НОМОС
НОМОС
обычай, нрав, порядок, закон: 1) Религиозная, этич., правовая или традиционно-обусловл. норма, имеющая обязательный, общезначимый и неизм. хар-р. Будучи организующим принципом греч. полиса, Н. санкционировал осн. установления различ. сторон жизни гражд. общины: права, религии, морали, обычая. Положение, первонач. постулируемое как закон, могло со временем укорениться в традиции, приобретая статус Н. (законы Дракона и Солона в Афинах). В более широком значении понятие Н. относится также к обычаям и нравам др. народов. В противоположность Н. псефисма означает конкретное постановление нар. собрания. 2) С 4 в. до н.э. — постановление особых законодат. комиссий. 3) В философии: а) мировой закон, в этом смысле впервые реконструируется у Гераклита, б) закон природы — у перипатетиков и эпикурейцев, в) в этике и теории естеств. права — антитеза природы, г) в теории госуд. — понятие, противополож. произволу и насилию. 4) В музыке — традиц. тип греч. мелодии с хар-рными особенностями напева, ритмики, тональности и формы, первонач. — общее обозначение культовой песни, на смену к-рому пришли более конкретные жанровые наименования (пеан, дифирамб, френос). По всей вероятности, Н. ведет свое происхожд. от проомия. Н. исполнялся солистом перед жертвенником под аккомпанемент кифары или авлоса; гекзаметрич. форма Н. позднее сменилась лирич. размерами. Создателем авлетич. Н. считается легенд. фригийский музыкант Олимп. Тер-пандру с Лесбоса предание приписывает заслугу разработки формы и членения кифарич. Н.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Номос
(греч. nomos — обычай, нрав, порядок, закон).
1. Релшиозная, этич., правовая или традиционно-обусловл. норма, имеющая обязательный, общезначимый и неизм. характер. Будучи организующим принципом греч. полиса, Н. санкционировал осн. установления различных сторон жизни гражданской общины: права, религии, морали, обычая. Положение, первоначально постулируемое как закон, моию со временем укорениться в традиции, приобретая ciaiyc Н. (законы Дракона и Солона в Афинах). В более широком значении понятие Н. относится также к обычаям и нравам других народов. В противоположность Н. псефисма (psephisma) означает конкретное постановление народного собрания (ekklesia).
2. С 4 в. до н. э. постановление особых законодательных комиссий (Nomothetai и Nomographoi).
3. В философии: а) мировой закон, в лом смысле впервые реконструируется у Гераклитa. б) закон природы — у перипатетиков и эпикурейцев, в) в этике и теории естеств. права — антитеза природы, г) в теории гос-ва понятие, противоположное произволу и насилию.
4. В музыке традиционный тип греч. мелодии с характерными особенностями напева, ритмики, тональности и формы (сравни араб, макам, индийск. рага и г. п.), первоначально — общее обозначение культовой песни, на смену которому (сравни эволюцию гимна) пришли более конкрешые жанровые наименования (пеан, дифирамб, френос). По всей вероятности, Н. ведет свое происхождение от проомия. Н. исполнялся солист ом перед жертвенником под аккомпанемент кифары или авлоса; гекзаметрич. форма Н. позднее сменилась лирич. размерами. Создателем авлетич. Н. счшается легендарный фригийский музыкант Олимп. Терпандру с Лесбоса предание приписывает заслугу разработки формы и членения кифарич. Н.
1. Релшиозная, этич., правовая или традиционно-обусловл. норма, имеющая обязательный, общезначимый и неизм. характер. Будучи организующим принципом греч. полиса, Н. санкционировал осн. установления различных сторон жизни гражданской общины: права, религии, морали, обычая. Положение, первоначально постулируемое как закон, моию со временем укорениться в традиции, приобретая ciaiyc Н. (законы Дракона и Солона в Афинах). В более широком значении понятие Н. относится также к обычаям и нравам других народов. В противоположность Н. псефисма (psephisma) означает конкретное постановление народного собрания (ekklesia).
2. С 4 в. до н. э. постановление особых законодательных комиссий (Nomothetai и Nomographoi).
3. В философии: а) мировой закон, в лом смысле впервые реконструируется у Гераклитa. б) закон природы — у перипатетиков и эпикурейцев, в) в этике и теории естеств. права — антитеза природы, г) в теории гос-ва понятие, противоположное произволу и насилию.
4. В музыке традиционный тип греч. мелодии с характерными особенностями напева, ритмики, тональности и формы (сравни араб, макам, индийск. рага и г. п.), первоначально — общее обозначение культовой песни, на смену которому (сравни эволюцию гимна) пришли более конкрешые жанровые наименования (пеан, дифирамб, френос). По всей вероятности, Н. ведет свое происхождение от проомия. Н. исполнялся солист ом перед жертвенником под аккомпанемент кифары или авлоса; гекзаметрич. форма Н. позднее сменилась лирич. размерами. Создателем авлетич. Н. счшается легендарный фригийский музыкант Олимп. Терпандру с Лесбоса предание приписывает заслугу разработки формы и членения кифарич. Н.
Источник: Словарь античности. 1989