные убийства. В начале великой мировой войны напечатал в ""Речи"" несколько писем, в которых говорил о необходимости объединения всех народов, живущих в России, указывал на великое преимущество немцев, состоящее в поголовной грамотности, требовал покрытия России сетью ""школ, храмов и других просветительных учреждений, притом не обижая ни одной народности. Здесь должна быть полная терпимость"". В. В-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

НИКОН (в миру Николай Митрофанович Беляев)
преподобный оптинский старец (26.09/9.10.1888 - 25.06/ 8.07.1931). Родился в Москве. Его детство прошло в большой и дружной купеческой семье. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: "Козельская Введенская Оптина пустынь".
Дома не препятствовали благому решению, и 24 февраля 1907, в день обретения главы Иоанна Предтечи, братья приехали в Оптину. Их обоих с любовью принял прп. старец Варсонофий, но как-то особенно отметил Николая. С первых же бесед они почувствовали необъяснимую тесную связь друг с другом, то, что называется "духовное родство".
9 декабря 1907, в день празднования иконы Божией Матери "Нечаянная радость", братья Беляевы были приняты в число скитской братии. В октябре 1908 брат Николай был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. К этому времени он становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.
После прихода к власти еврейских большевиков братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу. Настоятель прп. Исаакий, отслужив последнюю соборную литургию в Казанском храме, передал ключи от него прп. Никону, благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так прп. Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке прп. Нектарий стал направлять своих духовных чад к прп. Никону. Изгнанный из обители в июне 1924, Никон поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. В те страшные годы верные чада Церкви особенно нуждались в укреплении и утешении, и именно такой духовной опорой был прп. Никон. Его арестовали в июне 1927. Три страшных года провел прп. Никон в лагере "Кемперпункт".
По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у прп. Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, он попросил совета у о. Агапита, сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божьей воле, и прп. Никон смирился.
3/16 августа 1930 его "переместили" из Архангельска в г. Пинегу. Состояние здоровья прп. Никона ухудшалось с каждым днем, он недоедал. Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому. Отец Петр (Драчев), тоже ссыльный оптинец, перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним. Физические страдания не омрачили духа верного раба Божия, погруженный в молитву, он сиял неземной радостью и светом. В последние месяцы своей болезни он почти ежедневно причащался Святых Христовых Тайн. В самый день своей блаженной кончины он причастился, прослушал канон на исход души. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

НИКОН
1. (ум. 1088) - церковно-политич. деятель Киевской Руси, писатель, летописец. По мнению М. Д. Приселкова, под именем Н. в киевском Печерском монастыре был пострижен первый рус. митрополит Иларион. В 1061 Н. был вынужден покинуть Киев из-за враждебного отношения князя Изяслава и основал монастырь близ Тмутаракани. В 1074 стал игуменом Печерского монастыря в Киеве. Н. вел борьбу против княж. междоусобиц. По мнению А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова, Д. С. Лихачева, М. К. Каргера, Н. был автором летописного свода 1073 - одного из источников "Повести временных лет". Н. придавал большое значение точности датировок и принципу погодного хронологич. изложения материала. Лит.: Приселков М. Д., Нестор летописец, П., 1923; Лихачев Д. С., "Повесть временных лет" (историко-литературный очерк), в кн.: Повесть временных лет, ч. 2, М.-Л., 1950; Каргер M. К., К характеристике древнерус.летописца, "ТрОДРЛ", т. 11, М.-Л., 1955.

А. М. Сахаров. Москва. 2. (светское имя - Никита Минов) (1605 - 16.VIII.1681) - церк.-политич. деятель России 17 в., патриарх рус. церкви. Род. в Нижегородском у. в семье мордовского крестьянина. В 20 лет стал священником в своем селе. В 1635 постригся в монахи. В 1643 стал игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 Н. своей энергией и смелостью обратил на себя внимание Алексея Михайловича. С этого времени началось возвышение Н., к-рый использовал свое все более возрастающее влияние на царя (царь называл Н. своим "собинным другом"). В 1646 Н. был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве и примкнул здесь к влиятельному "кружку ревнителей благочестия". В 1648 Н. стал митрополитом в Новгороде, где принял активное участие в подавлении восстания 1650. В 1652 Н. был возведен в сан патриарха. Весной 1653 по инициативе пр-ва и в соответствии с его политич. целями Н. начал проведение церк. реформ. Исправление книг и обрядов по греч. образцам, принятым в южнослав. странах, служило укреплению церковно-политич. связей России с этими странами; унификация культа подчиняла церковь общегос. системе централизации. Реформы были враждебно встречены значит. частью рус. духовенства, выступившей против нововведений; в церкви возник раскол. Н. и светская власть преследовали раскольников, среди к-рых были и единомышленники Н. по кружку ревнителей благочестия.

