НКВД (Народный Комиссариат Внутренних Дел)
НКВД (Народный комиссариат внутренних дел)
центральный орган государственного управления Советского государства (РСФСР, СССР) по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1917—1946 гг.
Народный комиссариат внутренних дел (НКВД)
народный комиссариат, созданный по постановлению II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г. Орган отраслевого руководства обеспечением законности и правопорядка, в отдельные периоды – орган руководства системой политической безопасности. Аппарат НКВД сформирован к январю 1918 г. и состоял из 12 отделов. Местными органами НКВД первоначально были отделы, управления, затем – административные отделы местных Советов. Республиканские органы НКВД действовали во всех советских республиках, но в 1930 г. они были ликвидированы. В 1934 г. был образован НКВД СССР, в состав которого было включено и ОГПУ, и восстановлены республиканские НКВД. В 1946 г. НКВД преобразован в Министерство внутренних дел.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
НКВД (Народный Комиссариат Внутренних Дел)
К ВОВ войска Наркомата внутренних дел подошли составом в 173924 человека (на 1 июня 1941), в т. ч. оперативные войска – 27,3 тыс. человек(без учета военных училищ), по охране железных дорог – 63,7 тыс., по охране особо важных предприятий промышленности – 29, 3 тыс., конвойные – 38, 2 тыс.
Командующим всеми войсками НКВД являлся заместитель наркома НКВД СССР комдив И.И. Масленников. Помимо войск в структуру НКВД входили: Главное управление государственной безопасности (НКГБ), Главное управление милиции (ГУМ), Управление пожарной охраны (УПО), Управление по делав военнопленных и интернированных, Главное управление лагерей (ГУЛАГ), Главное управление строительства шоссейных дорог (ГУСШОДОР), Управление картографии и геодезии.
В условиях начавшейся войны в дополнение к основным задачам по охране общественного порядка и борьбе с преступностью появилось много новых: борьба с нарушителями правил военного учета, с дезертирами и лицами, уклоняющимися от призыва и службы в армии, с мародерами, паникерами и распространителями всякого рода провокационных слухов, выявление вражеских агентов, провокаторов и прочих преступных элементов, борьба с хищениями военных грузов. Правоохранительная деятельность органов, особенно в начальный период войны, протекала в условиях массовой эвакуации материальных ценностей и передвижения населения.
ВОВ потребовала изменения характера и содержания работы всех государственных органов применительно к специфике военного времени, частичных изменений в структуре, в организационно‑правовых формах деятельности. Возникла необходимость учреждения чрезвычайных органов управления страной.
В целях быстрой мобилизации всех сил народов Советского Союза для организации отпора врагу на основе решения Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 30 июня 1941 г. был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО).
20 июля 1941 был принят Указ Президиума ВС СССР об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Это позволило сконцентрировать все усилия по борьбе с вражеской агентурой и преступностью в одном органе, укрепить охрану общественного порядка, общественной и государственной безопасности в стране.
В качестве первоочередных определялись задачи обеспечения организованной эвакуации населения, промышленных предприятий и контроля грузов. Осуществляя все эти мероприятия, государство добивалось наведения твердого правопорядка в стране. В вечернее и ночное время устанавливалось патрулирование на улицах, усиливалась охрана предприятий и жилых домов, периодически проводилась проверка документов. В местностях, объявленных на военном положении, устанавливался комендантский час, усиливался паспортный режим, ограничивалось свободное передвижение граждан, вводился строгий порядок командировок.
Обязанности войск внутренних дел, в частности, милиции, значительно расширились. На нее возлагалась: борьба с дезертирством с мародерством с паникерами, распространителями провокационных слухов и измышлений, борьба с хищениями на транспорте эвакуируемых и военных грузов; очистка городов и оборонно‑хозяйственных пунктов от преступных элементов оперативная работа по выявлению на транспорте вражеских агентов, провокаторов и т. п. обеспечение организованной эвакуации населения, промышленных предприятий и различных хозяйственных грузов.
Кроме того, органы НКВДЖ обеспечивали проведение в жизнь приказов и распоряжений военных властей, регламентировавших режим в местностях, объявленных на военном положении.
В пограничных районах органами милиции вместе и пограничниками и подразделениями Красной Армии пришлось вести бои с наступавшими фашистскими войсками. Милиция боролась с вражескими диверсантами, парашютистами, сигнальщиками‑ракетчиками, которые во время налета вражеской авиации на города подавали световые сигналы, наводя самолеты противника на важные военные объекты.
