Ниневия
Ниневия
(евр., ассир. Ninua), в 7 в. до н. э. — столица Ассирийского царства, упоминается в Библии и, в форме «Нин», у Геродота. В 612 была разрушена союзными войсками вавилонян и мидян. В 1846 начались археологич. раскопки руин Н. вблизи Мосула.
Источник: Словарь античности. 1989
Ниневия
Ниневия (Nineveh), древн. город на р. Тигр. Избран в кач-ве столицы царем Ассирии Синахерибом (правил 704—681 до н.э.), развернувшим здесь крупное стр-во. Разрушен мидянами в 612 г. до н.э. и уже не вернул себе прежней славы. Археол. раскопки вскрыли значительную часть древн. построек, в т.ч. пять из 15 ворот 12-километровой гор. стены, царские дворцы с великолепными скульптурными барьельфами, а также огромное кол-во клинописных табличек — ценный источник историч. сведений.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Ниневия
древний город Ассирии (современные холмы Куюнджик и Тель-Неби-Юнус, Ирак). С середины 5-го тыс. до н.э.- поселение. В конце 8- 7 вв.- столица государства Ассирия. В 7 в. в Ниневии была создана царская библиотека - хранилище (археологами найдено свыше 30 тыс. клинописных табличек). В 612 г. до н.э. Ниневия разрушена войсками вавилонян и мидян. Археологическими раскопками вскрыты дворцы 8- 7 вв. до н.э., кроме табличек с текстами, среди которых Поэма о Гильгамеше и множество хозяйственных документов и др., найдены предметы быта, статуи и пр.
Источник: Исторический словарь
Ниневия
Быт 10.11; Ис 37.37; Ион 1.2; 3.2-7,10; 4.11; Наум 1.1,8; 2.8; 3.7; Соф 2.13; Мф 12.41; Лк 11.30,32)-город на левом берегу верхнего течения Тигра (напротив нынешнего города Мосул), столица древней Ассирийской империи. Ниневия возникла вскоре после постройки Вавилона и процветала многие столетия. По величине это был огромный город-по Страбону и Геродоту длина его внешней стены равнялась 480 стадиям (то есть около 100 км), следовательно, она по площади равнялась нынешней Москве (что соответствует Ион 3.3). Реховоф-ир, Калах и Ресен (Быт 10.11-12) были частями этого города. В настоящее время он весь лежит в развалинах, из которых откопаны огромные дворцы Сеннахирима и Ашурбанипала, храмы и стены, украшенные множеством крылатых быков.
НИНЕВИЯ
(nineveh, совр. Куюнджик), город расположен на противоположном (от Мосула) берегу р. Тигр. Был идентифицирован Ричем уже в 1820 г., хотя его исследования получили подтверждение только после расшифровки клинописных табличек. В результате многочисленных раскопок, начиная с 1842 г. (Ботта) и до наших дней, получена разнообразная информация о памятнике. Наиболее важными находками следует считать библиотеки глиняных табличек, найденных во дворцах Синахериба и Ашшурбанипала Лэйярдом и Рассамом в 50-е гг. 19 в. Необходимо помнить, что Ниневией Лэйярд первоначально считал Нимруд. Поселения появляются очень рано, еще в хассунский период. Керамика слоя Н. V представляет сравнительно отсталую культуру севера, относящуюся к раннединастическому периоду Шумера. Поселение играло второстепенную роль, пока не стало одной из столиц Ассирии (наряду с Ашшуром и Нимрудом) в начале 1-го тысячелетия до н.э. К этому периоду принадлежат внушительные постройки, дворцы, резные рельефы и клинопись.