Н. активно участвовал в решении политич. вопросов. Он склонял царя к прекращению войны с Польшей и был сторонником борьбы со Швецией за Балт. побережье. Неудача борьбы за выход к морю была поставлена в вину патриарху. Рост недовольства в придворных кругах произволом и властностью Н. вызвали расхождение между царем и Н. По мысли царя, церк. реформы должны были стать новым этапом подчинения церкви светской власти. Н., напротив, стремился использовать реформу для укрепления церк. организации и усиления власти патриарха с тем, чтобы освободить церковь из-под опеки светской власти. Выдвинув тезис "священство выше царства", он пытался противопоставить власть патриарха власти царя. Разрыв произошел в 1658, когда Н., оставив патриаршество, уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но его не только не просили вернуться, а приказали оставаться в монастыре. Когда Н. в 1664 самовольно приехал в Москву и попытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно. Церк. собор 1666-67, подтвердив проведенные Н. реформы, снял с него сан патриарха. Н. был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1681 царь Федор Алексеевич разрешил Н. вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер.

Лит.: Быков A. A., Патриарх Никон. Биографич. очерк, СПБ, 1891; Гиббенет Н. A., Ист. исследование дела патриарха Никона, ч. 1-2, СПБ, 1882-84; Каптерев Н. P.Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев-Посад, 1909-12; Никольский H. M., Истории рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Устюгов Н. В. и Чаев Н. С., Рус. церковь в XVII в., в сб.: Рус. гос-во в XVII в., М., 1961.

