Ной

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НОЙ
в преданиях иудаизма и христианства герой повествования о всемирном потопе, спасенный праведник и строитель ковчега, спаситель мира зверей и птиц, через своих сыновей Сима, Хама, Иафета родонач. всего послепотопного че-ловечества.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

НОЙ
библейский праведник, спасшийся вместе со своей семьей в ковчеге во время всемирного потопа. Вместе с ним спаслись представители животного мира. По окончании 150 дней потопа все обитатели ковчега вновь расселились на земле.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

НОЙ
герой библ. мифа о потопе, воспроизводящий в значит. степени образ шумерского Зиусудры и вавилонского Утнапиштима. По библ. традиции, Н. вместе с семьей пережил в ковчеге "всемирный потоп" и явился родоначальником нового поколения людей, составившего 3 ветви, названные в честь сыновей Н.: Яфета, Хама и Сима. В одной из легенд Н. выступает как изобретатель виноградного вина.

Лит.: Фрезер Д. Д., Фольклор в ветхом завете, пер. с англ., М.-Л., 1931.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Ной
покой) (Быт 5.29,30,32; 6.8-10,13,22; 7.1,5-7,9,11,13,15; 8.1,6,15,18,20; 9.1,8,17-20,24,28,29; 10.1,32; 1Пар 1.4; Ис 54.9; Иез 14.14,20; Мф 24.37; Лк 3.36; 17.26; 1Пет 3.20; 2Пет 2.5; Евр 11.7)-сын Ламеха, потомок Сифа, сына Адама, отец Сима, Хама и Иафета, человек праведный, ходивший пред Богом. Он один из людей был избран Богом для сохранения рода человеческого во время потопа и спасся вместе со всей своей семьей в ковчеге, который построил заблаговременно. За ним Бог затворил дверь ковчега, когда он туда вошел (Быт 7.16), а позже заключил с ним завет (Быт 6.18; 9.8-11,15; Ис 54.9), что потопа на земле более не будет. Ной жил 950 лет и умер, когда Аврааму было 58 лет. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

НОЙ
десятый и последний из допотопных патриархов, герой повествования о всемирном потопе (см. Быт. 6-9). Ной жил в то время, когда стало велико развращение человеков на земле и все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6, 5), за что Бог решил истребить весь род человеческий. Ной же был человек праведный и непорочный в роде своем (Быт. 6, 9) и поэтому обрел благодать пред очами Господа (Быт. 6, 8). Бог сообщил Ною о своем намерении уничтожить все живые существа на земле грандиозным потопом, а ему повелел соорудить большой ковчег, чтобы взять туда с собой жену, трех своих сыновей, их жен и всех животных по паре, мужского и женского пола. На 600-м году жизни Ноя разразился потоп. Дождь лил на землю 40 дней, 150 дней вода на земле поднималась. Затем Бог навел на землю ветер, вода стала спадать, и ковчег пристал к горе Арарат.
Ной стал родоначальником послепотопного человечества, а через его сыновей Сима, Хама и Иафета получили свое название расы (семиты, хамиты и иафеты, или арийцы).
По случаю прекращения потопа Бог заключил с Ноем завет, выразившийся в заповедях, одним из главных положений которых было запрещение человекоубийства под угрозой наказания смертью: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека (Быт. 9, 6).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Ной
в Библии праведник, герой предания о Всемирном потопе, через своих детей - Сима, Хама и Иафета - родоначальник всего человечества после потопа. Ко времени рождения сыновей Ною было 500 лет, а ко времени потопа - 600 лет. Бог, решивший наслать на людей за их развращение потоп, предупредил ведшего праведный образ жизни Ноя о предстоящей катастрофе и велел построить ковчег. В ковчеге спаслись сам Ной с женой, его сыновья с женами, а также по одной паре всех животных и птиц. Непрерывный дождь продолжался 40 дней и ночей, высокие горы покрылись водой, все живущее на земле погибло. Вода прибывала 150 дней, затем стала убывать, и ковчег остановился на горах Араратских. По прошествии еще 40 дней Ной выпустил в окно ковчега ворона, но тот, не найдя суши, возвратился. Он выпустил голубя, но и тот возвратился. Прошло еще 7 дней, и Ной снова выпустил голубя, тот вернулся с листом маслины в клюве (знак того, что появилась суша, т.е. вода сошла). Через 365 дней от начала потопа люди и звери смогли выйти из ковчега. Ной получил благословение Бога как прародитель: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Ной стал заниматься земледелием; он насадил виноградник. Однажды, выпив вина, он опьянел и лежал нагим, за что был осмеян сыном Хамом, а два других сына, отвернувшись, чтобы не видеть наготы отца, почтительно укрыли его. Узнав о происшедшем, Ной благословил Сима и Иафета и проклял Хама. Умер Ной в возрасте 950 лет.