В местностях, объявленных на военном положении, органы милиции были приведены в боевую готовность и развернули свои силы и средства по планам местной противовоздушной обороны, брали под охрану жизненно важные народохозяйственные объекты. В прифронтовых районах и областях милиция переводилась на казарменное положение и создавались оперативные группы для борьбы с вражеской агентурой.
Главное управление милиции НКВД СССР осуществило ряд организационных мер по перестройке работы основных подразделений милиции, прежде всего наружной службы, занятой охраной общественного порядка. На время войны отменялись все отпуска, принимались меры к укреплению бригад содействия милиции, организации групп содействия истребительным батальонам и групп охраны общественного порядка.
Аппараты уголовного розыска перестраивали свою оперативную деятельность применительно к обстановке военного времени. Уголовный розыск вел борьбу с убийствами, грабежами, разбоями, мародерством, кражами из квартир эвакуируемых, осуществлял изъятие оружия у преступных элементов и дезертиров, оказывал помощь органам государственной безопасности в выявлении вражеской агентуры.
Аппараты борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией основное внимание уделяли усилению охраны нормированных продуктов, идущих на обеспечение армии и населения, пресечению преступной деятельности расхитителей, спекулянтов и фальшивомонетчиков. Под особый контроль служба БХСС взяла заготовительные и снабженческие организации, предприятия пищевой промышленности и торговые сети.
Государственная автомобильная инспекция все усилия направила на проведение мобилизации автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд армии. Инспектора ГАИ осматривали и проверяли техническое состояние автомобилей, подлежащих направлению в армию.
Основными задачами паспортных аппаратов стали оказание помощи военным комиссариатам в мобилизацию в действующую армию военнообязанных и допризывников; поддержание в стране строгого паспортного режима; организация справочной работы – розыск лиц, с которыми родственники и близкие утратили связи; выдача пропусков гражданам для проезда по железной дороге и водным путям.
Для ведения учета лиц, эвакуированных в тыл страны, в составе паспортного отдела Главного управления милиции было образовано Центральное справочное бюро, при котором создан справочный стол для розыска детей, утративших связь с родителями. Детские справочные столы имелись в каждом управлении милиции республик, краев, областей и крупных городов.
В процессе перевода деятельности органов НКВД на военные рельсы остро встал вопрос о кадрах. В милицию пришли тысячи женщин, которые быстро освоили сложные милицейские обязанности и безупречно выполняли свой служебный долг, заменив мужчин, ушедших на фронт.
На территориях, где не было объявлено военное положение, вопросы охраны порядка стояли также очень остро. Органы милиции обеспечивали ее с учетом требований военного времени. В столицах союзных республик, областных и краевых центрах осуществлялось патрулирование нарядами милиции, обеспечивался паспортный режим.
Охраняя общественный порядок, органы милиции оказывали содействие гражданам в установлении местожительства их родных и близких, особенно детей, эвакуированных из прифронтовых районов в глубокий тыл страны. Центральное справочное бюро паспортного отдела Главного Управления милиции взяло на учет около шести миллионов эвакуированных граждан. За годы войны в бюро поступило около 3,5 млн. писем с просьбой сообщить местонахождение родных. Милиция сообщила новые адреса 2 млн. 861 тыс. человек, кроме того, было разыскано и возвращено родителям около 20 тыс. детей.
В годы войны работники милиции с помощью общественности выявляли безнадзорных и беспризорных детей и принимали меры к их устройству. Расширялась сеть детских комнат милиции.
Значительный объем задач лег на плечи тех, кто вел борьбу с уголовной преступностью. В условиях любой войны такая борьба приобретает первостепенное значение. В прифронтовых городах она осложнялась еще и тем, что оружие можно было получить сравнительно легко – совсем рядом шли бои. Уголовному розыску с начала войны пришлось столкнуться с новыми видами преступлений, которых в мирное время не существовало: дезертирство, уклонение от призыва в армию, мародерство, распространение ложных и провокационных слухов и др.
Директивой НКВД СССР за № 148СС от 29 июня 1941 предписывалось:
«1. В целях предупреждения уголовной преступности и пресечения паники при возможных воздушных и химических тревогах усилить круглосуточное патрулирование по городу, особенно в вечернее и ночное время…
2. Активизировать изъятие уголовного, социально‑вредного элемента, а также лиц, не имеющих определенных занятий и места жительства, попадающих под ст. 38 «Положения о паспортах», без задержки оформляя материалы на них для направления на Особое совещание или по подсудности, смотря по характеру дела…
4. Немедленно арестовывать и передавать в РО НКГБ лиц, замеченных в антисоветской и контрреволюционной агитации, распространении листовок и провокационных слухов, способствующих созданию паники.
