НОМОКАНОН
НОМОKАНОН
(греч. «закон», «правило») – византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся Церкви, составленные в VI-VII вв. и впоследствии дополненные. Одна из редакций «Номоканона» была положена в основу древнерусской «Kормчей книги» (XIII в.) – основного руководства по православному церковному праву в России.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
НОМОКАНОН
греч. — закон-правило) — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI-VII веках и впоследствии дополненные. Одна из редакций «Номоканона» была положена в основу древнерусской «Кормчей книги» (XIII в.) — основного руководства по православному церковному праву в России.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
НОМОКАНОН
назв. визант. сборников канонич. права, включавших церк. правила и императорские постановления относительно церкви. Древнейший сохранивш. Н. — в 50 титулах — был составлен на рубеже 6 — 7 вв., возможно, Иоанном Схоластиком, и состоял из псевдо-апостольских постановлений (сирийский сборник нач. 4 в.), решений вселенских (и неск. поместных) соборов, правил Василия Кесарийского, извлечений из Дигест, Кодекса и новелл Юстиниана. Наибольшей известностью пользовался составл. в 629 — 640 анонимным юристом Н. в 14 титулах (т.н. Энантиофан). Переработан в 883 (эта переработка ошибочно приписывалась Фотию), затем ок. 1090 Феодором Вестом. К Н. Веста были составлены в 12 в. краткие толкования Аристином, более подробные Иоаном Зонарой (отражавшим интересы столич. знати и высш. монашества, оппозиц. Комнинам) и Валсамоном (идеологом сильной императ. власти). В толкованиях (особенно Валсамона) приведены постановл. императоров и патриархов 11 — 12 вв. (мн. из них стали известны только из этих толкований). Н. в 14 титулах (с толкованием Аристина и частично Зонары) лег в основу слав. Кормчих книг.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
НОМОКАНОН
Nomokanon) - назв. визант. сборников канонич. права, включавших церк. правила (xanones) и императорские постановления (nomoi) относительно церкви. Древнейший сохранившийся Н. - в 50 титулах- был составлен на рубеже 6-7 вв., возможно, Иоанном Схоластиком, и состоял из псевдоапостольских постановлений (сирийский сборник нач. 4 в.), решений вселенских (и неск. поместных) соборов, правил Василия Кесарийского, извлечений из Дигест, Кодекса и новелл Юстиниана. Наибольшей известностью пользовался составленный в 629-640 анонимным юристом Н. в 14 титулах (т. н. Энантиофан). Переработан в 883 (эта переработка ошибочно приписывалась Фотию), затем ок. 1090 Феодором Вестом. К Н. Веста были составлены в 12 в. краткие толкования Аристином, более подробные Иоанном Зонарой (отражавшим интересы столичной знати и высш. монашества, оппозиционного Комнинам) и Валсамоном (идеологом сильной императорской власти). В толкованиях (особенно Валсамона) приведены постановления императоров и патриархов 11-12 вв. (многие из них стали известны только из этих толкований). Н. в 14 титулах (с толкованием Аристина и частично Зонары) лег в основу слав. Кормчих книг. Публ.: Rhalles G. A., Rotles M., Siniagm,a ion teion xai ieron kanonon, i. 1-6, ´Atnnai, 1852-59. Лит.: Бенешевич B. Н., Канонич. сборник XIV титулов со 2 четв. VII в. до 883 г., СПБ, 1905. А. П. Каждан. Москва.