Нимфы
Нимфы
в греческой мифологии женские божества природы, обитающие в горах, лесах, морях, источниках. Считались дочерьми Зевса, спутницами Артемиды и Диониса.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Нимфы
греч. "невеста", "юная дева") - античные божества, олицетворявшие силы природы. Представлялись прекрасными молодыми девушками, которые иногда сопровождают Диониса, Артемиду, Аполлона - богов, близких к природе.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
НИМФЫ
юные девы — в греческой мифологии — категория низших женских божеств, олицетворения элементов земного ландшафта: морских и речных вод (океаниды, нереиды), источников и ручьев (наяды), деревьев (дриады), гор (ореады), лугов (лимониады), островов, холмов и т. д.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
НИМФЫ
женские божества, которые, по верованию греков, жили в морях, реках, источниках, в гротах, на горах, в рощах и на лугах. Они разделялись на несколько классов сообразно с тем, какие места они населяли: 1) морские нимфы, к которым принадлежали океаниды, дочери Океана, и нереиды, нимфы Средиземного моря, дочери Нерея; 2) нимфы вод на материке, или наяды, к которым относились нимфы источников, рек и озер; 3) нимфы гор и гротов, или ореады; 4) нимфы долин, или нанеи; 5) нимфы деревьев, или дриады, которые рождались и умирали с деревьями, в которых обитали.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Нимфы
в мифах древних греков божества природы, ее живительных и плодоносных сил. Различают нимф рек, морей, источников (это водные нимфы - океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (нимфы - лимнады), гор (нимфы - агростины, орестиады), рощ (нимфы - альсеиды), деревьев (нимфы - дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады - нимфы ясеня и др.). Некоторые из них смертны (например, гамадриады - они погибают вместе с деревом, в котором обитают). Главными нимфами считались водные, слово нимфа означает источник. Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти. Они врачуют и исцеляют, предсказывают будущее. Святилища нимф (нимфеи) находились в пещерах и гротах, рощах и лесах. Изображались в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.
Источник: Исторический словарь
Нимфы
(греч. nymphe — невеста, юная дева), в античной мифологии низшие божества, олицетворявшие силы природы; часто считались дочерьми Зевса. Н. — прекрасные молодые девушки, проводят время на лоне природы в пении, играх, вождении хороводов. Иногда они сопровождают боюв, близких к природе, Аполлона, Диониса, Артемиду, или делят общество сатиров. Н. посылают удачу и плодородие, символизируемое водой в юж. странах, но могут быть и опасными для людей (Гилл, Дафнис). Различали Н. согласно местам их обитания: наяды жили в воде или в гротах у источников, прудов, озер; нереиды — в морях; ореады — в горах и лесах; дриады — на деревьях. Считалось, что Н., кроме дриад, живут долго, хотя и не бессмертны. Жизнь дриад кончалась с гибелью дерева, особенно это относится к гамадриадам (греч. hama — вместе). Между видами Н. нет четкого различия. Часто к к.-л. водоему или иному месту прикреплялась своя Н. Множество местных легенд связано с Н., почитаемыми в др. сельских культах, отправляемых у алтарей и гротов. Н. принимали от людей бескровные жертвы и освящ. дары. Начиная с античности в искусстве распространены изображения Н. (П. Веккьо, Рубенс, Ватто, Беклин, Ренуар).