5. Усилить мероприятия по розыску дезертиров и выявлению лиц, уклоняющихся от воинской службы, используя в полной мере агентурно‑осведомительную сеть…
7. Немедленно реализовывать все агентурные материалы о спекулянтах и хищениях социалистической собственности, тщательно выявляя связи скупщиков с работниками торговых предприятий и др.»
Отсутствие какой‑либо аналогии в предшествующей деятельности привело к тому, что войска НКВД в первый год войны выполняли свои функции по охране тыла без соответствующей правовой базы, руководствуясь лишь указаниями военных органов действующей армии.
В связи с этим между войсковым командованием и охраной тыла действующей армии происходили частые недоразумения, которые порой вызывали серьезные противоречия, касающиеся боевого и служебного использования войск НКВД. Вышестоящему командованию нередко приходилось решать эти конфликты.
Учитывая сложившееся положение, СНК СССР своим постановлением от 25 июня 1941 возложил на войска НКВД задачу охраны тыла действующей Красной Армии. Для охраны тыла каждого фронта создавались управления войск НКВД. 26 июня 1941 приказом НКВД СССР были назначены начальники войск охраны тыла фронтов.
Правовой статус войск КНВД по охране тыла был определен не сразу. «Положение о войсках НКВД, охраняющих тыл действующей Красной Армии» было введено только 28 апреля 1942, т. е. через 10 месяцев.
В этом «Положении…», подписанном заместителем Наркома Обороны маршалом Советского Союза Б.М. Шапошниковым и заместителем Наркома Внутренних дел СССР генерал‑майором А.Н.Апполоновым указывалось:
«1. Охрана тыла фронтов организуется Военными советами фронтов и выполняется войсковыми частями и тыловыми учреждениями НКВД и специально выделенными для этой цели частями войск НКВД СССР.
2. На войска НКВД, охраняющие тыл действующей Красной Армии, возлагается: борьба с диверсантами, шпионами и бандитскими элементами в тылу фронта; ликвидация мелких отрядов и групп противника, приникающих или забрасываемых в тыл фронта (автоматчики, парашютисты, сигнальщики и т. п.), в особых случаях (по решению Военного совета фронта) охрана коммуникаций на определенных участках».
Участвуя в выполнении решений военных и гражданских органов власти, войска НКВД главные усилия направляли против агентуры противника. На некоторых направлениях в отдельные периоды времени число обезвреженных агентов было весьма значительным: в сентябре 1941 войсками НКВД по охране тыла на Северном (Ленинградском) фронте задержано 31287 чел., на Северо‑Западном – 4936, Карельском – 16319, Волховском – 5221 чел. В ноябре 1941 года на Ленинградском фронте число задержанных составляло 7506, а в декабре – 7580 человек. С 22 июня 1941 по 1 апреля 1942 нарядами войск НКВД по охране тыла Ленинградского фронта было задержано 269 агентов и диверсантов врага.
С начала войны на 1 января 1942 количество задержанных войсками охраны тыла нарушителей фронтового режима по всем фронтам составило 78560 человек. Из них после соответствующей проверки направлены в действующую армию 61694 человека.
Для решения задачи обеспечения надежной охраны тыла действующей армии НКВД СССР имел в своем распоряжении органы внутренней безопасности, милиции, войска по охране тыла, истребительные батальоны, которые были сформированы во исполнение постановления СНК СССР от 24 июня 1941 «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе», в местностях, объявленных на военном положении.
В первый месяц войны истребительные батальоны создавались только из сотрудников НКВД. Это были мобильные отряды, способные к оперативной выброске в район появления вражеского десанта или диверсионной группы. Их главные задачи состояли в борьбе с вражескими парашютными десантами и диверсантами, охране важных объектов народного хозяйства, оказание помощи милиции в поддержании общественного порядка.
К 1 августа 1941 имелось 1755 истребительных батальонов с общим числом бойцов и командиров 328 тысяч. Кроме того, в группах содействия истребительным батальонам насчитывалось свыше 300 тысяч трудящихся.
