Нимиц Честер Уильям

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Нимиц Честер Уильям
Нимиц Честер Уильям (Nimitz, Chester William) (1885-1966), адмирал США. Командовал разл. соединениями кораблей, а в 1941 г., после нападения на Перл-Харбор, принял командование Тихоокеанским флотом. Из своего штаба на Гавайях управлял развертыванием сил для победоносного сражения у о. Мидуэй, затем руководил боевыми действиями флота в Тихоокеанских кампаниях, в т. ч. такими успешными операциями, как у о. Гуадалканал и в зал. Лейте. В значит, мере благодаря его усилиям Тихоокеанский флот, ослабленный нападением японцев на Перл-Харбор, стал грозной силой, сокрушившей Японию. После войны Н. нек-рое время был начальником штаба военно-мор. сил США.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ЧЕСТЕР УИЛЬЯМ НИМИЦ
Нимиц возглавлял в годы Второй мировой войны операции Тихоокеанского флота США. Обладая опытом командования подводными и надводными силами, он сумел руководить разными видами флота так, что добился победы над японским флотом. Нимиц родился 24 февраля 1885 года в Фредериксберге, в штате Техас, далеко от моря, и первоначально хотел стать сухопутным офицером. Но приема в Уэст-Пойнт не было, и Нимиц поступил в Военно-морскую академию. После ее окончания (1905) он служил в Азиатском флоте США до 7 июля 1908 года, когда, командуя миноносцем «Декатур», он посадил его на мель и после суда получил взыскание. По возвращении в Америку в мае 1909 года моряка назначили на подводные лодки 1-й подводной флотилии. С 1910 года он командовал подводными лодками, был произведен в лейтенанты, с мая 1912 по март 1913 года возглавлял Атлантическую подводную флотилию. С начала 1913 года Нимица направили на переоборудование танкера «Мауми» в дизельный; с 23 октября 1916 по 4 августа 1917 года он служил на нем старшим помощником. В 1916 году Нимица произвели в лейтенант-коммандеры. С августа 1917 по сентябрь 1918 года он служил в штабе подводных сил Атлантического флота и закончил службу начальником штаба. В 1918 году его произвели в коммандеры. В конце года моряк работал в управлении начальника морских операций и одновременно состоял старшим членом Бюро проектирования подводных лодок. С мая 1919 по июнь 1920 года Нимиц был старшим помощником на линкоре «Саут Каролина», затем командовал 14-м дивизионом подводных лодок, базировавшимся на Перл-Харбор. После окончания Военно-морского колледжа в 1922–1923 годах он служил в штабе главнокомандующего флотом США. В августе 1926 года Нимица направили в Калифорнийский университет для организации первого колледжа подготовки морских офицеров резерва. Составленные им программа и инструкции послужили образцом для созданных подобных организаций в других институтах. 2 июня 1927 года Нимиц стал кэптеном, с июня 1929 года командовал дивизионом подводных лодок, в 1931–1935 годах — эсминцем «Ригель» и крейсером «Аугуста». Следующие три года моряк состоял помощником начальника Бюро навигации в Вашингтоне. 23 июня 1938 года его произвели в контр-адмиралы, вскоре назначили командиром 2-й крейсерской дивизии линейных сил, затем — командиром 1-й дивизии линейных кораблей. 15 июня 1939 года Нимиц стал начальником Бюро навигации на 4-летний срок, но после атаки Перл-Харбора президент Рузвельт в обход 28 других старших офицеров назначил его главнокомандующим Тихоокеанским флотом в ранге адмирала. 31 декабря 1941 года адмирал принял командование. Он осуществлял административный контроль за действиями союзных сил против японцев, отвечал за все корабли и базы, за стратегическое командование на просторах всего Тихого океана, за исключением района, находившегося в юрисдикции генерала Дугласа Макартура. Так как Макартур и армейские офицеры не согласились бы служить под командованием флотского офицера, на Тихом океане появились два командующих. Но благодаря дипломатическим способностям адмирала оба хорошо сработались. Согласно плану «Европа-1» союзники приняли решение считать войну с Японией второстепенной. Однако Нимиц считал ее первостепенной задачей. Он намеревался перехватить инициативу у японцев и перенести войну на территорию противника. Для усиления флота в начале 1942 года на Тихий океан прибыл авианосец «Йорктаун», ставший ядром авианосного оперативного соединения контр-адмирала Флетчера. Подкрепление должно было помочь удержать транспортную линию от западного побережья США и Панамского канала до Австралии. Узнав от дешифровщиков о планах противника, Нимиц заставил японцев вступить в сражение в Коралловом море. В апреле 1942 года он срочно направил от Перл-Харбора авианосное соединение «Лексингтона» контр-адмирала Фитча в Коралловое море, где оно должно было поступить в распоряжение уже находившегося там контр-адмирала Флетчера. Соединения встретились 1 мая, приняли топливо и оказались готовы вовремя, чтобы сразиться с японским авианосным соединением, прикрывавшим высадку в Порт-Морсби. 