(от др.-греч. vopoOexucr) - устанавливать закон) - 1) один из подходов к построению исторического знания, задачей которого является объяснение исторической действительности [М. Ф. Румянцева]; 2) способ изучения истории, восходящий к классическому позитивизму, представители которого, опираясь на идеи повторяемости и причинно-следственные зависимости, акцентировали внимание на объективном и позитивном характере исторического познания [Л. П. Репина]. Н. м. как метод исторического познания ориентирует историка на изучение «общего» в исторических явлениях, имеющего форму «закона», противоположен идиографическому методу как способу изучения «единичного», имеющего форму «индивидуального». В основе его технологии лежат приемы сравнения, но они нацелены на обнаружение сходства, а не различия.
В контексте неокантианского разделения «наук о природе» и «наук о духе», получившего методологическое обоснование в работах В. Виндельбанда и Г. Риккерта, Н. м. первоначально использовался применительно только к области естественных (точных наук), пользующихся генерализирующим методом и открывающих законы. Однако затем Н. м. нашел применение в других областях научного знания. Уже в начале XX в Н. м. стал рассматриваться в методологии истории как один из подходов к построению исторического знания [А. С. Лаппо-Данилевский]. Н. м. в стремлении к холизму и систематичности исторического знания неизбежно выходит на идею истории как «целого», имеющего определенную логику развития. Н. м. выступает как методологическое основание классической модели исторического исследования, когнитивной стратегией которой является реконструкция исторической действительности в виде системы эмпирических и теоретических знаний, адекватных объективной действительности и приобретающих статус научных истин. Н. м. получил дальнейшее развитие в неоклассической модели исторического исследования, в которой он трактуется с позиций принципов дополнительности и альтернативности. Согласно этим принципам, относительно любого предметного поля исторического исследования можно поставить бесчисленное множество познавательных задач, а решение определенного класса исследовательских задач возможно с помощью различных способов исторического познания, приоритетность которых определяется методологическими позициями исследователя.
Лит.: Виндельбанд В. Нормы и законы природы. Критический или генетический метод? // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995; История буржуазной социологии XIX - начала XX века / Под ред. И. С. Кона. М., 1979; Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. М., 2006; Л убск и й А.В. Альтернативные модели исторического исследования. М., 2005; Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1903; Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания: учебное пособие. М., 2004; Румянцева М. Ф. Теория истории: учебное пособие. М., 2002. А. В. ЛУБСКИЙ
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.