НИОБА
Ниоба
в греческой мифологии дочь царя Тантала. Гордая своими детьми (а их у нее было 7 дочерей и 7 сыновей), смеялась над богиней Лето, родившей только двоих — Аполлона и Артемиду. В отместку за это она убила всех детей Ниобы. От горя Ниоба окаменела и была превращена Зевсом в скалу. Образ Ниобы стал символом надменности.
НИОБА
героиня мифологии, дочь Тантала и жена фиванского царя Амфиона. Имея семь сыновей и семь дочерей, она неосторожно похвалилась количеством своих детей перед Лето, матерью Аполлона и Артемиды. Те за это умертвили стрелами всех детей Ниобы. Ниоба от горя обратилась в камень, но даже и в виде камня не освободилась от своей печали.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
НИОБА
Ниобея — в греч. миф. дочь Тантала, жена царя Фив. Амфиона. Обладая многочисл. потомством (согл. Гомеру, у Н. было шесть сыновей и десять дочерей; начиная с афинских трагиков, Н. приписывали семь сыновей и семь дочерей), Н. возгордилась перед Лето, имевшей только двоих детей: Аполлона и Артемиду. Разгнев. богиня пожаловалась на Н. своим детям, к-рые стрелами из луков убили всех детей Н. (Ниобидов) : Аполлон поразил юношей, Артемида — девушек. Потрясен. гибелью детей, Амфион покончил с собой, а сама Н. окаменела от горя.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Ниоба
Ниобея (греч. Niobe, лат. Niobe), в греч. мифологии дочь малоазийского царя Тантала, жена царя Фив Амфиона. Гордая своими детьми (обычно считается, что у Н. было семь сыновей и семь дочерей), Н. смеялась над богиней Лето, родившей только двоих — Аполлона и Артемиду. В отмщение за стыд, причин, матери, Аполлон и Артемида поразили стрелами всех детей Н., Ниобидов. От горя Н. окаменела и была превращена Зевсом в скалу, источающую слезы на вершине горы Сипил у себя на родине, в М. Азии. Образ Н. стал символом надменности, а также олицетворением невыносимого страдания. Начиная с античности, изобразительное искусство часто обращалось к мифу об убийстве Ниобидов (скульптура Ф. Тика, живопись Тинторетто).
Источник: Словарь античности. 1989
Ниоба
греч. Niobe)
в греческой мифологии жена фиванского царя Амфиона, дочь фригийского царя Тантала; имела шесть сыновей и столько же дочерей. Н. высмеивала Лето, родившую лишь Аполлона и Артемиду, за что была жестоко наказана: Аполлон поразил стрелами ее сыновей, а Артемида - дочерей, сама же Н. превратилась в скалу.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Дочь Тантала, царя Сипила (Лидия) и жена фиванского царя Амфиона. Согласно Гомеру, Ниоба имела шесть сыновей и шесть дочерей (по другой версии - по десять). Ниоба хвасталась своим многодетным потомством перед Лето, у которой было только двое детей - Артемида и Аполлон. Тогда Лето послала Артемиду с Аполлоном убить всех детей Ниобы. Ниоба рыдала девять дней и девять ночей, пока боги не предали тела детей Ниобы огню, а ее саму не превратили в скалу, до сих пор источающую слезы. Неподалеку от этого места (гора Сипила) родился Павсаний, который видел скалу, но объяснял ее происхождение естественными причинами. Об истории Ниобы Ахилл напоминает Приаму в 24-й песне "Илиады", пытаясь доказать, что даже в таком горе, как у Ниобы (соответственно и у самого Приама), нельзя забывать о сне и пище. История Ниобы - это пример того, как Немесида наказывает человеческую дерзость со стороны богов.
Греческие скульпторы эпохи эллинизма часто изображали рыдающую Ниобу и ее убитых детей. Смерть детей Ниобы рисовал Давид. Имя Ниобы иногда употребляется в качестве символа горя - так, Байрон называл современную ему Италию "Ниобой народов".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии жена фиванского царя Амфиона, дочь фригийского царя Тантала; имела шесть сыновей и столько же дочерей. Н. высмеивала Лето, родившую лишь Аполлона и Артемиду, за что была жестоко наказана: Аполлон поразил стрелами ее сыновей, а Артемида - дочерей, сама же Н. превратилась в скалу.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Дочь Тантала, царя Сипила (Лидия) и жена фиванского царя Амфиона. Согласно Гомеру, Ниоба имела шесть сыновей и шесть дочерей (по другой версии - по десять). Ниоба хвасталась своим многодетным потомством перед Лето, у которой было только двое детей - Артемида и Аполлон. Тогда Лето послала Артемиду с Аполлоном убить всех детей Ниобы. Ниоба рыдала девять дней и девять ночей, пока боги не предали тела детей Ниобы огню, а ее саму не превратили в скалу, до сих пор источающую слезы. Неподалеку от этого места (гора Сипила) родился Павсаний, который видел скалу, но объяснял ее происхождение естественными причинами. Об истории Ниобы Ахилл напоминает Приаму в 24-й песне "Илиады", пытаясь доказать, что даже в таком горе, как у Ниобы (соответственно и у самого Приама), нельзя забывать о сне и пище. История Ниобы - это пример того, как Немесида наказывает человеческую дерзость со стороны богов.