Источник: Словарь античности. 1989
НИМФЫ
в греч. миф. божества природы, ее живител. и плодоносных сил. Различают Н. рек, морей, источ. (водные Н.: океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лиманды), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады — Н. ясеня). Иные из них смертны, как, напр., гамадриады, к-рые неотделимы от дерева, в к-ром они обитают. Гл. Н. считались водные, по антич. лексикографам, слово «нимфа» означает «источник». Н. — очень древ. божества. Самые древ. Н. — мелиады, или мелийские Н., родивш. из капель крови оскоплен. Урана. Океаниды — дочери Океана и Тефиды, нереиды — дочери Нерея и океаниды Дориды. Имена водяных Н. большей частью указывают на то или иное свойство или кач-во водной стихии. Нек-рые Н. имеют вполне антропоморфный облик (напр., Калипсо). От браков Н. с богами (Зевс и Фетида, Зевс и Эгина) рожд. герои. Н. обитают вдали от Олимпа, но по приказу Зевса призываются во дворец отца богов и людей. Они обладательницы древ. мудрости, тайн жизни и смерти (напр., Мента — возлюбл. Аида). Они врачуют и исцеляют, предсказывают будущее. На месте дельфийск. оракула был оракул Геи, а затем Дафны — одной из горных нимф. Н. насылают безумие, приобщая человека к тайным силам природы; именуются вакханками. Святилища Н. находились в пещерах и гротах, рощах и лесах. Изображ. в виде прекрасных обнаж. или полуобнаж. девушек.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Нимфы
от греч. nymphe - дева, невеста)
в греческой мифологии многочисленные божества в образе юных дев, олицетворяющих силы и явления природы; считались покровительницами брака. Различали н. источников, н. речных, морских, горных, лесных и проч.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
В греческой мифологии - духи природы. Считалось, что нимфы - это прекрасные девы, живущие в горных пещерах (орестиады), на деревьях (дриады и гамадриады) и в родниках (наяды). Культ нимф был широко распространен в Греции и продолжал поддерживаться во времена Рима; первое упоминание о нимфах содержится в "Одиссее" Гомера, когда Одиссей просыпается в пещере и видит окруживших его нимф. Нимф считали дочерьми Зевса, способными передавать людям дар предвидения, исцелять их или, наоборот, насылать безумие, иногда они фигурировали как спутники Гермеса или Пана или участники Дионисийских празднеств. Из-за своей близости к дикой природе нимфы в некоторых случаях становятся опасными для людей: так, нимфы ослепили Дафниса и утопили Гиласа, сделали Гермафродита двуполым. С другой стороны, нимфы сами часто становились жертвами людских и божеских страстей: Дафна, Эхо и Эвридика были нимфами.
После Гомера нимфы часто появляются в литературе и искусстве, а в эпоху эллинизма образ нимф связывается с Аркадией и аркадскими пастухами. Тогда же вошло в обычай изображать нимф спящими (например, полотно Кранаха) и сооружать нимфеи - специальные павильоны с фонтанами, посвященные этим божествам. Эти нимфеи - изысканные прообразы древних пещер и гротов, получивших новое толкование, например, как средоточие космических сил у философа Порфирия (трактат "О пещере нимф").
Рубенс, Ватто, Беклин, Ренуар, Пуссен оставили нам свое видение "младших" богинь.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
В греческой мифологии божества природы. Нимфы делятся на водных (наяды, нереиды, океаниды, лимнады), горных (агростины, орестиады), древесных (дриады, гамадриады, альсеиды, мелиады) и др. Главными среди нимф считаются водные. От браков нимф с богами рождаются герои (так, от брака Зевса и Эгины родился герой Эак). Как правило, нимф изображали в образе прекрасных полуобнаженных девушек.
(Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)
* * *
«девы» - божества, олицетворявшие силы и явления природы. Различали Н. морей, рек, источников, ручьев (океаниды, нереиды, наяды), гор (ореады), долин (напеи), озер и болот (лимнады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и пород деревьев. Были Н. отдельных мест и островов (Калипсо, Кирка). Происхождение Н. различно: мелиады (ясеневые Н.) родились из капель крови оскопленного Урана, океаниды были дочерьми Океана и Тефиды, нереиды - Нерея и Дориды, многие Н. считались дочерьми Зевса, а Н. холмов и лесов - дочерьми Геи. Н. часто посещали Олимп и участвовали в пирах и советах богов, они были в свите Зевса, Геры, Диониса, Афродиты, Артемиды и других богов. От браков Н. с богами рождались герои. Н. считались долгоживущими, но не бессмертными, многие из них могли предсказывать будущее, исцелять раны и вдохновлять поэтов. Их святилища находились в рощах и лесах, гротах и пещерах. Н. изображали в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
в греческой мифологии многочисленные божества в образе юных дев, олицетворяющих силы и явления природы; считались покровительницами брака. Различали н. источников, н. речных, морских, горных, лесных и проч.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
В греческой мифологии - духи природы. Считалось, что нимфы - это прекрасные девы, живущие в горных пещерах (орестиады), на деревьях (дриады и гамадриады) и в родниках (наяды). Культ нимф был широко распространен в Греции и продолжал поддерживаться во времена Рима; первое упоминание о нимфах содержится в "Одиссее" Гомера, когда Одиссей просыпается в пещере и видит окруживших его нимф. Нимф считали дочерьми Зевса, способными передавать людям дар предвидения, исцелять их или, наоборот, насылать безумие, иногда они фигурировали как спутники Гермеса или Пана или участники Дионисийских празднеств. Из-за своей близости к дикой природе нимфы в некоторых случаях становятся опасными для людей: так, нимфы ослепили Дафниса и утопили Гиласа, сделали Гермафродита двуполым. С другой стороны, нимфы сами часто становились жертвами людских и божеских страстей: Дафна, Эхо и Эвридика были нимфами.