5 мая они встретились Нимиц приказал: «Уничтожать, когда представятся удобные случаи, суда и авиацию противника, чтобы помочь задержать наступление японцев в районе Новая Гвинея — Соломоновы острова». В результате сражения японцы, потеряв много опытных летчиков, в сражении при атолле Мидуэй имели вместо 6 только 4 авианосца и потерпели поражение. Нимиц как командующий Тихоокеанским флотом и районом Тихого океана, подготовил планы для командующих оперативными соединениями. Расшифровка перехваченных радиограмм противника позволила адмиралу, не отвлекая свое внимание на демонстративную высадку на Алеутских островах, направить все силы к острову Мидуэй, который стал объектом основного удара для главных сил японского флота. В июне 1942 года благодаря сведениям разведки американцы установили местоположение японского флота под командованием И. Ямамото в районе острова Мидуэй и атаковали неприятельские авианосцы, когда большинство самолетов заправлялись на них горючим. В результате сражения японцы лишились 4 авианосцев, более 300 самолетов и многих летчиков. То была первая победа американского флота в войне и первое поражение японского флота. Инициатива перешла в руки американцев. Японские войска, продолжая наступление, заняли остров Гуадалканал из числа Соломоновых островов и начали строить аэродром. Комитет начальников штабов решил остановить продвижение японцев и вернуть остров. Высадка на Гуадалканал с целью отбить остров у японцев была предпринята силами флота южной части Тихого океана под руководством вице-адмирала Гормли, находившегося в распоряжении Нимица и не подчинявшегося генералу Макартуру, зона ответственности которого располагалась рядом. Основную ударную силу составляли 3 авианосца оперативного соединения вице-адмирала Флетчера. К лету 1944 года американский флот располагал достаточными силами, чтобы решительно наступать на японские позиции. Комитет начальников штабов принял решение, кроме наступления войск Макартура на Новой Гвинее и в сторону Филиппин при поддержке флота, организовать захват островов в центре Тихого океана, необходимых для развертывания оперативных баз флота и подавления соседних вражеских аэродромов. Эти операции были возложены на адмирала Нимица. Нимиц и Макартур захватывали один за другим острова, приближаясь все ближе к Японии. В ноябре 1943 года Нимиц захватил острова Гилберта, в феврале 1944-го — Маршалловы острова, в августе 1944-го — Марианские острова, в октябре вместе с Макартуром отвоевывал Филиппинские острова. В знак признания заслуг Нимицу присвоили новый чин пятизвездного адмирала флота. В ходе Филиппинской операции 3-й флот адмирала Хэлси, прикрывавший высадку от неприятельских судов, непосредственно подчинялся Нимицу и не был в распоряжении Макартура. Хэлси получил приказ Нимица «прикрывать и поддерживать силы в юго-западной части Тихого океана, чтобы помочь им захватить и оккупировать объекты на центральных Филиппинских островах, уничтожить морские и воздушные силы противника в районе Филиппин и силы, угрожающие ему, а также прикрыть воздушные и морские коммуникации в центральной части Тихого океана». В случае появления благоприятной возможности уничтожение значительной части флота противника должно было стать главной задачей. Командующим 3-м и 7-м флотом следовало самим координировать свои действия. Наступление американцев и попытка японского флота воспрепятствовать им привели к морскому сражению, которое Нимиц приказал официально назвать сражением за залив Лейте. В ходе сражения американский флот истребил большую часть японского, так и не прорвавшегося к месту высадки войск. С начала 1945 года Нимиц начал наступление, завоевывая острова Гуам, Иводзима, Окинава, и уже готовил вторжение в Японию. После атомной бомбардировки японцы согласились капитулировать 11 августа, однако действия 3-го флота продолжались, пока Нимиц в ночь на 15 августа не приказал Хэлси прекратить атаки и идти к Токио, соблюдая осторожность. Однако он вскоре отменил приказ. 