Источник: Исторический словарь

Ной
десятый и последний допотопный патриарх, ведущий свою родословную от Адама. Его имя тесно связано со страшным событием, потрясшим всю землю, – всемирным потопом. Отец Ноя, Ламех, бывший сыном самого Мафусала, назвал ребенка Ноем, сказав: «Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при [возделывании] земли, которую проклял Господь» (Бытие, 5, 29). О первом периоде жизни Ноя Священное Писание говорит мало. Известно только, что ко времени потопа ему было 500 лет и у него было трое сыновей, Сим, Хам и Иафет, которые стали потом родоначальниками трех основных представителей человеческого рода (Бытие, 10, 32). Кроме того, «Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Бытие, 6, 8–9). Возможно, поэтому он был избран Богом, чтобы связать старый мир с новым. После потопа патриарх снова стал возделывать землю, посадил виноградник, затворил вино, выпил его, сделался пьян и лежал нагим в шатре своем. Хам, сын его, оказал непочтение к родителю, тогда как остальные сыновья Ноя, придя в шатер, укрыли спящего отца. За свой поступок Хам был лишен отцовского благословения, а его потомки были осуждены на рабство. А Симу и Иафету, за то, что они прикрыли наготу отца, была возвещена особая благодать: в потомках Сима сохранится вера, а потомки Иафета будут весьма многочисленными и соединятся впоследствии с потомками Сима. После потопа Ной жил еще 350 лет, после чего умер.

Источник: Православная энциклопедия.

НОЙ
последний (десятый) из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама. Значение имени Ной – утешение, умиротворение.
С того момента, как ребенок появился на свет, близкие родственники возлагали на мальчика большие надежды. Первые пятьдесят лет жизнь праведника протекала спокойно. Мужчина твердо верил в Бога и не отступал от собственной веры. Такое поведение выделяло Ноя из толпы и со временем сделало мужчину отшельником. Ною не с кем было разделить праведную жизнь. Уже в зрелом возрасте мужчина женился. Причина позднего брака – нежелание праведника заводить потомство в грешном мире. На браке настоял Бог, поведавший указание Ною во сне. Жена родила мужчине трех сыновей – Сима, Хама и Иефета.
В 500-летнем возрасте праведнику снизошло откровение от Господа: «Сделай себе ковчег… И вот, Я наведу на землю потоп водный… все, что есть на земле, лишится жизни». На мужчину легла обязанность построить ковчег, поместить на судно по паре всех живых существ («чистых» зверей Ной возьмет по 7 пар для жертвоприношений) и ждать, когда на Землю снизойдет Великий потоп.
Строительство судна заняло 120 лет. А после завершения работы Господь дал грешному человечеству еще один шанс – ворота корабля оставались открытыми в течение недели. Но люди не верили предупреждениям Ноя. Как только праведник с семьей взошел на ковчег, на Землю обрушилась вода. Наводнение продолжалось 40 дней и затопило всю округу. Через 150 дней вода начала постепенно убывать. Ноев ковчег стойко выдержал испытание стихией. Выйти из ковчега Ной посмел только после видения, в котором Бог благословил праведника. Первое, что сделал мужчина, вступив на твердую почву – принес жертву Господу. В ответ Бог пообещал больше не устраивать потоп, если потомки выживших будут соблюдать заповеди. Ной с сыновьями занялся возделыванием земли, а позже освоил мастерство виноделия.
Начался новый этап в развитии человечества.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