Судьба истребительных батальонов сложна. 7 декабря 1941 все они были сведены в полк НКВД, который уже в феврале 1942 был расформирован. Однако занятия и привлечение бойцов к выполнению специальных задач не прекращалось. С помощью только истребительных батальонов в 1942 на территории Азербайджанской и Грузинской Союзных Республик, Московской, Воронежской, Калининской, Вологодской и Ярославской областей было задержано свыше 400 гитлеровских агентов.
В 1944 началось возрождение истребительных батальонов на освобожденных от врага территориях. В этом году только по Ленинградской области бойцами этих батальонов было задержано 14 бандитов, 35 бывших полицаев, более 500 уголовников, собрано более 700 стволов огнестрельного оружия.
Война выдвинула перед войсками НКВД новые задачи, которые требовали правовой основы для их выполнения. Одной из них являлась охрана военнопленных. В начальный период войны эти задачи выполняли войска НКВД по охране тыла действующей армии, но с резким увеличением численности военнопленных встал вопрос о создании в системе НКВД СССР специального Управления по дела военнопленных и интернированных. Такое управление было создано 24 февраля 1943 приказом № 00367. Начальником управления был назначен генерал‑майор И. Петров.
На 25 февраля 1943 число военнопленных составило 256918 человек. Всего для военнопленных имелось 24 лагеря (в том числе 4 офицерских) и 11 фронтовых приемно‑пересыльных лагерей.
По мере освобождения районов и областей нашей Родины от немецко‑фашистских захватчиков, органы НКВД принимали все меры по восстановлению общественного порядка. Под охрану милиции брались народохозяйственные объекты, учреждения, выявлялись пособники врага, восстанавливалась паспортная система, учитывалось население, заменялись паспорта.
Важное значение для возрождения общественного порядка имела работа милиции по изъятию у населения оружия и взрывчатых веществ, которыми могли воспользоваться преступные элементы.
Ожесточенный характер приобрела борьба с преступностью на освобожденных от врага территориях, где уголовная преступность тесно переплеталась с бандитизмом и организованным гитлеровцами националистическим подпольем. Костяком бандитских формирований были члены различных националистических организаций, агенты фашистской разведки, предатели, уголовные элементы.
Обстановка требовала самых решительных мер. НКВД СССР, понимая всю важность этой проблемы, оказывал всемерную помощь освобожденным районам. Весь выпуск курсов усовершенствования Высшей школы НКВД СССР в апреле 1944 был направлен на Украину и в Молдавию, где большинство выпускников возглавили городские и районные органы милиции.
Еще в начале войны была сформирована Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН), ставшая учебным центром подготовки и отправки в тыл врага разведывательно‑диверсионных групп и отрядов. Они формировались из сотрудников органов НКВД, добровольцев‑спортсменов, из рабочей молодежи и антифашистов‑интернационалистов. За четыре года войны Отдельная бригада подготовила по специальным программам для выполнения заданий в тылу противника 212 специальных отрядов и групп общей численностью 7316 человек. Они провели 1084 боевых операции, уничтожили около 137 тыс. фашистских солдат и офицеров, ликвидировали 87 руководителей немецкой администрации, 2045 немецких агентов.
Участвовали войска НКВД и непосредственно в боевых действиях на фронтах войны. Брестская крепость, Могилев, Киев, Смоленск, Москва, Ленинград – многие и многие города защищали и освобождали сотрудники внутренних дел плечом к плечу с регулярной армией.
Так, в первых числах июля 1941 на защиту г. Могилева вместе с воинами 172‑й стрелковой дивизии выступили истребительные батальоны и батальон милиции, в который вошли и курсанты Минской школы начальствующего состава милиции. Командовал батальоном начальник отдела боевой подготовки управления милиции капитан К. Г. Владимиров.
Киев защищал 3‑й полк НКВД, который состоял в основном из работников милиции. Он ушел из города последним, взорвав мосты через Днепр.
Всему миру известен подвиг защитников Ленинграда, в боях на подступах к которому принимал участие истребительный батальон и отряд милиции под командованием начальника Пушкинского отделения милиции И.А. Яковлева. Защищала город и 20‑я стрелковая дивизия НКВД, которой командовал полковник П.И. Иванов.
В великой битве за Москву активное участие принимали четыре дивизии, две бригады и несколько отдельных частей НКВД, истребительный полк, милицейские диверсионные группы и истребительные батальоны.