15 августа авианосные ударные группы выслали для атаки самолеты, но, когда те оказались в пяти минутах лета от целей, поступил приказ Нимица: «Воздушные атаки временно прекратить. Об исполнении донести». В тот же день 3-й флот получил приказ с Гуама: «Немедленно прекратить наступательные действия против японских сил. Продолжать поиски и патрулирование. Обеспечить в максимальной степени мероприятия в области обороны и внутренней безопасности. Остерегайтесь предательства». Так как до окончательной капитуляции прошло еще две недели, флот готовился к оккупации и занимался спасением военнопленных, находившихся в Японии. 2 сентября на борту «Миссури» Нимиц, как представитель США, подписал акт о капитуляции Японии. 5 октября, день возвращения на родину, стал для Нимица триумфальным. 26 ноября 1945 года сенат назначил моряка начальником морских операций вместо адмирала Кинга. В течение двух лет он руководил демобилизацией. Флотоводец являлся одним из инициаторов постройки атомных подводных лодок. Он ушел в отставку 15 декабря 1947 года. Некоторое время моряк состоял советником секретаря по военному флоту, позднее — военным представителем США в Кашмире Он умер от осложнения после операции 20 февраля 1966 года и похоронен на Национальном кладбище в Сан-Франциско. Нимица, умевшего поддерживать высокий моральный дух на флоте и работать с офицерами всех рангов, считали самым выдающимся американским флотоводцем Второй мировой войны. Большой разносторонний опыт позволил ему успешно проводить операции. Моряк проявил дипломатические способности во взаимодействии с командующим американской армией Дугласом Макартуром и способности тактика, одерживая победы при скромных ресурсах и превратив флот в наивысшую в истории морскую силу.

Источник: 100 великих адмиралов. 2009

Нимиц Честер Уильям
(24.02.1885—20.02.1966) – американский адмирал флота (1944) Честер Нимиц был самым выдающимся американским флотоводцем Второй мировой войны. Его умение хорошо работать с офицерами всех рангов и большой разносторонний опыт позволяли проводить боевые операции, приводившие к победам военный флот США, объединяющий различные подразделения. Честер Нимиц родился 24 февраля 1885 года в городе Фредериксберг в штате Техас в семье иммигрантов, перебравшихся из Германии. В 1905 году он закончил военно-морскую академию и был направлен на службу во флот. Молодой лейтенант довольно быстро пошел в гору и в 1912 году уже командовал Атлантической флотилией подводных лодок. В 1913 году он был направлен в Европу изучать немецкие и бельгийские дизельные двигатели. Когда началась Первая мировая война, Честер Нимиц был произведен в капитан-лейтенанты и стал помощником адмирала Робинсона, командующего подводным флотом. Атлантический флот США довольно успешно действовал против кайзеровских субмарин. По окончании Первой мировой войны Нимиц продолжал плавать на подлодках. В 1920 году Нимиц был переведен в Перл-Харбор в качестве инспектора по созданию новой базы подводного флота. Затем в 1927 году командование направило его на преподавательскую работу. Но в том же году Честер Нимиц получил звание капитана. Следующие восемь лет он провел в море, командуя эсминцами. Наконец в 1935 году Нимиц перебрался в Вашингтон. Его назначили помощником начальника бюро навигации при командовании ВМФ США. Через три года он получил звание адмирала и стал начальником бюро. Он также являлся одним из создателей программы Корпуса резервной подготовки морских офицеров США в американских университетах. Работая в столице, адмирал довольно близко сошелся с Рузвельтом, который сразу после начала войны с Японией сделал его командующим Тихоокеанским флотом США, присвоив чин адмирала. На Тихоокеанском театре ответственность за военные действия разделили двое командующих – Нимиц и Макартур. Благодаря дипломатическим способностям адмирала оба командующих хорошо сработались. Адмирал Нимиц не считал нападение японцев на Гавайи трагедией. По его мнению, потери бы значительно возросли, если бы американские корабли были атакованы японцами в открытом океане. Позднее он признался: «Слава Богу, что наш флот 7 декабря был в Перл-Харборе». В планы японского командования входил захват Порт-Морсби в