В. С. Шульгин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Никон
1605 - 1682 гг.) - шестой патриарх Московский и всея Руси. Родился в 1605 г. в семье крестьянина села Вельдеманова Княгининского уезда, Нижегородской губернии. В миру его звали Никита Минов. В раннем возрасте Никон много терпел от злой мачехи. Научившись грамоте, мальчик тайно ушел в Макарьев - Желтоводский монастырь, где усердно изучал книжную премудрость. Отец, узнав место его пребывания, хитростью вызвал его из монастыря. После смерти отца Никон женился, принял священство и получил приход в Москве. Смерть, в малолетстве, всех трех детей Никона сильно потрясла его и была принята им за указание свыше. Он уговорил свою жену постричься, а сам ушел на Белое море, где, 30 лет от роду, принял монашество в Анзерском ските под именем Никон. В 1646 г. Никон отправился в Москву и, согласно обычаю, явился с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу. Понравившись царю, он был оставлен в Москве и посвящен в архимандриты Новоспасского монастыря, где была родовая усыпальница Романовых. Царь часто ездил туда молиться за упокой своих предков и еще больше сблизился с Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу. Пользуясь расположением царя, Никон стал просить его за утесненных и обиженных. Это было по нраву царю. Вскоре Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь. В 1648 г. он был возведен в сан митрополита новгородского. Но Никон не пользовался в Новгороде любовью, вследствие чрезмерной строгости и взыскательности к подначальным духовным людям; да и миряне не питали к нему расположения за крутой нрав властолюбивый нрав. После смерти патриарха Иосифа Никон, согласно царскому желанию, избран был в патриархи (1652 г.). Никон стал отказываться; тогда царь, окруженный боярами и народом, в Успенском соборе поклонился Никону в ноги и со слезами умолял его принять патриарший сан, на что Никон согласился под условием, что все будут почитать его как архипастыря и отца верховнейшего и дадут ему устроить церковь. Царь, а за ним власти духовные и бояре, поклялись в этом. Шестилетнее управление Никоном русской церковью ознаменовалось возникновением раскола, непосредственной причиной которого считается предпринятое Никоном исправление церковных книг. Убежденный в православии греков, Никон испытал наиболее сильное влияние со стороны пришлых в Москву греческих иерархов. Он перенес в Россию греческие амвоны, греческий архиерейский посох, греческие клобуки и мантии, греческие церковные напевы, принимал греческих живописцев и мастеров серебряного дела, строил монастыри по образцу греческих, словом, всюду выдвигал греческий авторитет, отдавая ему преимущество перед вековою русскою стариною. В 1654 г. Никон собрал собор, которым было постановлено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. Приговор собора не подписали епископ коломенский Павел и несколько архимандритов и протопопов. К ним присоединились Неронов, Аввакум и др., восстававшие против передачи дела и исправления книг в руки киевлян и греков, православие которых, по общераспространенному в Москве мнению, считалось сомнительным. В 1656 г. Никон снова собрал собор, на который были приглашены бывшие тогда в Москве Антиохийский патриарх Макарий и митрополиты сербский, никейский и молдавский. Собор этот одобрил исправленный Никоном Служебник и книгу "Скрижаль" (толкование православного богослужения) и предал проклятию придерживающихся двуперстного сложения. Павел коломенский был лишен сана и сослан, Неронов, Аввакум, Логин, Данило и др. подверглись ссылке или заточению. В личной судьбе Никона виднейшую роль сыграл его взгляд на значение патриаршей власти. По словам ЮФ. Самарина, Никон хотел "Основать в России частный национальный папизм". "Священство царства преболее есть" говорил Никон, подкрепляя свое мнение ссылками на разнообразные источники. Взаимное отношение обеих властей он иллюстрирует примером солнца и луны. Патриарх, по мнению Никона, есть образ самого Христа, глава церкви, потому другого "законоположника" она не знает. Патриарха не могут судить ни миряне, ни даже епископы, как его подчиненные; только собор патриархов компетентен для произнесения над ним приговора. Никон жалуется, что "государь расширился над церковью и весь суд на себя взял". С этой точки зрения Никон резко нападал на Уложение 1649 г. В обширной патриаршей области Никон являлся полновластным распорядителем. Вопреки Уложению, воспрещавшему патриарху и вообще духовенству приобретать недвижимые имения посредством покупки, царь дозволил Никону покупать новые земли и вотчины на его собственное имя. В административных делах Никон был строг и неумолим. Число запрещенные попов при Никоне было настолько велико, что местами некому было совершать требы. Наконец, своим высокомерием и властолюбием, своим беспрестанным вмешательством в мирские дела он вооружил против себя и бояр. Была у Никона одна сильная опора в лице царя, но скоро он лишился и ее. В противоположность патриарху, царь Алексей любил отрешиться от стеснявших его условий власти и гораздо выше ценил духовные блага. Любя Никона и уважая патриарший сан, царь предложил своему "собинному другу" принять титул "великого государя"; некогда этот титул носил патриарх Филарет, но как отец царя. В 1654 г., уезжая в поход, царь поручил Никону надзор за управлением и заботу о царском семействе, которое вместе с Никоном переехало по случаю моровой язвы из Москвы в Вязьму. На время царского отсутствия из Москвы в 1656 - 57 гг., вызванного несчастной войной со Швецией (предпринятой под влиянием Никона), последним сделан был полновластным распорядителем по всем государственным делам. Но эти же походы, освободив на время царя от личного воздействия патриарха, являются началом падения Никона. Даже в пору наилучших своих отношений к царю Никон неохотно уступал его желаниям, если они противоречили его взглядам. Как ни был царь склонен к уступчивости, властолюбие Никона стало возбуждать в нем неудовольствие, которое усердно раздували ненавидевшие Никона бояре - Стрешнев, Никита Одоевский, Трубецкой, доказывавшие царю, что Никон умаляет его самодержавную власть. Летом 1658 г. Никон не был приглашен к обеду, данному во дворце по случаю приезда грузинского царевича Теймураза; окольничий Хитрово ударил патриаршего боярина, посланного разведать, отчего это произошло. Никон написал жалобу царю, царь ответил, что разберет дело, но расправы не учинил и свидания с патриархом избегал. 8 июля того же года царь, против обыкновения, не явился на патриаршее богослужение, а 10 июля прислал князя Юрия Ромодановского, чтобы его не ждали к литургии, что он на патриарха гневен за то, что тот пишется великим государем, и повелевает впредь так не писаться. В тот же день Никон торжественно заявил в церкви, что слагает с себя патриаршую власть. После своего отречения Никон прожил в Москве еще три дня, а потом уехал в Воскресенский монастырь. Никон неоднократно обращался к царю Алексею Михайловичу то с резкими укоризнами, то с мольбой о примирении. В декабре 1666 г. в Москве с участием царя Алексея Михайловича и патриархов Александрийского Паисия и Антиохийского Макария состоялся суд над Никоном. Собор признал Никона виновным в том, что он произносил хулы на царя, называя его латиномудренником и мучителем, и на всю русскую церковь, говоря, что она впала в латинские догматы; что он был жесток к подчиненным, которых наказывал кнутом, палками, а иногда и огнем пытал. Никон был приговорен к лишению святительского сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Перед смертью царь Алексей Михайлович послал просить у Никона отпустительной грамоты и завещания, испрашивал у него прощения; Никон разрешил на словах, грамоты не дал. По смерти Алексея Михайловича против Никона тотчас выступили все силы, враждебно к нему относившиеся. Никон был переведен в более тяжкое заключение в Кирилло - Белозерский монастырь, где он прожил с июня 1676 по август 1681 г. Царь Федор Алексеевич, уступая просьбам своего воспитателя Симеона Полоцкого и влиятельной при дворе тетки своей Татьяны Михайловны, приказал возвратить Никона в Воскресенский монастырь; вместе с тем, он послал просить вселенских патриархов разрешить его. Разрешительная грамота патриархов уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском монастыре как патриарх. Из энциклопедического словаря Изд. Брокгауза и Ефрона. Т. XXI, СПб., 1897.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