Источник: Археологический словарь. 1990
НИНЕВИЯ
город в Др. Ассирии (на терр. совр. Ирака, близ г. Мосула). Осн. не позже 5-го тыс. до н.э., с 3-го тыс. до н.э. известна по клинописным док-там. Находилась на пересеч. торг. путей и играла крупную роль в истории Передней Азии. С 9 в. до н.э. стала резиденцией ассир. царей. Возвышение и расцвет Н., превращение ее в столицу Ассир. державы и «мира» относится в 8 — 7 вв. до н.э. (при Синахерибе и его преемниках). В сев. части Н. находились т.н. юго-зап. дворец Синахериба и роскошный сев. дворец Ашшурбанипала, украшен. внутри многочисл. барелье-фами с воен., охотнич. и бытовыми сценами. Во дворце Ашшурбанипала помещались также гос. архивы и царская б-ка, насчитыв. св. 20 тыс. «книг» — клинописных глиняных табличек. В юж. части Н. находилось цент. святилище богини Иштар — храм Эмишмиш (упомин. с 3-го тыс. до н.э.) и дворец Асархаддона. В 612 до н.э. Н. была разрушена и стерта с лица земли нововавилонским царем Набопаласаром и мидийским — Киаксаром. Римляне основали на месте Н. воен. колонию.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
НИНЕВИЯ
Ninua, N?na) - город в Древней Ассирии (на терр. совр. Ирака, близ г. Мосула). Осн. не позже 5-го тыс. до н. э., с 3-го тыс. до н. э. известна по клинописным док-там. Находилась на пересечении торг. путей и играла крупную роль в истории Передней Азии. С 9 в. до н. э. стала резиденцией ассирийских царей. Возвышение и расцвет Н., превращение ее в столицу Ассирийской державы и "мира" относятся к 8-7 вв. до н. э. (при Синахерибе и его преемниках). В сев. части Н. находились т. н. юго-зап. дворец Синахериба и роскошный сев. дворец Ашшурбанипала, украшенные внутри многочисл. барельефами с воен., охотничьими и бытовыми сценами. Во дворце Ашшурбанипала помещались также гос. архив и царская б-ка, насчитывающая св. 20 тыс. "книг" - клинописных глиняных табличек. В юж. части Н. находилось центр. святилище богини Иштар - храм Эмишмиш (упоминается с 3-го тыс. до н. э.) и дворец Асархаддона. В 612 до н. э. Н. была разрушена и стерта с лица земли нововавилонским царем Набопаласаром и индийским - Киаксаром. Римляне основали на месте Н. воен. колонию Claudia Ninus. Развалины H. обнаружены в результате археологич. раскопок городища Куюнджик. Лит.: Липин Л., Белов A., Глиняные книги, (2 изд.). Л., 1956; Layard A. H., The Monuments of Nineveh, L., 1849; его же, Discoveries in the ruins of Nineveh and Babylon, L., 1853; его же, Путешествие и труды А. Леярда в древней Ассирии и открытие памятников Ниневии, пер. с англ., СПБ, 1851; Zehnpfund R., Die Wiederentdeckung Nineveh´s, Lpz., 1903; Thompson R. С. and Hutchinson R. W., The excavations on the temple of Nab? at Nineveh, Oxf., 1929; Assyrische Palastreliefs. Auswahl der Abbildungen und Aufnahmen von W. Forman, Text von R. D. Barnett, Praha, (s. a.); Champdor A., Kunst Mesopotamiens, Lpz., 1964. См. также лит. к ст. Куюнджик. Л. А. Липин. Ленинград.
НИНЕВИЯ
жилище или город Нина; Быт 10:11). Самое раннее упоминание о Ниневии заключается в следующих словах кн. Бытия: “Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию. В библейские времена это был столичный город Ассирийского царства. Ниневия лежала на в. берегу Нила близ нынешнего г. Мосула; по изъяснению древних толкователей основана Ассуром, сыном Сима, как видно из указанной выше цитаты. Новейшие же писатели свидетельствуют, что она построена или Нимродом. которым основан Вавилон, или древним царем Нином, основателем Ассирийской монархии, известным своими завоеваниями. Ниневия была обширнейшим городом в свете, имевшая, по свидетельству Диодора Сицилийского, 150 стадий в поперечнике и 480 стадий в окружности (значит около 84 верст в окружности по нашему) и была защищена стенами в 150 фут. выш. и 1,500 башнями. Стены были так широки, что по ним могли ехать рядом три колесницы. Говорят, что Ассирийское царство существовало уже за 1000 лет до Троянской войны, которую полагают за 1,500 лет до Р.