Ниматуллахи
Ниматуллахи
суфийский орден, возникший в Иране в XIII/XIV веке. Первоначально он был суннитским, но затем стал шиитским. Цепь духовной преемственности орден возводит к Али ибн Абу Талибу. Основателем ордена является Шах Ниматулла Вали (731/1330-834/1431). Он родился в Алеппо (Сирия), был последователем шафиитской правовой школы. Его отец, Мир Абдулла был суфийским наставником. Достигнув зрелого возраста, он много путешествовал и стал учеником известного шей-ха Абдуллы аль-Йафии, а позднее его халифой. В течение семи лет он изучил труды Ибн Араби и, позднее, написал комментарии к некоторым его книгам. После этого Шах Ниматулла снова начал путешествовать. Он побывал в Ираке, Египте, а затем приехал в Мавераннахр, где занялся активной пропо-веднической деятельностью среди тюркского населения. Однако это не по- нравилось среднеазиатскому завоевателю Тимуру. Поэтому Шах Ниматулла уехал в Герат, оттуда в Мешхед, а затем в Йезд. Наконец, он приехал в селе-ние Махан, в Кермане, где провел последние 25 лет своей жизни. Шах Ниматулла не был сторонником затворничества, а считал, что необ-ходимо затворничество в миру, когда духовный «путник» занимается своими повседневными делами, но при этом его помыслы обращены к Богу. Он так-же был противником показной набожности и запрещал своим ученикам по-являться в обществе в каких-то особых нарядах, указывающих на их принад-лежность к какому-то ордену. Шах Ниматулла допускал радения (См. Сама) под музыку, но без танцев и пения. Он не отделял тарикат от шариата, а так-же запретил практику потребления наркотиков и нищенства, которая была распространена среди некоторых суфиев. Шах Ниматулла был автором более чем 500 различных сочинений. После смерти Шаха Ниматуллы, его учение распространилось по всему Ирану и даже вышло за его пределы. Его сын Бурхан ад-Дин Халилулла ос-новал отделения ордена в Индии, которыми затем руководил его сын Шах Хабиб ад-Дин Мухибулла. Однако центром ордена являлось селение Махан в Иране. В дальнейшем представители ордена стали играть большую роль в общественной и политической жизни различных государств, которые возни-кали на территории Ирана. В борьбе за влияние среди населения, представи-тели братства ниматуллахи враждовали с шиитским суфийским орденом хайдария. В период правления Сефевидского шаха Аббаса I (995/1587-1038/1629) ор-ден ниматуллахи открыто выступил против него и поддержал его противни-ков, которые пытались совершить переворот в стране. В связи с этим, шах Аббас I подверг их суровым репрессиям, в результате которого деятельности этого ордена в Иране пришел конец, и до XII/XVIII века братство существо-вало только в Индии. В 1189/1775 году в Иран из Индии по поручению гла-вы ордена ниматуллахи Ризы Али Шаха приехал его представитель Сайид Масум Али Шах Даккани, который возродил деятельность братства в Иране. Заручившись поддержкой династии Каджаров (1210/1796-1344/1925), этот орден снова стал играть большую роль в общественно-политической жизни Ирана. Однако свою целостность орден сохранить не сумел и в XIII/XIX ве-ке распался на три независимые ветви - саадат али-шахи (гунабади), сафи али-шахи, мунаввар али-шахи (зур-риясатайн) - каждая из которых считает себя выразительницей истинных идей тариката. Эти секты активно участво-вали в революционных событиях в Иране 1323/1905-1329/1911 годов. Ветвь саадат али-шахи (гунабади) основал Хадж-ага Мухаммад-Казим (ум. в 1293/1876). Основной центр находится в селении Бидухт, а второй по зна-чению центр в Тегеране. Ветвь сафи али-шахи основал Хадж Мирза Хасан-ага ибн Мухаммад Бакир Исфахани (ум. в 1317/1899) Центр находится в керманском селении Махан. Ветвь мунаввар али-шах основал Хадж-ага Мухаммад ибн Мухаммад Ха-сан (ум. в 1301/1884). Центр находится в Тегеране. Большую роль в развитии этой ветви сыграл Джавад Нурбахш (1345/1926-1402/1982), который провел в ней значительные организационные реформы. В дальнейшем приверженцы ниматуллахи распались на еще большее ко-личество соперничающих и враждующих между собой сект. В основу духовной практики ордена ниматуллахи заложено наследие Ни-матуллы Вали Шаха, однако позднее его учение было скорректировано и развито. В частности, сам орден стал шиитским. В основе духовной практики ордена лежал тихий зикр-хафи, а также зикр-тахлили, прославляющий Али и сокрытого шиитского имама. Практикова-лись также размышления (фикр), самоанализ (мухасиба). Не приветствуется затворничество, порицается применение психотропных препаратов. Во время радений читаются специальные зикры тариката. Радения прово-дятся без танцев и песен. Ниматуллахи носили войлочные одежды и высокие шапки из 5, а затем 12 клиньев. Глава ордена (кутб) был выборным. Приня-тие новых членов в орден, в целом, было схоже с практикой всех суфийских сект (См. Бай’а).