НИКОН (Никита Минов)
1605 - 17.08.1681), патриарх Московский и всея Руси (1652-67).
Святейший патр. Никон, во св. крещении Никита, родился в с. Вельманове Княгининского у. Нижегородской губ. Рано лишившись матери и вытерпев много горя от злой мачехи, смышленый мальчик сумел выучиться грамоте, а приобщившись через чтение и личное благочестие к дарам церковной благодати, возревновал об иноческом служении.
Двенадцати лет от роду он тайно ушел в Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь и восемь лет пробыл там послушником, готовясь принять монашеский постриг. За это время отрок хорошо изучил церковные службы, в монастырской библиотеке приобрел обширные познания, набрался духовного опыта, удивляя братию силой своего характера и строгостью жизни.
Тем не менее Никите пришлось покинуть обитель, уступая просьбам родственников, он вернулся домой и женился. Вскоре его пригласили священником в соседнее село, где с молодым умным пастырем познакомились московские купцы, приезжавшие на знаменитую Макарьевскую ярмарку. Они же уговорили его перейти на священническое место в Москву, где отец Никита и прослужил около десяти лет. Когда прижитые в браке дети умерли, он убедил жену принять постриг, а сам удалился в Анзерский скит Соловецкого монастыря.
Постригшись там с именем Никона, он предался суровым подвигам благочестия. Со временем переселившись в Кожеозерский Богоявленский монастырь, в 1643 был избран там игуменом. Будучи тремя годами позже в Москве по монастырским делам, Никон впервые встретился с царем Алексеем. Величественная наружность игумена, его умные речи и широкое образование произвели на молодого, искренне прилежавшего Церкви государя неизгладимое впечатление. С того времени началось их сближение, перешедшее вскоре в тесную дружбу.
Желая иметь своего "собинного" друга возле себя, царь повелел перевести его архимандритом московского Новоспасского монастыря, где была родовая усыпальница Романовых. Алексей Михайлович часто приезжал в обитель молиться за упокой своих предков. В свою очередь Никон должен был каждую пятницу являться к государю для доклада о нуждах бедных, обиженных и угнетенных. Совместная благотворительность сближала их еще сильнее.
В 1648 Никону было определено стать митрополитом Новгородским. От царя он получил особые полномочия - наблюдать за всем управлением и освобождать, по своему усмотрению, узников из темниц. На втором году его архиерейства в городе вспыхнул бунт: народ по незнанию принял хлеб, вывозимый в Швецию (в счет выкупа за православных беглецов, искавших у России защиты), за признак боярской измены. Владыка бесстрашно вышел к мятежникам, вразумляя бунтовавших сперва кротко, а затем со всей силой митрополичьей власти и архипастырского дерзновения. Чернь избила его до полусмерти. Очнувшись, Никон собрал последние силы, отслужил литургию в Софийском соборе и крестным ходом пошел на бунтующих. Пораженные его твердостью, они смирились, просили прощения и ходатайства Никона перед царем.
"О, крепкий воине и страдальче Царя Небесного, о, возлюбленный мой любимче и сослужебниче, святый владыко, - писал Никону царь двумя годами позже, приглашая его в Москву принять участие в выборах нового патриарха взамен почившего Иосифа. - Возвращайся, Господа ради, поскорее к нам... а без тебя отнюдь ни за что не примемся". Влияние Никона росло, несмотря на боярское недовольство, и на соборе в Москве он был назван в числе "двоюнадесяти духовных мужей", которые по велению царя были представлены духовенством в качестве кандидатов "ко избранию на патриарший престол".
22 июля съехавшемуся на собор священству было предложено возвести достойнейшего из них - "мужа благоговейного и преподобного" на патриарший престол. Митр. Казанский Корнилий известил царя об избрании Никона, но согласие последнего последовало далеко не сразу. Разумея тяготы предстоящего служения, зная о враждебном отношении к нему со стороны боярства, Никон долго отказывался. Даже приведенный против воли в Успенский собор Кремля, он не соглашался и там.
Лишь тогда, когда царь и все присутствовавшие пали на землю и со слезами просили его не отрекаться вновь, он, умиленный, согласился, но потребовал от присутствующих обязательства "содержать евангельские догматы и соблюдать правила святых апостолов и законы благочестивых царей". "Если обещаетесь слушаться меня, - просил Никон, - как вашего главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я, по вашему желанию, не стану больше отрекаться от великого архиерейства". Царь, бояре и освященный собор произнесли пред святым Евангелием и чудотворными иконами обет исполнять предложенное Никоном, после чего он занял место патриарха всея Руси.
"Тесная дружба соединяла Никона с царем. Вместе молились они, рассуждали о делах, садились за трапезу. Патриарх был восприемником детей царских. Ни одно государственное дело не решалось без участия Никона. Великий ум последнего отпечатлен на счастливых годах царствования Алексея", - пишет церковный исследователь Н.Д. Тальберг, осмысливая роль патриарха в русской жизни той поры с высоты XX столетия.
Державные заслуги первосвятителя велики и несомненны. Он сыграл чуть ли не решающую роль в деле присоединения Малороссии, благословил царя на войну с Польшей ради воссоединения русских земель. Отправляясь в 1654 в поход, Алексей оставил Никона правителем государства, несмотря на очевидное недовольство родовитых бояр. По возвращении с войны, встреченный патриархом в Вязьме, царь от радости при свидании наградил Никона титулом "великий государь".
"Отец и богомолец" царский, "великий государь, святейший Никон, патриарх Московский и всея Руси" стал ярчайшим и авторитетнейшим выразителем русского взгляда на "симфонию властей" - основополагающую идею православной государственности, утверждающую понимание власти духовной и светской как самостоятельных религиозных служений, церковных послушаний, призванных взаимными гармоничными усилиями управить "народ Божий" во благонравии и покое, необходимых для спасения души. В предисловии к Служебнику, изданному в августе 1655 года по его благословению, говорится, что Господь даровал России "два великия дара" - благочестивого и христолюбивого великого государя-царя и святейшего патриарха.