Новой Гвинее, чтобы отрезать Австралию от США. Американцы установили, что противник концентрирует силы в Рабауле, явно собираясь продвигаться на юг. В это время американские авианосцы были разбросаны по Тихому океану, выполняя различные задания. С одного из них по приказу Нимица 18 апреля генерал Дуллит провел дерзкий налет морской авиации на Токио, приведя в состояние шока японское верховное командование. Несмотря на потери и неудачи в начальный период боевых действий на Тихоокеанском театре, американские войска продолжали сражаться и пытались добиться значительного преимущества над японцами. А печальный перечень – Перл-Харбор, Гуам, Уэйк, Филиппины – только усиливал их желание одолеть японцев. В апреле 1942 года адмирал Нимиц получил данные разведки о планировании командующим японским флотом адмиралом Ямамото крупной операции в районе АР. Ему удалось узнать, что это Мидуэй, а затем и дату нападения – 4 июня. Нимиц традиционно считал, что большие линейные корабли являются основой флота, но чтобы не сковывать маневренность более быстрых авианосцев, он приказал оперативной группе линкоров оставаться у Западного побережья США. Авианосцы были единственным оружием, которое давало Нимицу шанс на победу у Мидуэя. Все имеющиеся в его распоряжении корабли он разделил на две группы. Ядро первой оперативной группы составили «Энтерпрайз» и «Хорнет», а во вторую вошел «Йорктаун», на флагштоке которого развевался вымпел адмирала Флетчера. Японцы превосходили флот Нимица по численности, и адмирал понимал, что успех операции зависит от внезапности действий американских соединений. Все внимание адмирала было приковано к поиску главных сил противника. Утром 3 июня американские разведывательные самолеты засекли транспортное соединение японцев, приближавшееся к атоллу. Вице-адмирал Нагумо, командовавший японским флотом, атаковал и добился значительного успеха. Однако 4 июня во время переоборудования и заправки самолетов на японских авианосцах на них обрушились пикирующие бомбардировщики с «Энтерпрайза». Пройдя незамеченными за облаками, они спикировали на незащищенные корабли и за три минуты подожгли три из четырех японских авианосцев. Вечером того же дня американские бомбы подорвали последний авианосец вице-адмирала Нагумо, самолеты которого успели вывести из строя «Йорктаун». Нимиц добился первой победы американцев в этой войне и первого поражения японского флота за 350 лет. В этом сражении японцы потеряли четыре из девяти авианосцев, более 300 самолетов и многих лучших летчиков. Соединенные Штаты захватили инициативу и на протяжении трех последующих лет войны ни разу не выпустили ее из рук. Для захвата Австралии японцы начали строить на острове Гуадалканал взлетно-посадочную полосу. Этот остров был прекрасным местом для создания аэродрома. В этом районе японское командование начало сооружение мощной авиабазы. Тем временем в штабе Нимица планировалась операция по захвату японской базы Рабаул. Теперь в оперативный план «Сторожевая башня» пришлось включить захват Гуадалканала, причем раньше, чем противник закончит строительство аэродрома. По плану захват Гуадалканала должен был быть осуществлен силами десанта и поддержкой с моря. Вечером 7 августа 1942 года группа в составе трех авианосцев под командованием адмирала Флетчера подошла к южному берегу острова. Десантники во главе с контр-адмиралом Тернером выдвинулись на западный берег. Утром следующего дня после артиллерийского обстрела морская пехота высадилась на берег. Для японцев десант оказался полной неожиданностью, поэтому поначалу войска Тернера не встретили сопротивления. Японские строители бежали в джунгли, а горстка солдат и офицеров, попытавшихся остановить американцев, была быстро уничтожена. У северного побережья на маленьких островках события развивались менее благоприятно. Японцы закрепились в горах и не давали десанту продвинуться в глубь островков. Адмирал Ямамото считал, что Нимиц высадил на острове небольшой десант и этим ограничился. Он сосредоточил весь флот Японии у острова Трук для того, чтобы направиться к Новой Гвинее. Отбить остров он приказал контр-адмиралу Танаки и десанту в количестве 900 человек, полагая, что этих сил будет достаточно. Но группа захвата была уничтожена сразу после высадки, и на помощь Танаки были посланы три авианосца под командованием адмирала Кондо. Американцы быстро сориентировались