Ниссен-Саломан Генриетта

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ниссен-Саломан Генриетта

Ниссен-Саломан Генриетта - известная певица (1819 - 1879), уроженка Швеции. Пела в Париже, Лондоне, Берлине. Поселясь в Петербурге, заняла место профессора в консерватории. Ее ученицами были, между прочим, Лавровская , Крутикова , Бичурина , Каменская , Рааб . Ей принадлежит капитальный труд: ""Полная школа пения"" (1881).

Источник: Биографический словарь. 2008

Ниссен-Саломан, Генриэтта

— род. 12 марта 1819 в Готенбурге (Швеция), ум. 27 августа 1879 в курорте Гарцбург (Гарц); рано выказала музыкальное дарование, в 1839 сделалась в Париже ученицей Мануэля Гарсиа по пению (сопрано) и Шопена по игре на фп. В 1843 дебютировала там же в итальянской опере в партиях Адальджизы ("Норма") и Фльвиры ("Дон-Жуан") и тогда же была принята в состав труппы. Успех ее возрастал; 1845—48 она пела с триумфом в Италии, СПб., Лондоне, Норвегии и Швеции. 1849—50 и 1853 она принимала участие чуть ли не во всех концертах лейпцигского Гевандгауза, а также в Берлине, где была признана равносильной соперницей Дженни Линд. 1850 Н. вышла замуж за датского композитора Саломана, вместе с ним совершала затем концертные путешествия, пела в консерваторских концертах в Брюсселе и Париже и наконец 1860 получила от А. Рубинштейна приглашение занять место преподавательницы пения в СПб. музыкальных классах Р. М. О., преобразованных 1862 в консерваторию. Это почетное место Н.-С. занимала с честью до смерти, успев создать солидную и влиятельную школу пения, основания которой изложены ею в известном руководстве "Полная школа пения" (1881, 3 ч.). Выгодные предложения из Штутгарта и Вены были ею отклонены; при преподавании муж Н.-С. нередко являлся ее помощником, а иногда и заместителем. Престиж Н.-С. как преподавательницы был настолько велик, что долгое время метода ее была в СПб. господствующей и даже чуть ли не единственной. К числу учениц Н.-С. относятся: Лавровская, Каменская, Крутикова, Веревкина, Бичурина, Полякова-Хвостова, Харитонова-Палечек (контральто); Рааб, Решке, Фострем, Ирецкая, Гренинг-Вильде, Левицкая, Панаева, Милорадович (сопрано).


{Риман}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Ниссен-Саломан, Генриетта

авт. кн. "Школа пения", музык. деятельница, р. 12 мар. 1819, † 30 авг. 1879.


{Венгеров}





Ниссен-Саломан, Генриетта


(Nissen-Saloman; по мужу Саломан) [12.3.1819, Гетеборг, Швеция — 27.8.1879, Бад-Харцбург, Германия] — арт. оперы (сопрано), камерная певица и педагог. Жена композитора З. Саломана. С раннего возраста проявила незаурядные муз. способности. Начальное муз. образование получила в Гетеборге у пастора Г. Гронтера. С 1839 обучалась в Париже пению у М. Гарсиа-сына и игре на ф-п. у Ф. Шопена. В 1843 дебютировала в партиях Адальжизы ("Норма") и Эльвиры ("Дон Жуан") в париж. Итал. опере, затем выступала на оперных сценах Италии, Великобритании, Швеции, Норвегии, концертировала в Лейпциге, Берлине, Дрездене, Брюсселе и Париже. В 1844—45 пела в петерб. Итал. опере, в 1845—48 — в Италии, Великобритании (Лондоне), Норвегии, Швеции. В 1849—50 и 1853 принимала участие в концертах в Лейпциге (Гевандхауз) и Берлине. С 1850 концертировала вместе с мужем в Брюсселе, Париже, России (в т. ч. в Саратове). В 1852 выступала в одесской Итал. опере и Константинополе. Обладала сильным голосом широкого диапазона, владела первоклассной вокальной игрой. Современники певицы считали, что она достойная соперница Ж. Линд.


Лучшие партии: Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Лючия ди Ламмермур, Норма.


С 1860 жила в Петербурге, где наряду с концертной вела пед. деят-сть: преподавала в муз. классах РМО, в 1862—72 и 1878—79 по приглашению А. Рубинштейна — в Петерб. конс. (проф.). В своей вокально-пед. системе ориентировалась на индивидуальность певца, придавала большое значение певческой интонации, единству слова и вокального звука, развитию выразительности тембра голоса. Воспитывала своих учеников на произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Листа. Воспитала целую плеяду замечательных рус. певцов и вокальных педагогов. Ученики: А. Бичурина, П. Веревкина, З. Греннинг-Вильде, Н. Енгалычева, В. Зарудная, Н. Ирецкая, М. Каменская, Е. Клебек, А. Крутикова, Е. Лавровская, А. Латернер, П. Левицкая, М. и О. Лейброк, О. Минквиц, М. Милорадович, А. Молас. А. Панаева-Карцова, А. Полякова-Хвостова. К. Прохорова-Маурелли, В. Рааб, Ю. Решке-Кроненберг, С. Рубинштейн, Е. Серно-Соловьевич, М. Славина, Ф. Стравинский, А. Фострем, Е. Цванцигер. Пед. талант певицы высоко ценил А. Даргомыжский.


Соч.: Школа пения. Ч. 1—3. — СПб., 1880; Школа пения. Ч. 1. Теоретическая. — СПб., 1911. (Переведена на франц. и нем. яз.)


Лит.: Несколько слов о Генриетте Ниссен // Репертуар и пантеон. 1844. Т. 8. Кн. 10. С. 237— 239; [Некролог] // Нувеллист. 1879. № 6. С. 11; [Воспоминания о Г. Ниссен-Саломан] // Рус. старина. 1909. авг. С. 253—291; Там же. 1912, февр. С. 320—321; Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. В 3 т. — М., 1956. Т. 3. С. 197—199; Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия.— М., 1968. С. 192—226.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008