"Богоизбранная сия и богомудрая двоица", как вытекает из текста, есть основа благополучия и благоденствия Руси. "Да даст же (Господь) им, государем, по пророку (то есть согласно пророческим словам Священного Писания. - Прим. авт.), желание сердец их... да возрадуются вси, живущие под державою их... яко да под единым их государским повелением вси, повсюду православнии народи живуще, утешительными песньми славят воздвигшаго их истиннаго Бога нашего", - говорится в заключение. Именно нарушение этого взаимного сочетания властей, ставшее следствием целого ряда причин политического, религиозного и личного характера, легло в основание последовавшей драмы (а в перспективе более длительной - привело к ужасам советского богоборчества после Октябрьской революции).
Никон был суров и строг - равно к себе и царю - там, где дело касалось духовного здоровья общества, авторитета Церкви и ее способности благотворно влиять на государственные институты России. "Патриаршие стрельцы постоянно обходят город, - писал Павел Алеппский, - и как только встретят священника и монаха нетрезвого, немедленно берут его в тюрьму и подвергают всякому поношению... Замеченные в пьянстве или нерадивом исполнении пастырских обязанностей ссылаются в сибирские монастыри".
Трепетали перед Никоном и государевы люди. Его требовательность и непреклонность казались гордым боярам оскорбительными. "Неколи-де такого бесчестья не было, чтобы ныне государь выдал нас митрополитам", - роптали недовольные сановники. "Что же должны были они чувствовать, когда Никон сделался вторым "великим государем", начал давать свои приказы и указы, заставлял их стоять перед собою и с покорностью выслушивать его волю, публично обличал их за то или другое, не щадя их имени и чести? Могли ли они не употребить всех своих усилий, чтобы свергнуть Никона?" - говорит Макарий, митр. Московский, автор обширного труда по истории Церкви.
В 1658 царю подали жалобу на Никона. Благовидным предлогом для нее стало обвинение патриарха в неприемлемых нововведениях, а настоящей целью - поколебать его положение, "вбить клин" между государем и первосвятителем. Патриарх окружил себя недоступным величием, "возлюбил стоять высоко, ездить широко", - сетуют жалобщики. Это обвинение - в посягательстве на права и целостность царской власти - стало мощным орудием, с помощью которого недоброжелатели Никона последовательно и терпеливо разрушали его дружбу с царем.
На самом деле великолепие и пышность патриаршего двора не имели ничего общего с честолюбивыми устремлениями, в которых упорно обвиняли святейшего. Они ни в коем случае не простирались на его личную жизнь, по-прежнему отличавшуюся суровой аскезой. Величие Церкви и ее первостепенную роль в русской жизни - вот что должны были, по замыслу Никона, знаменовать его торжественные, величественные богослужения.
"Мы были поражены изумительной правильностью и порядком всех этих церемоний и священнодействий, - пишут свидетели-иностранцы. - Несмотря на то что мы чувствовали сильный холод и великую усталость вследствие долгого стояния без движения, мы забывали об этом от душевного восхищения, созерцая такое торжество Православия".
Подозрительность и клевета одних, уязвленное самолюбие и неуемное тщеславие других, малодушие и неразумие третьих делали свое дело. Постепенно отношения Алексея Михайловича с патриархом стали охладевать, и охлаждение это неизбежно проявлялось в делах. Царь отменил некоторые распоряжения патриарха, стал назначать священников и игуменов без согласования с Никоном. Наконец летом 1658 произошел открытый разрыв.
"Царское Величество на тебя гневен, - объявил святейшему князь Юрий Ромодановский, посланник царя. - Ты пренебрег Царское Величество и пишешься великим государем, а у нас один Великий Государь - царь".
Внешности обвинений не стоит придавать слишком большое значение, зато их действительный смысл несомненен. Боярство, сумевшее в данном случае вовлечь в свои планы царя, заявляло о намерении существенно усилить влияние государства в церковной жизни, одновременно сократив воздействие Церкви на светскую власть.
Никон хорошо понимал губительность подобных притязаний. В то же время он ясно сознавал, что открытое междоусобие, "силовое" сопротивление царской воле со стороны духовной власти может вызвать в России очередную смуту, результаты которой станут трагедией для всей Руси, подорвав многовековые корни, питающие религиозную основу русского бытия. После длительных молитвенных размышлений он выбрал единственно возможный для себя путь: незаконным притязаниям не подчиняться, в открытое противостояние не вступать; указывая на нетерпимость положения, рассчитывая на отрезвление и покаяние со стороны светской власти, оставить кафедру Московского первосвятителя и удалиться в подмосковный Воскресенский монастырь "Новый Иерусалим".
Отринув советы своих ближних бояр "престать от такового дерзновения и не гневать великого государя", патриарх утром 10 июля, после совершения литургии и произнесения положенного поучения из бесед Иоанна Златоуста, объявил вслух, что он оставляет патриаршию кафедру, поставил к Владимирской иконе Божией Матери патриарший посох и в ризнице написал письмо царю.
Смущенный царь желал успокоить Никона, но их примирение никак не входило в планы боярской верхушки. Посланный Алексеем кн. Трубецкой вовсе не имел расположения мирить патриарха с царем и вместо успокоительных речей обрушил на первосвятителя град упреков. Никон обличил посланника в недостойных интригах, переоблачился и пешком отправился из Кремля на Иверское подворье. Народ простосердечно плакал и держал двери храма, пытаясь предотвратить отшествие архипастыря. С подворья патриарх уехал в Воскресенскую обитель, откуда прислал благословение управлять делами церковными митр. Питириму Крутицкому, оставив за собой три монастыря, особенно близких и дорогих своему сердцу. Царю написал теплое, трогательное письмо, в котором смиренно просил о христианском прощении за свой скорый отъезд.
Бывали на Руси и раньше случаи оставления престола иерархами, но такого принародного ухода (и сохранения за собой патриаршего звания без управления делами) не случалось. Никон становился как бы живым укором для тех, кто настраивал царя против первосвятителя.
В своих монастырях патриарх устроил житие образцовое и благочинное. Всех странников и богомольцев приказывал поить и кормить по три дня даром, в монахи принимал безвкладно, всем давая платье за счет обители. В праздники всегда трапезовал с братией и сам лично омывал ноги всем богомольцам и заезжим путникам.
