(р. 04.03.1942) — спец. по истории рус. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Полтаве. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1970), асп. там же (1973). С 1979 — доц. кафедры истории филос. ЛГУ (ныне СПбГУ), затем — проф. кафедры истории рус. филос. того же ун-та. Канд. дисс. — "Проблема логико-гносеологического обоснования принципа детерминизма в философии и физике" (1973). Докт. дисс. — "Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева" (1986). Разрабатываемые проблемы и темы: рус филос. второй пол. XVII в.; рус. материалистич. филос. XIX в.; филос. Ф.М. Достоевского. Н. развивает концепцию западнического умонастроения в России, как имеющего двухсотлетнюю историю; анализирует понятия "западничество" и "западники 40—50-х гг. в России". Исследуя происходившие в России XVIII в. изменения духовности, выделяет три культуры: светскую, религ.-церковную и нар., а также соответствующие формы мировоззрения; разрабатывает концепцию секуляризационного процесса в рус. филос. XVIII в. Согласно Н., в материализме XIX в. формировалось и функционировало единое течение филос. мысли, начало к-рому было положено творч. В.Г.Белинского, а высшие результаты достигнуты Н.Г.Чернышевским; выдвигается концепция существования в России "школы Н.Г.Чернышевского", представители к-рой работали в рамках единой системы понятий. В посл. вр. работа Н. сориентирована на ист.-филос. анализ рус. культуры второй пол. XVII в. (Юрий Крижанич, Симеон Полоцкий, протопоп Аввакум).
Соч.
: Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Л., 1983; Николай Александрович Добролюбов. М., 1985; Западничество в русской мысли // Традиции отечественной философии. Гродно, 1989; Особенности русской философии XVIII века // В. СПбГУ. Сер. "Философия". 1993. № 6.