Греческие скульпторы эпохи эллинизма часто изображали рыдающую Ниобу и ее убитых детей. Смерть детей Ниобы рисовал Давид. Имя Ниобы иногда употребляется в качестве символа горя - так, Байрон называл современную ему Италию "Ниобой народов".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
НИОБА
• Ni?be,
?????,
1. дочь Форонея и нимфы Лаодики или жена Инаха и мать Форонея;
2. см. Pelasgus, Пеласг, 1;
3. дочь Тантала и плеяды Тайгеты или гиады Дионы, сестра Пелопса, жена Амфиона, фивского царя, столь же высокомерная, как и ее отец. Гордясь своими многочисленными детьми, 6 сыновьями и 6 дочерьми (число детей ее передается различно), она дерзала равнять себя с Лето, у которой было только 2 детей. Аполлон и Артемида, разгневанные этим, умертвили всех детей Н. Девять дней лежали они непогребенными, ибо Зевс обратил людей в камни; на десятый они были погребены богами. Н. в невыразимой печали обратилась в камень и стоит на вершине Сипила и даже после превращения в скалу ощущает печаль, причиненную ей богами. Ноm. Il. 24, 602 слл. Ov. met. 6, 152 слл. Прекрасное изображение скалы Н. дает К. В. Stark в своих путевых эскизах «Nach dem Orient» (1874, стр. 243 слл.) По Гомеру, дети Н. умирают в доме матери; по Аполлодору, сыновья на охоте на горе Киферон, а дочери во дворце в Фивах; по Овидию, сыновья погибают во время состязания в беге, пeред Фивами, а дочери при погребении братьев, по другим же, в Лидии. По другому сказанию, Н. после смерти своих детей отправилась из Фив к горе Сипилу, к своему отцу Танталу, и там Зевс по ее же просьбе обратил ее в скалу, из которой постоянно текут слезы. Soph. Ant. 823 слл. Гробница детей Н. находилась в Фивах. История Н. доставляла прекрасный материал для трагедии: Эсхил и Софокл создали пьесы этого имени. Пластическое искусство также часто пользовалось этой темой; знаменитейшей считается группа Н., найденная в 1583 г. в Риме на Эсквилипе, которая теперь находится во Флоренции. Если эта группа не есть греческий оригинал (работы Скопада или Праксителя, Рlin. 36, 4, 8), который находился в Риме в храме Аполлона Сосиана, то она, во всяком случае сделана по этому, часто копируемому, оригиналу. Помещенные здесь 4 рисунка принадлежат этой группе:
a) Н., прижимающая прибежавшую к ней младшую дочь;
b) убегающая дочь Н.;
c) убегающий сын Н., осматривающийся на врага;
d) упавший на колени сын Н., пораженный стрелой в спину, обыкновенно называемый Нарцисс. Эта группа, по всей вероятности, служила первоначально украшением фронтона какого-нибудь греческого, а потом римского храма Аполлона.
?????,
1. дочь Форонея и нимфы Лаодики или жена Инаха и мать Форонея;
2. см. Pelasgus, Пеласг, 1;
3. дочь Тантала и плеяды Тайгеты или гиады Дионы, сестра Пелопса, жена Амфиона, фивского царя, столь же высокомерная, как и ее отец. Гордясь своими многочисленными детьми, 6 сыновьями и 6 дочерьми (число детей ее передается различно), она дерзала равнять себя с Лето, у которой было только 2 детей. Аполлон и Артемида, разгневанные этим, умертвили всех детей Н. Девять дней лежали они непогребенными, ибо Зевс обратил людей в камни; на десятый они были погребены богами. Н. в невыразимой печали обратилась в камень и стоит на вершине Сипила и даже после превращения в скалу ощущает печаль, причиненную ей богами. Ноm. Il. 24, 602 слл. Ov. met. 6, 152 слл. Прекрасное изображение скалы Н. дает К. В. Stark в своих путевых эскизах «Nach dem Orient» (1874, стр. 243 слл.) По Гомеру, дети Н. умирают в доме матери; по Аполлодору, сыновья на охоте на горе Киферон, а дочери во дворце в Фивах; по Овидию, сыновья погибают во время состязания в беге, пeред Фивами, а дочери при погребении братьев, по другим же, в Лидии. По другому сказанию, Н. после смерти своих детей отправилась из Фив к горе Сипилу, к своему отцу Танталу, и там Зевс по ее же просьбе обратил ее в скалу, из которой постоянно текут слезы. Soph. Ant. 823 слл. Гробница детей Н. находилась в Фивах. История Н. доставляла прекрасный материал для трагедии: Эсхил и Софокл создали пьесы этого имени. Пластическое искусство также часто пользовалось этой темой; знаменитейшей считается группа Н., найденная в 1583 г. в Риме на Эсквилипе, которая теперь находится во Флоренции. Если эта группа не есть греческий оригинал (работы Скопада или Праксителя, Рlin. 36, 4, 8), который находился в Риме в храме Аполлона Сосиана, то она, во всяком случае сделана по этому, часто копируемому, оригиналу. Помещенные здесь 4 рисунка принадлежат этой группе:
a) Н., прижимающая прибежавшую к ней младшую дочь;
b) убегающая дочь Н.;
c) убегающий сын Н., осматривающийся на врага;
d) упавший на колени сын Н., пораженный стрелой в спину, обыкновенно называемый Нарцисс. Эта группа, по всей вероятности, служила первоначально украшением фронтона какого-нибудь греческого, а потом римского храма Аполлона.