После Гомера нимфы часто появляются в литературе и искусстве, а в эпоху эллинизма образ нимф связывается с Аркадией и аркадскими пастухами. Тогда же вошло в обычай изображать нимф спящими (например, полотно Кранаха) и сооружать нимфеи - специальные павильоны с фонтанами, посвященные этим божествам. Эти нимфеи - изысканные прообразы древних пещер и гротов, получивших новое толкование, например, как средоточие космических сил у философа Порфирия (трактат "О пещере нимф").
Рубенс, Ватто, Беклин, Ренуар, Пуссен оставили нам свое видение "младших" богинь.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
В греческой мифологии божества природы. Нимфы делятся на водных (наяды, нереиды, океаниды, лимнады), горных (агростины, орестиады), древесных (дриады, гамадриады, альсеиды, мелиады) и др. Главными среди нимф считаются водные. От браков нимф с богами рождаются герои (так, от брака Зевса и Эгины родился герой Эак). Как правило, нимф изображали в образе прекрасных полуобнаженных девушек.
(Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)
* * *
«девы» - божества, олицетворявшие силы и явления природы. Различали Н. морей, рек, источников, ручьев (океаниды, нереиды, наяды), гор (ореады), долин (напеи), озер и болот (лимнады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и пород деревьев. Были Н. отдельных мест и островов (Калипсо, Кирка). Происхождение Н. различно: мелиады (ясеневые Н.) родились из капель крови оскопленного Урана, океаниды были дочерьми Океана и Тефиды, нереиды - Нерея и Дориды, многие Н. считались дочерьми Зевса, а Н. холмов и лесов - дочерьми Геи. Н. часто посещали Олимп и участвовали в пирах и советах богов, они были в свите Зевса, Геры, Диониса, Афродиты, Артемиды и других богов. От браков Н. с богами рождались герои. Н. считались долгоживущими, но не бессмертными, многие из них могли предсказывать будущее, исцелять раны и вдохновлять поэтов. Их святилища находились в рощах и лесах, гротах и пещерах. Н. изображали в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
НИМФЫ
• Nymphae,
??????, т. е. покрытые или девственные богини. Н. составляют многочисленный класс низших божеств, которые служили олицетворением сил природы. Они жили на земле, на горах, в рощах, возле источников, рек и потоков, в долинах и гротах, на лугах и полях; но иногда они восходят на Олимп, чтобы принять участие в совете богов. Ноm. Il. 20, 8. Из общей массы Н. некоторые выделяются по большей ясности своих свойств и известны под собственными именами, как, напр., нимфа Калипсо, дочь Атланта, Кирка (Цирцея), Фаефуса и Лампеция, дочери Гелиоса. Н. в собственном смысле, дочери Зевса, живут, по Гомеру, на горах, в рощах, на лугах и у источников (Il. 6, 420. 20, 8. Ноm. Od. 6. 123. 17, 240); они — благодетельные духи этих мест, и деятельность их еще не связана тесно с этими местами и не ограничивается одними предметами природы: они живут свободно и самостоятельно в природе, гоняют дичь, весело пляшут в хороводах, ткут в прохладных гротах, сажают деревья и оказывают людям помощь под различными видами. Часто они сопровождают высшие божества, как, напр., Артемиду, богиню охоты. Ноm. Od. 6, 105. 9, 154. 12, 318. 