Большой вклад внести работники милиции и в героическую оборону Сталинграда. В июле 1941 все подразделения милиции были сведены в отдельный батальон, во главе которого стоял начальник областного управления милиции Н.В. Бирюков. Более 800 сотрудников милиции города и области принимали участие в этой героической эпопее. Подвиг бойцов и командиров 10‑й дивизии НКВД Сталинградского фронта, бойцов истребительных батальонов и работников милиции увековечен воздвигнутым в центре города обелисков.
Лит.: Внутренние войска в Великой Отечественной войне. 1941–1945 гг. Документы и материалы. М.: Юридическая литература, 1975; Алексеенков А.Е. Внутренние войска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг). СПб., 1995.
Командующим всеми войсками НКВД являлся заместитель наркома НКВД СССР комдив И.И. Масленников. Помимо войск в структуру НКВД входили: Главное управление государственной безопасности (НКГБ), Главное управление милиции (ГУМ), Управление пожарной охраны (УПО), Управление по делав военнопленных и интернированных, Главное управление лагерей (ГУЛАГ), Главное управление строительства шоссейных дорог (ГУСШОДОР), Управление картографии и геодезии.
В условиях начавшейся войны в дополнение к основным задачам по охране общественного порядка и борьбе с преступностью появилось много новых: борьба с нарушителями правил военного учета, с дезертирами и лицами, уклоняющимися от призыва и службы в армии, с мародерами, паникерами и распространителями всякого рода провокационных слухов, выявление вражеских агентов, провокаторов и прочих преступных элементов, борьба с хищениями военных грузов. Правоохранительная деятельность органов, особенно в начальный период войны, протекала в условиях массовой эвакуации материальных ценностей и передвижения населения.
ВОВ потребовала изменения характера и содержания работы всех государственных органов применительно к специфике военного времени, частичных изменений в структуре, в организационно‑правовых формах деятельности. Возникла необходимость учреждения чрезвычайных органов управления страной.
В целях быстрой мобилизации всех сил народов Советского Союза для организации отпора врагу на основе решения Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 30 июня 1941 г. был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО).
20 июля 1941 был принят Указ Президиума ВС СССР об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Это позволило сконцентрировать все усилия по борьбе с вражеской агентурой и преступностью в одном органе, укрепить охрану общественного порядка, общественной и государственной безопасности в стране.
В качестве первоочередных определялись задачи обеспечения организованной эвакуации населения, промышленных предприятий и контроля грузов. Осуществляя все эти мероприятия, государство добивалось наведения твердого правопорядка в стране. В вечернее и ночное время устанавливалось патрулирование на улицах, усиливалась охрана предприятий и жилых домов, периодически проводилась проверка документов. В местностях, объявленных на военном положении, устанавливался комендантский час, усиливался паспортный режим, ограничивалось свободное передвижение граждан, вводился строгий порядок командировок.
Обязанности войск внутренних дел, в частности, милиции, значительно расширились. На нее возлагалась: борьба с дезертирством с мародерством с паникерами, распространителями провокационных слухов и измышлений, борьба с хищениями на транспорте эвакуируемых и военных грузов; очистка городов и оборонно‑хозяйственных пунктов от преступных элементов оперативная работа по выявлению на транспорте вражеских агентов, провокаторов и т. п. обеспечение организованной эвакуации населения, промышленных предприятий и различных хозяйственных грузов.
Кроме того, органы НКВДЖ обеспечивали проведение в жизнь приказов и распоряжений военных властей, регламентировавших режим в местностях, объявленных на военном положении.
В пограничных районах органами милиции вместе и пограничниками и подразделениями Красной Армии пришлось вести бои с наступавшими фашистскими войсками. Милиция боролась с вражескими диверсантами, парашютистами, сигнальщиками‑ракетчиками, которые во время налета вражеской авиации на города подавали световые сигналы, наводя самолеты противника на важные военные объекты.
В местностях, объявленных на военном положении, органы милиции были приведены в боевую готовность и развернули свои силы и средства по планам местной противовоздушной обороны, брали под охрану жизненно важные народохозяйственные объекты. В прифронтовых районах и областях милиция переводилась на казарменное положение и создавались оперативные группы для борьбы с вражеской агентурой.
Главное управление милиции НКВД СССР осуществило ряд организационных мер по перестройке работы основных подразделений милиции, прежде всего наружной службы, занятой охраной общественного порядка. На время войны отменялись все отпуска, принимались меры к укреплению бригад содействия милиции, организации групп содействия истребительным батальонам и групп охраны общественного порядка.