в изменившейся обстановке и сумели потопить один японский авианосец и сильно повредить крейсер Танаки. После этого японское командование обходило стороной район восточнее Соломоновых островов. В сентябре адмирал Кондо вновь подошел к острову, пытаясь выбить с него американцев, но эта попытка также окончилась новым поражением. Японцы понесли огромные потери в живой силе. В октябре японский десант вновь попытался отбить остров силами, равными по численности американскому гарнизону острова. Нимиц приказал всеми силами удерживать остров. Командовал американскими войсками адмирал Хэлси, который отличался решительными и агрессивными действиями. По его приказу утром 26 октября американские бомбардировщики атаковали японские корабли. Им удалось сильно повредить авианосец «Дзуйхо», разрушив двумя тяжелыми авиабомбами его летную палубу. Японцы подожгли американский авианосец «Хорнет», а после второй атаки команде авианосца пришлось покинуть корабль. Самолеты были переведены на авианосец «Энтерпрайз». Гарнизон острова остался без воздушного прикрытия. Несмотря на это, защитники острова продолжали отбивать все атаки противника, не давая ему захватить аэродром. Потеряв большую часть солдат, японцы так и не смогли захватить остров. Понимая, что борьба за остров еще не закончена, Нимиц приказал перебросить к нему значительные силы флота. Расчет оказался правильным, так как Ямамото в следующем месяце предпринял новую, последнюю попытку захватить Гуадалканал. У Ямамото оставалось еще три авианосца («Дзуйкаку», «Дзуне» и «Хие») против одного «Энтерпрайза», который был поврежден. Но адмиралу Ямамото не рекомендовали задействовать в ноябрьском наступлении эти авианосцы, так как в результате последних сражений японская морская авиация понесла большие потери в самолетах. Это сражение стало сражением линкоров, эсминцев и крейсеров. Сражение началось 12 ноября. Корабли в упор расстреливали друг друга из главных калибров и, объятые пламенем, уходили на дно вместе с командами, которые не успевали их покидать. Японскому конвою удалось прорваться к острову, но вовремя подошедший «Энтерпрайз» перетопил почти все транспорты противника, после чего продолжение военных действий утратило для японского командования всякий смысл. Борьба за остров продолжилась и в следующем году. В январе 1943 года американцы начали операцию по полному захвату острова и уничтожению частей японского десанта, которым удалось ранее высадиться на острове. Нимиц хотел отрезать японцев от берега и, окружив в джунглях, полностью уничтожить. Но прорвавшиеся к острову японские эсминцы смогли эвакуировать с него 12 000 человек. В ходе борьбы за Гуадалканал из 60 000 американских солдат около 2000 были убиты и более 4000 ранены. С японской стороны потери составили больше половины из 36 000 солдат, участвовавших в операциях по захвату острова. Битва за Гуадалканал, спланированная и проведенная адмиралом Нимицом, стала поворотным пунктом в войне на Тихом океане. В ноябре 1943 года Нимиц захватил острова Гилберта, в феврале 1944 года были освобождены от японцев Маршалловы острова, а в августе того же года – Марианские. В октябре 1944 года вместе с Макартуром адмирал Нимиц принимал участие в освобождении Филиппин. По натуре Честер Нимиц был добродушным, приветливым человеком. Но это не мешало ему при необходимости проявить твердость и стать автором наиболее совершенной стратегии, которая когда-либо разрабатывалась в штабах американского флота. Война на Тихом океане была войной флотов, и Нимиц смог выиграть ее у противника, превосходившего его по силе и выучке. В знак признания заслуг Нимица правительство США присвоило ему чин пятизвездного адмирала флота. В начале 1945 года адмирал готовил операции по вторжению в Японию. Но они так и не были осуществлены. После атомной бомбардировки в августе Япония капитулировала. 2 сентября на борту «Миссури» Нимиц как представитель США подписал акт о капитуляции. После войны Нимиц вернулся в США, и день его прибытия был отпразднован как «День Нимица». В течение двух следующих лет он руководил демобилизацией. Затем он стал одним из инициаторов разработок атомных подводных лодок и вскоре вышел в отставку. Он был советником президента по флоту. Он умер 20 февраля 1966 года и был похоронен на Национальном кладбище в Сан-Франциско.      

Источник: 100 великих полководцев Второй мировой. 2012