НИЛУС (НИЛУС-СЛОВЕЦКИЙ) Петр Александрович
НИЛУС (НИЛУС-СЛОВЕЦКИЙ) Петр Александрович
11.07(29.06). 1869 (Бушены Балтского уезда Подольской губ., ныне Хмельницкая обл.) - 23.05.1943 (Париж). Живописец и литератор. Внебрачный сын мещанки М. JI. Словецкой. С семи лет жил в Одессе. Воспитывался в семье дворянина Александра Нилуса, по ходатайству которого Высочайшим повелением ему было разрешено принять фамилию Нилус. В 1879 поступил в реальное училище. В 1883-89 учился в Одесской рисовальной школе у К. К. Костанди. В 1890 по рекомендации школы поступил в АХ, спустя несколько месяцев бросил учебу и возвратился в Одессу, чтобы работать самостоятельно. В 1890 вступил в ТЮРХ, до 1919 участвовал почти во всех выставках товарищества. В 1893 вместе с Е. И. Буковецким разработал новый Устав ТЮРХ, стал секретарем правления. С 1891 участвовал в выставках ТПХВ (член ТПХВ с 1899). В 1890-е бывал в Германии, Австрии и Италии, посещал Париж; познакомился с импрессионизмом. В 1890-1900-е писал элегические пейзажи и небольшие жанровые картины в традиционной передвижнической манере: «Официант» (1892), «Босяк» (1893), «На бульваре» (1895), «Серый день» (1900), «На скачках» (1902). Исполнил ряд произведений, посвященных Одессе: «Александровский проспект» (1898), «Церковь в Ботаническом саду» (1903), «Соборная площадь в Одессе» (1905). Написал портреты А. П. Чехова (1902-04) и И. А. Бунина (1917); с последним его связывала многолетняя дружба (Бунин посвятил художнику стихотворение «Одиночество», навеянное его одноименной картиной). Был членом Одесского общества любителей изящных искусств и Литературно-художественного общества. Публиковал обзоры русских и зарубежных выставок, статьи по вопросам современного искусства, художественного преподавания и музейного дела. Участвовал в литературных сборниках: «Наши вечера» (Одесса, 1903), «Литературно-художественный сборник в пользу еврейских детей, осиротевших и обездоленных во время еврейского погрома в Одессе» (1906), «Слово». Кн. 1 (М., 1908), «Друкарь» (М., 1910); был редактором-издателем сатирического журнала «Звон» (Одесса, 1905). Выпустил книги: «Рассказы» (М., 1910), «На берегу моря» (М., 1918) и «Луна» (Одесса, 1919). В 1915 провел в Одесском литературно-художественном обществе персональную выставку, сбор от которой поступил в пользу беженцев из западных губерний. В 1917 написал серию картин «Манифестация» по следам политических событий. В 1917-19 участвовал в реорганизации Одесского художественного училища и в создании одесского Союза пластических искусств. Был избран депутатом горсовета от трудовой интеллигенции (март 1918). В 1919 эвакуировался из Одессы. Три года жил в разъездах по Восточной Европе. Провел персональные выставки в Софии (1920), Вене (1921), Загребе (1922, 1923), Бухаресте и Белграде (1923). В 1924 обосновался в Париже, снимал мастерскую на улице Жака Оффенбаха, 1. В 1920-30-е создавал картины, навеянные образами XIX века, символикоромантические пейзажи: триптихи «На берегу моря» (1923), «У фонтана», «Ночной разговор» (оба - 1924) и др. Писал пейзажи Парижа и натюрморты. Провел персональные выставки в парижских галереях G. Petit (1924), J. Charpentier (1924), М. Bemheim (1926), Zak (1934) и в своей мастерской (1929), выставлялся в салонах: Национального общества изящных искусств (1925-28), Независимых (1925, 1927, 1929-35, 1941-43), Тюильри (1930-39) и Осеннем (1935, 1936, 1938). Участвовал в выставках русского искусства в Берлине (1930), Белграде (1930), Париже (d’Alignan. 1931; La Renaissance, 1932). Акварель «Концерт» (1921-22) и картина «Натюрморт на столе» (1932) были приобретены для Люксембургского музея Парижа. Участвовал в благотворительных акциях. Был дружен с А. И. Куприным и В. В. Кандинским, продолжал тесно общаться с И. А. Буниным. В 1933 стал членом секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции. Работы были показаны на выставках «Русские художники Парижской школы» (Дом французской мысли, 1961) и «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» в рамках Осеннего салона (1972). Мемориальные выставки состоялись в салонах: Независимых (1974), Национального общества изящных искусств (1975) и Осеннем (1975). В 1976 около 20 работ позднего периода поступило от родственников в Одесский художественный музей.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999