Аппараты уголовного розыска перестраивали свою оперативную деятельность применительно к обстановке военного времени. Уголовный розыск вел борьбу с убийствами, грабежами, разбоями, мародерством, кражами из квартир эвакуируемых, осуществлял изъятие оружия у преступных элементов и дезертиров, оказывал помощь органам государственной безопасности в выявлении вражеской агентуры.
Аппараты борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией основное внимание уделяли усилению охраны нормированных продуктов, идущих на обеспечение армии и населения, пресечению преступной деятельности расхитителей, спекулянтов и фальшивомонетчиков. Под особый контроль служба БХСС взяла заготовительные и снабженческие организации, предприятия пищевой промышленности и торговые сети.
Государственная автомобильная инспекция все усилия направила на проведение мобилизации автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд армии. Инспектора ГАИ осматривали и проверяли техническое состояние автомобилей, подлежащих направлению в армию.
Основными задачами паспортных аппаратов стали оказание помощи военным комиссариатам в мобилизацию в действующую армию военнообязанных и допризывников; поддержание в стране строгого паспортного режима; организация справочной работы – розыск лиц, с которыми родственники и близкие утратили связи; выдача пропусков гражданам для проезда по железной дороге и водным путям.
Для ведения учета лиц, эвакуированных в тыл страны, в составе паспортного отдела Главного управления милиции было образовано Центральное справочное бюро, при котором создан справочный стол для розыска детей, утративших связь с родителями. Детские справочные столы имелись в каждом управлении милиции республик, краев, областей и крупных городов.
В процессе перевода деятельности органов НКВД на военные рельсы остро встал вопрос о кадрах. В милицию пришли тысячи женщин, которые быстро освоили сложные милицейские обязанности и безупречно выполняли свой служебный долг, заменив мужчин, ушедших на фронт.
На территориях, где не было объявлено военное положение, вопросы охраны порядка стояли также очень остро. Органы милиции обеспечивали ее с учетом требований военного времени. В столицах союзных республик, областных и краевых центрах осуществлялось патрулирование нарядами милиции, обеспечивался паспортный режим.
Охраняя общественный порядок, органы милиции оказывали содействие гражданам в установлении местожительства их родных и близких, особенно детей, эвакуированных из прифронтовых районов в глубокий тыл страны. Центральное справочное бюро паспортного отдела Главного Управления милиции взяло на учет около шести миллионов эвакуированных граждан. За годы войны в бюро поступило около 3,5 млн. писем с просьбой сообщить местонахождение родных. Милиция сообщила новые адреса 2 млн. 861 тыс. человек, кроме того, было разыскано и возвращено родителям около 20 тыс. детей.
В годы войны работники милиции с помощью общественности выявляли безнадзорных и беспризорных детей и принимали меры к их устройству. Расширялась сеть детских комнат милиции.
Значительный объем задач лег на плечи тех, кто вел борьбу с уголовной преступностью. В условиях любой войны такая борьба приобретает первостепенное значение. В прифронтовых городах она осложнялась еще и тем, что оружие можно было получить сравнительно легко – совсем рядом шли бои. Уголовному розыску с начала войны пришлось столкнуться с новыми видами преступлений, которых в мирное время не существовало: дезертирство, уклонение от призыва в армию, мародерство, распространение ложных и провокационных слухов и др.
Директивой НКВД СССР за № 148СС от 29 июня 1941 предписывалось:
«1. В целях предупреждения уголовной преступности и пресечения паники при возможных воздушных и химических тревогах усилить круглосуточное патрулирование по городу, особенно в вечернее и ночное время…
2. Активизировать изъятие уголовного, социально‑вредного элемента, а также лиц, не имеющих определенных занятий и места жительства, попадающих под ст. 38 «Положения о паспортах», без задержки оформляя материалы на них для направления на Особое совещание или по подсудности, смотря по характеру дела…
4. Немедленно арестовывать и передавать в РО НКГБ лиц, замеченных в антисоветской и контрреволюционной агитации, распространении листовок и провокационных слухов, способствующих созданию паники.
5. Усилить мероприятия по розыску дезертиров и выявлению лиц, уклоняющихся от воинской службы, используя в полной мере агентурно‑осведомительную сеть…
7. Немедленно реализовывать все агентурные материалы о спекулянтах и хищениях социалистической собственности, тщательно выявляя связи скупщиков с работниками торговых предприятий и др.»