Впрочем, былая дружба с государем давала время от времени себя знать, пугая бояр возможностью возвращения Никона. Царь утвердил оставление за ним трех просимых монастырей с вотчинами, справлялся о его здоровье, во время набега крымского хана - заботился о безопасности. Извещая патриарха письмом о болезни боярина Морозова (свояка и бывшего воспитателя), попутно просил простить его, если была от него святейшему какая-либо "досада". Никон ответил сердечным письмо - казалось, отношения снова налаживаются.
Но надежде этой не суждено было сбыться. Интриги и злоречие приносили свои горькие плоды - несколькими взаимными резкостями патриарх и царь оборвали тонкую нить возрождающегося единомыслия окончательно. В 1662 в качестве последнего аргумента Никон пишет "Разорение" - обширное сочинение, насчитывающее более 900 стр. текста, в опровержение мнений своих противников и в защиту своей позиции.
Время шло, и положение Русской Церкви, лишенной законного управления, становилось нестерпимым. Наконец в 1666 в Москве собрались на Собор русские пастыри, прибыли и специально приглашенные по этому поводу царем патриарх Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, имея полномочия от остальных православных патриархов для решения судьбы Никона.
Решением соборного суда было: лишить Никона патриаршества и священства, сослать его в Ферапонтов монастырь. "Отселе не будеши патриарх, и священная да не действуеши, но будеши яко простой монах", - торжественно объявили судьи Никону. Однако народ любил его, несмотря на происки бояр и определения суда, так что, удаляя бывшего патриарха из Москвы, опасаясь волнений, его окружили многочисленной стражей, а к москвичам обратились с пространным манифестом, перечислявшим "вины" низложенного первосвятителя.
Царь не держал на Никона зла. По его воле положение узника в монастыре не было обременительным: ему позволено было иметь свою церковь, богослужения в которой совершали священноиноки патриаршего рукоположения, добровольно последовавшие за ним в заточение.
В монастыре Никона почитали все больше. Любя труды подвижнические, он расчищал лесные участки, разрабатывал поле для посевов хлебов и овса. Толпы народа стекались к нему за благословением. Алексей Михайлович присылал опальному иноку подарки, они обменивались грамотами. Радовался Никон второму браку царя, женившегося на Наталии Кирилловне Нарышкиной, и рождению царевича Петра. "От отца моего духовного, великого господина святейшего Никона, иерарха и блаженного пастыря - аще же и не есть ныне на престоле, Богу так изволившу - прощения и разрешения", - написал царь в своем завещании.
Узнав о смерти монарха, Никон прослезился и сказал: "Воля Господня да будет. Подражая учителю своему Христу, повелевшему оставлять грехи ближним, я говорю: Бог да простит покойного".
С воцарением Феодора Алексеевича положение Никона ухудшилось. Из Москвы был удален его доброжелатель боярин Артамон Матвеев, потеряли значение благоволившие к нему Нарышкины. Первенствующее значение при дворе получили Милославские и Хитрово, враги ссыльного архипастыря. Его перевели в Кирилла-Белозерский Успенский монастырь, где Никону предстоял "последний период испытаний, из которого вышел он как злато, искушенное в горниле" (М.В. Толстой). Страдая от угара в дымных кельях, теряя остатки здоровья, старец едва не скончался от "невыразимого томления", помышляя лишь о вечности, оставив мирские попечения и житейскую суету.
Мудрая тетка царя, царевна Татьяна Михайловна, всегда относившаяся к Никону с большой любовью, убедила нового государя поставить перед Собором вопрос о дозволении старцу вернуться в Воскресенскую обитель, братия которой подала челобитную с мольбой о судьбе ссыльного первосвятителя. Патр. Иоаким долго не соглашался, но весть о принятии Никоном схимы и его плачевном телесном состоянии решила дело: благословение на возвращение было дано.
День своего освобождения Никон предузнал заранее по тайному благодатному предчувствию. Ко всеобщему изумлению, он вдруг велел своей келейной братии собраться и отдал распоряжение готовиться в путь. Путь этот, ставший его последним земным странствием, послужил одновременно дорогой его духовного торжества. В сретение старцу выходили насельники окрестных монастырей, стекавшиеся местные жители благоговейно просили архипастырского благословения. Но силы уже окончательно оставляли его, и 17 августа 1681 в обители Всемилостивого Спаса Никон мирно почил в кругу своих верных сподвижников и духовных чад.
Царь Феодор, не зная еще о преставлении Никона, послал ему навстречу свою карету. Узнав же о случившемся и прочитав завещание усопшего, в котором святитель назначал его своим душеприказчиком, с умилением сказал: "Если так святейший Никон патриарх возложил на меня всю надежду, воля Господня да будет, и я его в забвении не положу". Участвуя в погребении, государь сам на плечах своих нес гроб с телом покойного, а после, незадолго до собственной кончины, испросил усопшему разрешительные грамоты четырех патриархов, восстанавливавшие Никона в патриаршем достоинстве и признававшие церковные его заслуги...
Историки часто сетуют на то, что поведение Никона в споре с государственной властью было политически непродуманным, противоречивым и непоследовательным. Не умея объяснить этого в умном и волевом патриархе, они придумали сказку о его "своенравии" и "тяжелом характере". Слов нет, у каждого человека свои слабости, и Никон не был исключением, но вся его деятельность, тем не менее, была строго последовательна и ясно осознана - чтобы увидеть это, надо лишь взглянуть на нее с церковной точки зрения.
В Никоне с совершенной полнотой отразилось самосознание Русской Церкви, самосознание духовной власти, твердо разумеющей свое высочайшее призвание и величайшую ответственность; отвергающей возможность каких-либо уступок и послаблений в святой области ее пастырских попечений; тщательно хранящей Божественный авторитет священноначалия и готовой исповеднически защищать его перед лицом любых искушений и скорбей.
"Непоследовательность" и "противоречивость" поведения патриарха, пример которым видят, как правило, в его "необъяснимом", "непродуманном" решении оставить кафедру (что укрепляло позиции врагов, "без боя" ослабляя влияние самого первосвятителя), коренится на самом деле в глубинах православного мировоззрения. Никон прекрасно понимал все извивы политических интриг. Но, разумея промыслительность происходящего, памятуя изречение Священного Писания о том, что "сердце царево в руце Божией", первосвятитель с определенного момента отстранился от придворной борьбы, полагая свою личную судьбу и будущее Отечества и Церкви полностью на усмотрение Божие.
Митрополит Иоанн (Снычев)

