НИМБ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Нимб
сияние вокруг голов Христа, Богоматери и святых. Изображается в виде диска. Является символом духовной славы.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

НИМБ
условное обозначение сияния, обычно вокруг головы на изображениях богов и святых, ангелов, пророков, а в Древней Греции — и героев. Происхождение Н. связано с астральными культами.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

НИМБ
лат. — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т. д. Известен в античности, начиная с эпохи эллинизма; с IV века распространяется в христианском искусстве. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т. наз. «кресчатый нимб») — важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.
      

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

НИМБ
от лат. nimbus – облако), изображение сияния вокруг головы персонажей в христианском и буддийском изобразительном искусстве, символ святости или божественного происхождения. В христианском искусстве распространен с 4 в. Нимбы, как правило, имеют форму круга; однако нимб Бога Отца – треугольный, Иисуса Христа – круглый, расчерченный крестом (т. н. крестчатый), нимбы ангелов бывают шестиугольными. Цвет нимба чаще всего золотой; иногда встречаются нимбы красного, белого, зеленого и голубого цветов.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Нимб
лат. nimbus), сияние вокруг головы Иисуса Христа и святых, запечатлеваемое на их иконных и другого рода изображениях; как правило имеет форму круга и рисуется золотом (возможны также синие и зеленые нимбы). Особой формой нимба является мандорла (от итал. mandorla миндалина) - сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых).
Изобразительные формы нимбов восходят к античности. В античных изображениях нимб мог усваиваться языческим божествам, полубогам и героям в качестве атрибута их божественности. Такие изображения соответствовали античным представлениям о том, что тело богов состоит из легкой светящейся субстанции, причем эта субстанция, когда боги являлись в человеческом облике, давала себя знать как сияющее облако. В античных изображениях встречается как круглый нимб над головой изображаемого, так и мандорла, полностью заключающая в себе фигуру.
В христианской иконографии нимбы встречаются уже в IV в. Первоначально они (а именно, мандорла) появляются в изображениях Вознесения Христа; с V в. с малым нимбом изображается Богородица, мученики и другие святые. Изображение Христа в мандорле особенно свойственно иконографии Преображения Господня и Второго Пришествия; мандорла передает здесь сияние славы Господней. Это же значение прославления имеет мандорла и в иконографии Успения Божией Матери. Малый нимб может иметь разные формы. В изображениях Бога Отца нимб первоначально имел форму треугольника, позднее же форму шестиконечной звезды. Христос изображается преимущественно с так наз. "крестовым" нимбом - нимбом в виде диска с вписанным в него равноконечным крестом. Эта же форма нимба встречается и на символических изображениях Христа в виде Пастыря Доброго и Агнца Божиего. Существовала традиция, в которой новозаветные святые изображались с золотым нимбом, а ветхозаветные (пророки и патриархи - см.) - с серебрянным.
С развитием учения об обожении (см.) нимбы осмысляются как условное изображение нетварных божественных энергий и могут ассоциироваться с Фаворским светом. Нимб или мандорла, окружающая Христа, понимается как изображение того света, который апостолы Петр, Иаков и Иоанн видели исходящим от Христа при Его Преображении (см. Мк. 9. 3); этот свет, по учению св. Григория Паламы, был манифестацией нетварных божественных энергий. Этот же свет усваивается и святым, поскольку святость (см.) и состоит в провнизанности божественными энергиями, т.е. в причастности Божеству по благодати, Иконографический прием получает здесь, как и во многих других случаях, точный богословский коррелят и соотносится с богословием святости в целом.

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
327.58 кб

«Все имеют право на нимб»: о минейном коде в произведениях Бориса Зайцева

Терешкина Д.Б.
В статье рассматриваются особенности актуализации минейного кода в творчестве Бориса Зайцева.