Отсутствие какой‑либо аналогии в предшествующей деятельности привело к тому, что войска НКВД в первый год войны выполняли свои функции по охране тыла без соответствующей правовой базы, руководствуясь лишь указаниями военных органов действующей армии.
В связи с этим между войсковым командованием и охраной тыла действующей армии происходили частые недоразумения, которые порой вызывали серьезные противоречия, касающиеся боевого и служебного использования войск НКВД. Вышестоящему командованию нередко приходилось решать эти конфликты.
Учитывая сложившееся положение, СНК СССР своим постановлением от 25 июня 1941 возложил на войска НКВД задачу охраны тыла действующей Красной Армии. Для охраны тыла каждого фронта создавались управления войск НКВД. 26 июня 1941 приказом НКВД СССР были назначены начальники войск охраны тыла фронтов.
Правовой статус войск КНВД по охране тыла был определен не сразу. «Положение о войсках НКВД, охраняющих тыл действующей Красной Армии» было введено только 28 апреля 1942, т. е. через 10 месяцев.
В этом «Положении…», подписанном заместителем Наркома Обороны маршалом Советского Союза Б.М. Шапошниковым и заместителем Наркома Внутренних дел СССР генерал‑майором А.Н.Апполоновым указывалось:
«1. Охрана тыла фронтов организуется Военными советами фронтов и выполняется войсковыми частями и тыловыми учреждениями НКВД и специально выделенными для этой цели частями войск НКВД СССР.
2. На войска НКВД, охраняющие тыл действующей Красной Армии, возлагается: борьба с диверсантами, шпионами и бандитскими элементами в тылу фронта; ликвидация мелких отрядов и групп противника, приникающих или забрасываемых в тыл фронта (автоматчики, парашютисты, сигнальщики и т. п.), в особых случаях (по решению Военного совета фронта) охрана коммуникаций на определенных участках».
Участвуя в выполнении решений военных и гражданских органов власти, войска НКВД главные усилия направляли против агентуры противника. На некоторых направлениях в отдельные периоды времени число обезвреженных агентов было весьма значительным: в сентябре 1941 войсками НКВД по охране тыла на Северном (Ленинградском) фронте задержано 31287 чел., на Северо‑Западном – 4936, Карельском – 16319, Волховском – 5221 чел. В ноябре 1941 года на Ленинградском фронте число задержанных составляло 7506, а в декабре – 7580 человек. С 22 июня 1941 по 1 апреля 1942 нарядами войск НКВД по охране тыла Ленинградского фронта было задержано 269 агентов и диверсантов врага.
С начала войны на 1 января 1942 количество задержанных войсками охраны тыла нарушителей фронтового режима по всем фронтам составило 78560 человек. Из них после соответствующей проверки направлены в действующую армию 61694 человека.
Для решения задачи обеспечения надежной охраны тыла действующей армии НКВД СССР имел в своем распоряжении органы внутренней безопасности, милиции, войска по охране тыла, истребительные батальоны, которые были сформированы во исполнение постановления СНК СССР от 24 июня 1941 «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе», в местностях, объявленных на военном положении.
В первый месяц войны истребительные батальоны создавались только из сотрудников НКВД. Это были мобильные отряды, способные к оперативной выброске в район появления вражеского десанта или диверсионной группы. Их главные задачи состояли в борьбе с вражескими парашютными десантами и диверсантами, охране важных объектов народного хозяйства, оказание помощи милиции в поддержании общественного порядка.
К 1 августа 1941 имелось 1755 истребительных батальонов с общим числом бойцов и командиров 328 тысяч. Кроме того, в группах содействия истребительным батальонам насчитывалось свыше 300 тысяч трудящихся.
Судьба истребительных батальонов сложна. 7 декабря 1941 все они были сведены в полк НКВД, который уже в феврале 1942 был расформирован. Однако занятия и привлечение бойцов к выполнению специальных задач не прекращалось. С помощью только истребительных батальонов в 1942 на территории Азербайджанской и Грузинской Союзных Республик, Московской, Воронежской, Калининской, Вологодской и Ярославской областей было задержано свыше 400 гитлеровских агентов.
В 1944 началось возрождение истребительных батальонов на освобожденных от врага территориях. В этом году только по Ленинградской области бойцами этих батальонов было задержано 14 бандитов, 35 бывших полицаев, более 500 уголовников, собрано более 700 стволов огнестрельного оружия.