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000



Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
157.74 кб

Книга Н. Ф. Каптерева «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время п

Гусев Дмитрий Владимирович
Рассматриваются реакция и критические замечания ученых на выход в свет первого издания книги Н.Ф. Каптерева «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов…».
Читать PDF
1.56 мб

Патриарх Никон: наследие

Шмидт Вильям Владимирович
Работа состоит из двух больших разделов, в которых представлены: опыт научной демифологизации сложившегося в общественном сознании образа Патриарха Никона (1605-1681), а также реконструированные на основе эпистолярного наследия Па
Читать PDF
499.13 кб

Патриарх Никон: духовный свет сквозь века (духовная власть как духовная опора на все времена)

Дорошенко Светлана Михайловна
На примере жизни и деятельности Пат риарха Никона (1605-1681) показаны роль и значение Первосвятителя, Пред стоятеля Церкви в гражданскогосудар ственной жизни его ответственность за судьбу вверенного его попечению мира.
Читать PDF
768.44 кб

Патриарх Никон и его наследие в русской истории, культуре и мысли: материалы дискуссии

Васильева О. Ю., Шмидт В. В.
Читать PDF
733.47 кб

Оптинский иеромонах Никон (Беляев)

Иоанн Снычев
Читать PDF
151.82 кб

Патриарх Никон - просветитель мордовского народа

Мокшин Николай Федорович
В статье рассматривается вклад выдающегося выходца из мордвы в дело просветительства родного народа.
Читать PDF
441.21 кб

