принцип неклассической модели исторического исследования, ориентирующий историка на изучение индивидуального и уникального в истории, прежде всего человека в его повседневной жизни в качестве деятельного, мыслящего и чувствующего субъекта, актора жизненной драмы истории. И. интерпретирует познавательную деятельность в исторической науке как субъект-субъектное отношение, как диалог историка и людей прошлого, которым он задает вопросы и внимательно вслушивается в их ответы. И. сложился в русле неклассической рациональности, для которой характерна способность замечать индивидуальное, понимать прошлое как сложный и уникальный мир повседневности, наполненный различными картинами и уникальными духовными кодами деятельности людей. И. содержит два аспекта: предметный и методологический. Предметный аспект проявляется в индивидуализме - интерпретации истории как казуальной и уникальной реальности - и в антропологизме, признающем ее «человеческое измерение». Поэтому неклассическая модель исторического исследования особое внимание стала уделять жизненному миру людей, повседневности как области «элементарного» измерения смыслов и конечной области значений, внутреннему миру человека и различным формам его индивидуального бытия. Предметная область неклассической модели исторического исследования - индивидуальная историческая действительность, что ориентирует ее представителей на изучение «человека в истории» и «истории в человеке». Методологический аспект номинализма в историческом познании реализуется в когнитивной стратегии неклассической модели исторического исследования, которая носит идиографический, т. е. «описывающий неповторимое» характер. Она ориентирует исследователя, с одной стороны, на описание «живых» коммуникаций и уникальных жизненных практик прошлого, восстановление смысла чужого опыта повседневности, его коммуникативной и символической природы посредством аксиологического «вживания» в него, а также рациональной реконструкции его социокультурного контекста. С другой стороны - на трансляцию историком значений и смыслов чужой индивидуальности в рамках своей культуры. Неклассическая историческая наука, обретая человека в истории, тем самым превратила историческое познание в «диалог куль тур»: современной культуры историка и культуры прошлых народов и эпох. Поставив под сомнение принцип «нейтральности субъекта» исторического исследования, представители неклассической науки, вместе с тем, не отказались от идеи реконструкции истории. «Вовлеченность» субъекта исторического познания в его предмет (индивидуальную историческую реальность) путем аксиологического «вживания» в иную культуру еще не означает элиминации самой исторической реальности, а предполагает ее интерпретацию и понимание.
Лит.: Л убский А. В. Альтернативные модели исторического исследования: концептуальная интерпретация когнитивных практик. Saarbriicken: LAP LAMBERT Academic Publishing 2010; Н аум ова Н.Ф. Номинализм в социологии// Современная западная социология: словарь. М., 1990; С т епин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8. А. В. ЛУБСКИЙ
НОМИНАЛИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
НОМИНАЛИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.