НОЙ
покой, успокоение; Быт 6:8, Мф 24:37, Евр 11:7 и др.) — десятый и последний из допотопных патриархов в прямой линии от Адама. Сын Ламеха, и следовательно внук Мафусаила, Ной родился по Евр тексту в 1056 г. от С. М., а по Славянской Библии в 1662 г. Его имя и жизнь тесно и исторически связаны с страшным событием, истребившим тогдашний мир, именно с всемирным потопом. Ламех при рождении сына назвал его Ноем, сказав при этом: “он утешит пас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь (Бог; Быт 5:29). О первом, по летам, весьма значительном, периоде жизни Ноя говорится очень немного в слове Божием. Ему было 500 лет и родил Ной трех сынов: Сима, Хама и Иафета замечает свящ бытописатель, — сынов, сделавшихся впоследствии родоначальниками трех главных, представителей человеческого рода (Быт 10:32). Что касается личного характера Ноя, то на это просто и замечательно указывается в кн. Бытия, именно что среди развращенного человеческого рода, Ной обрел благодать пред очами Господа, что он был человек праведный и непорочный в роде своем и ходил пред Богом (6:8,9). О той же самой высокой святости Ноя свидетельствует и пр. Иез 14:14-20. Жизнь и история Ноя, как мы уже заметили выше, тесно связаны с всемирным потопом (см. Потоп), и после потопа Ной является на страницах свящ. истории, как вели кое звено, соединяющее древний мир с новым. После потопа, говорится далее в его истории. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Раз вы пил он вина, опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. Сын его. Хам, оказался непочтительным в этом случае к отцу своему, и потому лишен был благословения, а потомство его осуждено было на рабство. Симу же и Иафету, за то что они прикрыли наготу отца своего, возвещено особенное благословение Божие, что в потомстве Сима сохранится истинная вера и Церковь; Иафету же — что его потомство будет весьма распространено и соединится впоследствии с потомством Сима (Быт 9:19-27). Ной жил после по топа 350 лет (28-29), всех же дней Ноевых было 950 лет и он умер. Воспоминание о Ное и великих событиях жизни Ноя никогда не умирало в потомстве и часто встречается в Свящ. Писании. О нем упоминают пророки: Исаия, Иезекииль и премудрый сын Сирахов (Ис 54:8-10, Иез 14:19-20, Сир 44:16-18). Сам Господь указывает на времена Ноя, предостерегая людей от неверия и беспечности (Мф 24:37-39). Ап. Петр называет Ноя проповедником правды, и в спасении человеков от потопа в ковчеге во дни его дает нам видеть указание на наше спасение чрез крещение (2Пет 2:5). И ап. Павел представляет пример Ноя, как образец веры и праведности по вере (Евр 11:7). Истина библейского повествования о Ное и потопе находит себе подтверждение в преданиях о сем у всех народов во всех странах света, хотя все эти предания искажены баснословными прибавлениями, как-то: у Индийцев, Персов, Китайцев и др.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Ной
Hoax . Ной (евр. покой; см. «Ламех»), сын Ламеха, внук Мафусала, родился около 1056 г. после сотворения мира и был человек праведный и непорочный, «ходил пред Богом» (Быт. 6:9) Поэтому, когда Бог решил истребить грешное человечество, Он заключил завет с Ноем и повелел ему построить ковчег для спасения себя и свого семейства. Когда наступил водный потоп, на 600 году жизни Ноя, он вошел в ковчег с женою, со своими тремя сыновьями: Симом, Хамом и Иафетом и с женами их; кроме них он взял в ковчег скота чистого по семи мужского пола и женского, а нечистого по паре. Господь затворил задним дверь (Быт. 7:2, 16). «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего, ею осудил он мир и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7). Почти год спустя, они вышли из ковчега Ной принес жертву всесожжения и Бог дал радугу, как знамение завета между Богом и землею, что не будет больше потопа на опустошение земли (Быт. 8; 9:1 и дал ) После того Ной насадил виноградник и, выпив чрезмерно сока от плодов, — опьянел. Легкомысленный Хам посмеялся над ним, чем и навлек на своего сына Ханаана проклятие отца; Сима же и Иафета Ной благословил (9:20 и дал.). Ной жил после потопа 350 лет (ст. 28 и дал.). Он упоминается в Иез. 14:14,20 как образец праведности; Ап Петр называет его проповедником правды (2 Пет 2:5). Воспоминание о Ное и о «водах Ноя» (Ис 54:9) сохранились в преданиях самых различных народов. Древние греки рассказывали, как Зевс в наказание за преступления людей послал потоп, который истребил всех, кроме Девкалиона и его жены Пирры; они спаслись на корабле, который 9 дней спустя остановился на вершине горы Парнас. Оракул велел им бросать за себя бабушкины кости. Они набрали камней и стали бросать за себя. Камни, брошенные Пиррой, сделались женщинами, а Девкалионом — мужчинами. Таким образом заселилась Греция. У мексиканских индейцев сохранилось сказание о том, что