13, 107. В одном месте у Гомера (Ноm. Od. 10, 350), которое, впрочем, принадлежит позднейшему времени, говорится, что Н. рождены источниками, реками, рощами, между тем как вообще они считаются дочерьми Зевса. В последующее время было господствующим то представление о Н., что существование их тесно связано с предметами природы, что они появляются и исчезают вместе с теми явлениями, которыми они управляют. Так, дриад (hymn. in Ven. 259 слл.) не причисляли ни к смертным, ни к бессмертным, приписывали им долгую жизнь, во время которой они питались амброзией и имели общение с богами: «Гермес и силены имеют с ними любовные сношения, от которых появляются высокие деревья, которые долго стоят, пока судьба смерти не положит конец их существованию, а вместе с ними и душа богинь теряет жизнь». Смотря по области природы, которой управляют Н., они разделяются на несколько классов:
1. Н. вод, к которым относятся океаниды, нимфы Океана, и нереиды, морские Н. Иной класс представляют Н. вод, находящихся на материке. Они называются наядами (???????, ???????, ??????? и т. д.), которые опять разделяются на речные ?. (??????????), которые называются еще по именам рек (?????????, ????????? и т. д.), на Н. источников (?????????, ????????) и Н. стоячих вод (??????????, ??????????, ????????). Так как вода способствует питанию, то и Н. являются благодетельными питательницами растений и плодов, стад и людей (???????????, ??????, ??????????, ???????, ???????????). Поэтому они являются также кормилицами-воспитательницами Зевса и Диониса, в свите которого они часто и находятся вместе с Паном, Силеном и Сатирами. Т. к., далее, вода, по мнению древних, имеет силу исцелять и вдохновлять, то и Н., особенно Н. источников, помещали в сонм благодетельных богов, дарующих исцеление, приписывали им искусство прорицания и делали их богинями пения и поэзии. В силу последнего свойства они являются воспитательницами Аполлона и матерями певцов и предсказателей. Предсказателей, пораженных сумасшествием, называли ???????????;
2. Н. гор, Ореады (????????, ???????????, ????????????, Oreades), которые имели еще особенные названия по именам гор, как-то: пелиады, киферониды, диктейские Н. К ним относится также Эхо. Близко к ним стоят
3. Н. долин, напеи (????????) и лесов, альсеиды (?????????);
4. Н. деревьев, дриады (???????), которые имеют также отдельные имена, смотря по роду деревьев. Гомер не знает этого класса Н., а Гесиод (Hesiod. theog. 187) называет особый род их — мелийские, Н. ясеневого дерева, родившиеся из капель крови Урана (из ясеневого дерева делалось древко военного копья). Если каждому дереву принадлежала своя дриада, то и жизнь этих последних была связана с жизнью дерева (humn. in Vener.). Этих дриад называют преимущественно гамадриадами (??????????);
5. Н. отдельных мест, как, напр., Додоны, Нисы, Лемноса. Н. издревле пользовались почитанием. Ноm. Od. 13, 350 слл. 17, 210. Их храмы находились преимущественно вблизи источников, в рощах, гротах и т. п., а в позднейшее время также в городах; городские великолепные храмы Н. (??????? или ???????) служили местом празднования свадеб. Им приносили в жертву коз, ягнят, молоко, масло, но не вино. Искусство изображает их прекрасными девушками, обнаженными или полуодетыми.