Война выдвинула перед войсками НКВД новые задачи, которые требовали правовой основы для их выполнения. Одной из них являлась охрана военнопленных. В начальный период войны эти задачи выполняли войска НКВД по охране тыла действующей армии, но с резким увеличением численности военнопленных встал вопрос о создании в системе НКВД СССР специального Управления по дела военнопленных и интернированных. Такое управление было создано 24 февраля 1943 приказом № 00367. Начальником управления был назначен генерал‑майор И. Петров.
На 25 февраля 1943 число военнопленных составило 256918 человек. Всего для военнопленных имелось 24 лагеря (в том числе 4 офицерских) и 11 фронтовых приемно‑пересыльных лагерей.
По мере освобождения районов и областей нашей Родины от немецко‑фашистских захватчиков, органы НКВД принимали все меры по восстановлению общественного порядка. Под охрану милиции брались народохозяйственные объекты, учреждения, выявлялись пособники врага, восстанавливалась паспортная система, учитывалось население, заменялись паспорта.
Важное значение для возрождения общественного порядка имела работа милиции по изъятию у населения оружия и взрывчатых веществ, которыми могли воспользоваться преступные элементы.
Ожесточенный характер приобрела борьба с преступностью на освобожденных от врага территориях, где уголовная преступность тесно переплеталась с бандитизмом и организованным гитлеровцами националистическим подпольем. Костяком бандитских формирований были члены различных националистических организаций, агенты фашистской разведки, предатели, уголовные элементы.
Обстановка требовала самых решительных мер. НКВД СССР, понимая всю важность этой проблемы, оказывал всемерную помощь освобожденным районам. Весь выпуск курсов усовершенствования Высшей школы НКВД СССР в апреле 1944 был направлен на Украину и в Молдавию, где большинство выпускников возглавили городские и районные органы милиции.
Еще в начале войны была сформирована Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН), ставшая учебным центром подготовки и отправки в тыл врага разведывательно‑диверсионных групп и отрядов. Они формировались из сотрудников органов НКВД, добровольцев‑спортсменов, из рабочей молодежи и антифашистов‑интернационалистов. За четыре года войны Отдельная бригада подготовила по специальным программам для выполнения заданий в тылу противника 212 специальных отрядов и групп общей численностью 7316 человек. Они провели 1084 боевых операции, уничтожили около 137 тыс. фашистских солдат и офицеров, ликвидировали 87 руководителей немецкой администрации, 2045 немецких агентов.
Участвовали войска НКВД и непосредственно в боевых действиях на фронтах войны. Брестская крепость, Могилев, Киев, Смоленск, Москва, Ленинград – многие и многие города защищали и освобождали сотрудники внутренних дел плечом к плечу с регулярной армией.
Так, в первых числах июля 1941 на защиту г. Могилева вместе с воинами 172‑й стрелковой дивизии выступили истребительные батальоны и батальон милиции, в который вошли и курсанты Минской школы начальствующего состава милиции. Командовал батальоном начальник отдела боевой подготовки управления милиции капитан К. Г. Владимиров.
Киев защищал 3‑й полк НКВД, который состоял в основном из работников милиции. Он ушел из города последним, взорвав мосты через Днепр.
Всему миру известен подвиг защитников Ленинграда, в боях на подступах к которому принимал участие истребительный батальон и отряд милиции под командованием начальника Пушкинского отделения милиции И.А. Яковлева. Защищала город и 20‑я стрелковая дивизия НКВД, которой командовал полковник П.И. Иванов.
В великой битве за Москву активное участие принимали четыре дивизии, две бригады и несколько отдельных частей НКВД, истребительный полк, милицейские диверсионные группы и истребительные батальоны.
Большой вклад внести работники милиции и в героическую оборону Сталинграда. В июле 1941 все подразделения милиции были сведены в отдельный батальон, во главе которого стоял начальник областного управления милиции Н.В. Бирюков. Более 800 сотрудников милиции города и области принимали участие в этой героической эпопее. Подвиг бойцов и командиров 10‑й дивизии НКВД Сталинградского фронта, бойцов истребительных батальонов и работников милиции увековечен воздвигнутым в центре города обелисков.
Лит.: Внутренние войска в Великой Отечественной войне. 1941–1945 гг. Документы и материалы. М.: Юридическая литература, 1975; Алексеенков А.Е. Внутренние войска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг). СПб., 1995.
Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.