Патриарх Никон: традиция и современность (русское певческое искусство второй половины xvii - начала

Васильева Е. Е., Кручинна А. Н., Шмидт В. В.
Читать PDF
275.32 кб

Музыкально-литургическое наследие Никонова монастыря Нового Иерусалима Патриарх Никон и церковно-пев

Васильева Е. Е.
Читать PDF
217.42 кб

В ЧЕМ ВИНОВАТ НИКОН, ИЛИ РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ НАРРАТИВОВ О РАСКОЛЕ В ПОДДЕРЖАНИИ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ИДЕНТИ

Душакова Наталья Сергеевна
На основе устных нарративов о расколе, зафиксированных среди старообрядцев Северо-Западного Причерно морья в 2008-2017 гг.
Читать PDF
415.27 кб

Патриарх Никон и его эпоха: историко-философские аспекты государственной идеологии

Шмидт B.
Современное российское общество вновь ставит вопросы о поиске путей консолидации, выработки общественных идеалов и перспективных моделей развития.
Читать PDF
247.32 кб

Архимандрит Никон (Рождественский) и формирование «Народной» церковно-консервативной журналистики в

Нетужилов К. Е.
В статье рассматриваются исторические условия возникновения и развития ряда церковных периодических изданий для крестьян, издававшихся на рубеже XIX-XX вв.

Похожие термины:

  • Никон, 1-й архимандрит Донского м. моск

    ? - ?). Анархист. В 1919-22 в Москве, сотрудничал в журнале Всероссийской федерации анархистов-коммунистов "Вольная Жизнь". С 1921 работал в Музее П. А. Кропоткина. 24.4.1925 арестован за участие в подпольной ана
  • Никон, 1608—10 г

    (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ, оказавший (наряду с Платоном) определяющее влияние на интеллектуальное развитие Европы. Один из основоположников политической науки. Видел в политике высш
  • Никон, с 1489 г

    1859-1940) - французский общественный деятель, посланник республики Панамы (1903). Окончил Высшую политехническую школу в Париже. Дипломатическая деятельность Б. развернулась в связи со строительством П
  • Никон, упр. 1567 г

    игумен Вздвиженского мон. в Москве. {Половцов}
  • Никон, упр. 1586 г

    политико-правовой акт, ознаменовавший начало конституционной реформы в Российской Федерации; принята Первым съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года. Помимо провозглашения суверенитета Р
  • Никон, 1587—1588 г

    первый законодательный акт Советского правительства по национальному вопросу. Принятая Советом Народных Комиссаров 2(15).XI 1917, Д. п. н. Р. провозгласила основные положения национальной политики Сов
  • Никон, упр. 1600 г

    заявление одного государства другому о прекращении действующего между ними договора.
  • Никон, 1660 г

    Самовлюбленность; преувеличенное мнение о своей личности, о своих достоинствах и значении.
  • Никон, упр. 1589 г

    Скандал вокруг «гонорара» (450 тысяч долларов), полученного высокопоставленными чиновниками — А. Чубайсом, П. Мостовым, М. Бойко, А. Казаковым и А. Кохом (этот творческий союз получил название «Союз п
  • Никон, упр. 1597 г

    Капиталистические страны (США, Европы и Азии), в основе устройства общества которых заложены демократические принципы, в первую очередь — страны Европы и Северной Америки, расположенные к Западу
  • Никон, 1712—16 г

    политическая идеология, утверждающая принципы свободы, равенства, социальной справедливости и солидарности, ориентированная на демократию как наиболее перспективную форму общественного устрой
  • Никон, уп. 1715—16 г

    удар, наносимый небольшими силами на ложном направлении для введения противника в заблуждение о характере реальных действий, направлении главного удара (районе сосредоточения основных усилий) и
  • Никон, 1614 г

    официальные действия правительства, направленные на урегулирование спора или конфликта на международном уровне.
  • Никон, 1677 г

    франц. echevins) в городах феодальной Франции должностные лица с административными и судейскими функциями (избирались горожанами или назначались сеньором).
  • Никон, 1842—48 г

    См. Русская земля.
  • Никон, 1840—52 г

    speech, public addres) - краткая приветственная застольная речь (выступление).
  • Никон, 1850—59 г

    (Council, Башкармалыгы) – название некоторых органов местного самоуправления, учреждений.
  • Никон, ранее 1629 г

    обобщенное наименование трех важных документов конституционного характера, определяющих основы федеративного устройства России, подписанных полномочными представителями ее субъектов, Президе
  • Никон , уп. 1635 г

    Основана на «особых отношениях» с единственной сверхдержавой — США, обусловленных цивилизационными традициями англосакского мира и критическим отношением к «общеевропейскому дому». Великобри
  • Никон, уп. 1638 г

    (англ. Silicon Valley – Кремниевая долина). Район южной Калифорнии (США), в котором сосредоточены крупные компьютерные компании и фирмы, связанные с информационными технологиями. Это часто приводимый при