Х. История Ниневии впрочем покрыта глубоким мраком неизвестности. Из Свящ. Писания мы знаем о цветущем состоянии Ниневии, о жизни и нравах Ниневитян, и как они были спасены Богом от угрожавшей им погибели (Ионы 1:2). Ниневия представляла тогда обширнейший и многолюднейший город. Она простиралась на три дня пути (Наум. 3:3). У ней было более 120,000 детей (4:11). Город мог хвалиться собою, как единственный, которому нет подобного (1:2, 3:2). Но среди своего могущества, среди богатства и славы, нравы ее жителей были совершенно испорчены. Но вот Господь, беспредельный в Своей благости, посылает пророка обличить их нечестие. Вследствие проповеди пр. Ионы, Ниневитяне принесли искреннее и чистое раскаяние. Господь помиловал их и наказание Божие отсрочено было почти на 200 лет (Мф 12:41, Лк 11:30-32). Из царей Ниневии в Свящ. Писании упоминаются: Фул Феглафелласар, Сеннахерим и др. бывшие злыми врагами народа Израильского. Живо и поразительно изображает пророк Наум как пороки и нечестие Ассириян вообще, так и погибель Ниневии в особенности: “Разграблена, опустошена и разорена Ниневия, восклицает он. — Где теперь логовище львов и то пастбище львенков, по которым ходил лев, львица, львенок и никто не пугал их? Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Это за многие блудодеяния развратницы, продолжает он, приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продаст народы и чарованиями своими — племена” и говорят, что увидев Ниневию разоренною, никто не пожалеет о ней, а напротив будут радоваться, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на всех (Наум. 1:7-9-14, 2:10-12, 3:1, 4:7-19). Орудием гнева против Ассирии были Набополассар царь Вавилонский и Циаксар царь Мидийский. Соединившись вместе, они напали на Ниневию, завоевали и совершенно разрушили ее. Ниневия была так разорена, что, по-видимому, и следов ее не оставалось. Так много прошло веков, и никто не мог сказать, где она стояла; только в недавнее время, благодаря новейшим открытиям, как из могилы стала возникать древняя Ниневия из своих развалин, открытых в 43 г. Ботом, в 45 г. Лейярдом и в 53 г. Пласом. Эти развалины видны теперь в Карсабаде, Нимруде, Куюнджюке и др. По мнению Лейярда, это были части одного города Ниневии. “В этом великолепном здании (именно в разоренном дворце Сенкахерима) я открыл слишком 70 зал, комнат и коридоров, стены которых все без исключения были покрыты алебастровыми плитами, со скульптурными изображениями войн, триумфов и великих подвигов Ассирийского царя. Вокруг дворца видятся украшения крылатых быков и львиных сфинксов колоссальной величины.” Впрочем, открыта еще только одна часть дворца, а многое из этого громадного здания остается под землей.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Ниневия
Нинве. Ниневия, древняя столица Ассирии, была расположена на вост. берегу реки Тигра, в углу, образуемом этой рекою и ее притоком Верхним Забом, приблизительно, напротив нынешнего города Мосула. У классиков этот город известен под именем Нинос или Нинус, на памятниках — Нинуа или Нина. Основатели Ниневии вышли из Вавилона, что видно из Быт. 10:11, где говорится, что Нимрод или Ассур вышел из земли Сеннаар и построил Ниневию, которая вместе с 3 другими ассирийскими городами Реховоф-Ир, Калах и Ресен составляла «Великой город». В течение столетий Ниневия была столицею ассирийского царства. Древние писатели и Библия описывают этот город, как неприступную крепость, благодаря ее стенам и местоположению, и как процветающий торговый город. Страбон и Геродот рассказывают о великой Ниневийской стене, которая имела в окружности почти 480 стадий (больше 90 км). Пророк Иона говорит, что Ниневия была великий город у Бога, на три дня ходьбы (Ион 3:3). Софония (2: 15) называет ею торжествующим городом, живущим беспечно, говорящим в сердце своем: «я — и нет иного, кроме меня» Наум называет его городом кровей, полным обмана и убийства, в котором не прекращается грабительство (3:1); «развратницей приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чародеяниями своими племена (3:4). Согласно словам Господа в книге пророка Ионы (4:11) там было более 120.000 маленьких детей, из чего можно заключить, что количество населения составляло приблизительно 600.000 человек. По словам Наума (3:16) купцов в этом городе было более, нежели звезд на небе. В эту Ниневию был послан пророк Иона около 800 г. до Р.Хр. для того, чтобы объявить суды Божий, но жители города покаялись от его проповеди (Мат. 12:41), так что наказание было отменено. После этого о гибели Ниневии пророчествовал Наум, что и совершилось от руки мидян и их союзников вавилонян, около 625 г. до Р.