от вод потопа спаслось на корабле или пароме только Кокс-Кокс и жена его Ксохи-кетцатль Гора у них называется Колхуакан. Люди, которые родились после потопа, были немыми, пока не прилетел голубь с вершины одного дерева и не роздал им языки, после чего люди стали говорить на различных языках. Другие мексиканские сказания говорят о птицах, которые Тепци (Кокс-Кокс называется также Тепци) выпустил с корабля. Жители островов Фиджи рассказывают о сильном дожде, от которого погибли почти все люди, но в последнюю минуту приплыли 2 лодки; на одной из них сидел бог столяров Рокора, а на другой — его главный мастер Рокола; они вытащили некоторых утопающих и, таким образом, спасли 8 человек. Более замечательны древнехалдейские предания о потопе. До 1872 года по Р.Хр. о них знали только по сообщениям Александра Полихистора, заимствовавшего их у Берозуса. Бог Хронос открыв Ксизутросу, что будет потоп, повелел ему написать историю о начале бытия и конце всего существующего и закопать эту книгу в Сиппаре, городе солнца, а затем построить корабль, взойти на него со своими родственниками и друзьями, птицами и четвероногими животными и взять с собою также пропитание и питье. Построенное судно имело в длину пять выстрелов из лука (или пять стадий). Потоп пришел, но скоро кончился. Выпустили птиц, но они прилетели обратно. Тогда выпустили других птиц, но и они вернулись обратно с тиною на ногах. Выпущенные в третий раз птицы более не возвратились. Ксизутрос открыл часть крыши и увидел, что судно пристало к горе. Тогда он вместе со своею женою, дочерью и рулевым, вышел на землю, стал молиться, простершись на земле, затем построил жертвенник и принес богам жертвы. Потом он вместе с вышедшими исчез. Оставшиеся на судне также вышли на землю и услыхали голос с неба, говоривший, чтобы они почитали богов, которые взяли исчезнувших к себе, пошли бы в Сиппару, отрыли закопанную книгу и передали ее человечеству. Тогда они принесли жертвы богам, сходили в Сиппару, достали книгу и построили Вавилон. В 1872 году Георг Шмит открыл среди Ниневийских глиняных плиток, хранящихся в Британском музее, исписанную ассирийской клинописью глиняную табличку, содержащую халдейский рассказ более раннего периода о потопе. Эта доска взята из библиотеки ассирийского царя Ассурбанипала (7 столетие до Р.Хр.); но предполагают, что она списана с более древнего оригинала. Ксизутрос называется здесь Хизизадра. Содержание рассказа следующее: «Бог открыл уста свои, говорил и сказал мне, слуге своему... войди и запри дверь корабля. Я соберу к тебе твое семя, твою домашнюю утварь и имущество, твоих рабынь и рабов, диких зверей с земли и скот с поля... И сильная буря поднялась утром с края неба. Бин громыхал, Нево и Сару шли впереди... опустошитель Нергал разрушал; Адар опрокидывал... Потоп Бина достигал до самого неба; светлая земля превратилась в пустыню; потоп начисто вымел землю... и истребил всякую жизнь с поверхности земли... Боги в небе боялись ненастья и искали убежища; они влезли на небо Ану и скрылись с быстротой собак... буря утихла на седьмой день, непогода, свирепствовавшая, подобно землетрясению, тоже утихла. Вода стала высыхать Тела мужей злобы плавали на воде, как тростинки... Я открыл окно, и потоки света озарили меня... Я заметил берег у границы моря... Судно приближалось к земле Низир. Гора Низир остановила судно. На седьмой день я выпустил голубя; голубь полетел, но не нашел места, где бы отдохнуть, и вернулся обратно. Тогда я выпустил ласточку, — ласточка полетела, но, не найдя места, где бы ей отдохнуть, возвратилась обратно После нее я выпустил ворона... Ворон полетел и, увидев на земле трупы, стал их пожирать, и не возвратился обратно. Я выпустил животных в направлении четырех ветров. Я принес жертву возлияния и построил жертвенник на вершине горы... Боги собрались над жертвой подобно рою комаров». Весть оканчивается тем, что Бел вывел Хизизадру с женой из корабля и очистил землю, после чего был заключен союз, и Хизизадра со своими домашними были взяты, чтобы стать подобными богам. На фригийских монетах из города Апамеи эпохи Септимия Севера (около 200 по Р.Хр.) изображено четырехугольное судно, подобное ящику, плавающее по воде, с надписью: «Но». В нем сидят мужчина и женщина, а другая пара стоит вне судна. Наверху сидит птица, а другая летит с веткой в клюве У позднейших евреев создалось представление о, так называемых, 7 Ноевых заповедях, которые считались обязательными для всех людей, следовательно, также и для «прозелитов». Эти заповеди были частью взяты из Быт. 9:4 и дал. Они были следующие: 1.послушание властям, 2. воспрещение хулить имя Божие, 3. воспрещение идолослужения, 4. против кровосмешения, 5. против убийства, 6. против краж, 7. против употребления в пищу мяса живых животных.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868