??????, т. е. покрытые или девственные богини. Н. составляют многочисленный класс низших божеств, которые служили олицетворением сил природы. Они жили на земле, на горах, в рощах, возле источников, рек и потоков, в долинах и гротах, на лугах и полях; но иногда они восходят на Олимп, чтобы принять участие в совете богов. Ноm. Il. 20, 8. Из общей массы Н. некоторые выделяются по большей ясности своих свойств и известны под собственными именами, как, напр., нимфа Калипсо, дочь Атланта, Кирка (Цирцея), Фаефуса и Лампеция, дочери Гелиоса. Н. в собственном смысле, дочери Зевса, живут, по Гомеру, на горах, в рощах, на лугах и у источников (Il. 6, 420. 20, 8. Ноm. Od. 6. 123. 17, 240); они — благодетельные духи этих мест, и деятельность их еще не связана тесно с этими местами и не ограничивается одними предметами природы: они живут свободно и самостоятельно в природе, гоняют дичь, весело пляшут в хороводах, ткут в прохладных гротах, сажают деревья и оказывают людям помощь под различными видами. Часто они сопровождают высшие божества, как, напр., Артемиду, богиню охоты. Ноm. Od. 6, 105. 9, 154. 12, 318. 13, 107. В одном месте у Гомера (Ноm. Od. 10, 350), которое, впрочем, принадлежит позднейшему времени, говорится, что Н. рождены источниками, реками, рощами, между тем как вообще они считаются дочерьми Зевса. В последующее время было господствующим то представление о Н., что существование их тесно связано с предметами природы, что они появляются и исчезают вместе с теми явлениями, которыми они управляют. Так, дриад (hymn. in Ven. 259 слл.) не причисляли ни к смертным, ни к бессмертным, приписывали им долгую жизнь, во время которой они питались амброзией и имели общение с богами: «Гермес и силены имеют с ними любовные сношения, от которых появляются высокие деревья, которые долго стоят, пока судьба смерти не положит конец их существованию, а вместе с ними и душа богинь теряет жизнь». Смотря по области природы, которой управляют Н., они разделяются на несколько классов:
1. Н. вод, к которым относятся океаниды, нимфы Океана, и нереиды, морские Н. Иной класс представляют Н. вод, находящихся на материке. Они называются наядами (???????, ???????, ??????? и т. д.), которые опять разделяются на речные ?. (??????????), которые называются еще по именам рек (?????????, ????????? и т. д.), на Н. источников (?????????, ????????) и Н. стоячих вод (??????????, ??????????, ????????). Так как вода способствует питанию, то и Н. являются благодетельными питательницами растений и плодов, стад и людей (???????????, ??????, ??????????, ???????, ???????????). Поэтому они являются также кормилицами-воспитательницами Зевса и Диониса, в свите которого они часто и находятся вместе с Паном, Силеном и Сатирами. Т. к., далее, вода, по мнению древних, имеет силу исцелять и вдохновлять, то и Н., особенно Н. источников, помещали в сонм благодетельных богов, дарующих исцеление, приписывали им искусство прорицания и делали их богинями пения и поэзии. В силу последнего свойства они являются воспитательницами Аполлона и матерями певцов и предсказателей. Предсказателей, пораженных сумасшествием, называли ???????????;
2. Н. гор, Ореады (????????, ???????????, ????????????, Oreades), которые имели еще особенные названия по именам гор, как-то: пелиады, киферониды, диктейские Н. К ним относится также Эхо. Близко к ним стоят
3. Н. долин, напеи (????????) и лесов, альсеиды (?????????);
4. Н. деревьев, дриады (???????), которые имеют также отдельные имена, смотря по роду деревьев. Гомер не знает этого класса Н., а Гесиод (Hesiod. theog. 187) называет особый род их — мелийские, Н. ясеневого дерева, родившиеся из капель крови Урана (из ясеневого дерева делалось древко военного копья). Если каждому дереву принадлежала своя дриада, то и жизнь этих последних была связана с жизнью дерева (humn. in Vener.). Этих дриад называют преимущественно гамадриадами (??????????);
5. Н. отдельных мест, как, напр., Додоны, Нисы, Лемноса. Н. издревле пользовались почитанием. Ноm. Od. 13, 350 слл. 17, 210. Их храмы находились преимущественно вблизи источников, в рощах, гротах и т. п., а в позднейшее время также в городах; городские великолепные храмы Н. (??????? или ???????) служили местом празднования свадеб. Им приносили в жертву коз, ягнят, молоко, масло, но не вино. Искусство изображает их прекрасными девушками, обнаженными или полуодетыми.