Хр. (по Шрад. и др. 609-606 гг.). Опустошение, которое тогда постигло Ниневию от огня и наводнения (Наум. 2:6,8), и последовавшие затем ливни и песчаные ураганы до того разрушили этот город, что, когда Ксенофонт, лет 200 спустя, проходил со своими войсками мимо остатков Ниневийских стен и развалин, то принял их за развалины индийских городов. Тацит в первом столетии по Р.Хр. знал «Нинус» только, как небольшую крепость. С того времени, в течение почти 2000 лет, стада и плуги арабов и бедуинов проходили по холмам, образовавшимся над развалинами Ниневии, а ученые в это время спорили о том, где, собственно, была расположена Ниневия. После 1841 г. французы Ботта и Пласе ( Botta и Place), англичане Лейярд и Лофтус ( Layard и Loftus) и другие ученые обратили внимание на некоторые кирпичи и алебастровые плиты с изображениями и клинописными знаками, выступившими после дождей на некоторых из холмов против Мосула. Произведенные раскопки стали обнаруживать одну часть Ниневии за другой и снова подтвердили достоверность Библии. Большая часть кирпичных библиотек древних ассирийских царей находится в музеях Европы.
Мосул — значительный торговый город на западном берегу Тигра (приблизительно на 36° с.ш.), расположен к северу от устья Верхнего Заба, называемого древними Ликус (Lykus). Против него, на восточном берегу Тигра находятся развалины городов, которые в совокупности составляли Великую Ниневию, Как раз против Мосула на обоих берегах речки Казр находятся остатки собственно Ниневии в виде двух холмов с расположенными на них селениями Куюнджик (малая овца) и Неби-Юнус (пророк Иона). Далее в 30 км к югу близ угла, образуемого Тигром и Забом находится холм Нимруд. На расстоянии 20 км к северо-востоку от Нимруда находится другая масса развалин Карамлес; в 20 километров к северу — другие развалины, называемые Хорсабад, почти в 20 км к северо-востоку от Куюнджика. Эти четыре образовавшихся над развалинами холма: Куюнджик, Хорсабад, Карамлес и Нимруд составляют 4 угла неправильного параллелограмма длиною от 50 до 60 км и от 20 до 30 км шириною. Предполагают, что все это место занимала Ниневия в широком смысле этого слова, «Великий город», как говорит о нем Моисей. Собственно Ниневию ищут около Куюнджика и Неби-Юнуса. Калах ищут в развалинах Нимруда. Рехооф-Ир (т.е. городские улицы. Быт. 10:11) обнаруживают теперь в развалинах Яремдже, недалеко к югу от Куюнджика и, наконец, Ре-сен, последняя часть Великого города, по всей вероятности, развалины Саламийе, к северу от Нимруда. Эти раскопки обнаружили перед нами целую историческую эпоху. В холме Куюнджик откопали дворец Сеннахирима и Ассурбанипала. В холме Неби-Юнус найдены дворцы Сеннахирима и Асаргаддона. Во дворце Сеннахирима отрыли 27 ворот с изображениями крылатых быков и львов колоссальных размеров, 75 зал, комнат и галерей, стены которых от 0,9 до 2 м толщиною выложены алебастровыми плитами с рисунками военных подвигов царя. Там найдена также библиотека или государственный архив, собранный Ассурбанипалом, состоящий из кирпичей с клинообразными письменами. В Калахе или Нимруде обнаружили другую ассирийскую резиденцию, где жили некоторые цари до Сеннахирима. Наконец, на северо-востоке расположены развалины Дур-Саргон при селении Хорсабад (706 до Р.Хр.), где найдены остатки дворца в 300 метров длины и высоты заключающего более 200 комнат и зал, 30 дворов и 225 ворот и дверей. Громадные ворота при входе украшались двумя огромными крылатыми фигурами быков. Когда в этих ниневийских развалинах мы читаем имена израильских царей и городов, собственный рассказ Сеннахирима о его вторжении в Палестину и победе над Езекиею, и рассматриваем рисунки, изображающие пленных евреев перед ассирийским царем (см. «Сеннахирим ), а также рисунки, показывающие, как брали штурмом крепости и мучили пленных (см. «Войны»); как разрывали их рты крюками и выкалывали глаза (4Цар. 19:28; Ис. 37:29; 4 Цар. 25:7) и как, с другой стороны, ассирийские вельможи, одеты в ткани яхонтового цвета с роскошными повязками на головах стройно ездили на конях, имея вид военачальников (Иез. 23:6, 14, 15), тогда вспоминаем слова Аввакума (2:11) и Иисуса (Лук. 19: 40) «Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им: «горе строющему город на крови и созидающему крепости неправдою».
Мосул — значительный торговый город на западном берегу Тигра (приблизительно на 36° с.ш.), расположен к северу от устья Верхнего Заба, называемого древними Ликус (Lykus). Против него, на восточном берегу Тигра находятся развалины городов, которые в совокупности составляли Великую Ниневию, Как раз против Мосула на обоих берегах речки Казр находятся остатки собственно Ниневии в виде двух холмов с расположенными на них селениями Куюнджик (малая овца) и Неби-Юнус (пророк Иона). Далее в 30 км к югу близ угла, образуемого Тигром и Забом находится холм Нимруд. На расстоянии 20 км к северо-востоку от Нимруда находится другая масса развалин Карамлес; в 20 километров к северу — другие развалины, называемые Хорсабад, почти в 20 км к северо-востоку от Куюнджика. Эти четыре образовавшихся над развалинами холма: Куюнджик, Хорсабад, Карамлес и Нимруд составляют 4 угла неправильного параллелограмма длиною от 50 до 60 км и от 20 до 30 км шириною. Предполагают, что все это место занимала Ниневия в широком смысле этого слова, «Великий город», как говорит о нем Моисей. Собственно Ниневию ищут около Куюнджика и Неби-Юнуса. Калах ищут в развалинах Нимруда. Рехооф-Ир (т.е. городские улицы. Быт. 10:11) обнаруживают теперь в развалинах Яремдже, недалеко к югу от Куюнджика и, наконец, Ре-сен, последняя часть Великого города, по всей вероятности, развалины Саламийе, к северу от Нимруда. Эти раскопки обнаружили перед нами целую историческую эпоху. В холме Куюнджик откопали дворец Сеннахирима и Ассурбанипала. В холме Неби-Юнус найдены дворцы Сеннахирима и Асаргаддона. Во дворце Сеннахирима отрыли 27 ворот с изображениями крылатых быков и львов колоссальных размеров, 75 зал, комнат и галерей, стены которых от 0,9 до 2 м толщиною выложены алебастровыми плитами с рисунками военных подвигов царя. Там найдена также библиотека или государственный архив, собранный Ассурбанипалом, состоящий из кирпичей с клинообразными письменами. В Калахе или Нимруде обнаружили другую ассирийскую резиденцию, где жили некоторые цари до Сеннахирима. Наконец, на северо-востоке расположены развалины Дур-Саргон при селении Хорсабад (706 до Р.Хр.), где найдены остатки дворца в 300 метров длины и высоты заключающего более 200 комнат и зал, 30 дворов и 225 ворот и дверей. Громадные ворота при входе украшались двумя огромными крылатыми фигурами быков. Когда в этих ниневийских развалинах мы читаем имена израильских царей и городов, собственный рассказ Сеннахирима о его вторжении в Палестину и победе над Езекиею, и рассматриваем рисунки, изображающие пленных евреев перед ассирийским царем (см. «Сеннахирим ), а также рисунки, показывающие, как брали штурмом крепости и мучили пленных (см. «Войны»); как разрывали их рты крюками и выкалывали глаза (4Цар. 19:28; Ис. 37:29; 4 Цар. 25:7) и как, с другой стороны, ассирийские вельможи, одеты в ткани яхонтового цвета с роскошными повязками на головах стройно ездили на конях, имея вид военачальников (Иез. 23:6, 14, 15), тогда вспоминаем слова Аввакума (2:11) и Иисуса (Лук. 19: 40) «Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им: «горе строющему город на крови и созидающему крепости неправдою».