• Nonnus,
см. Epos, Эпос, 6.
Нонн
НОНН
Нонн
(5 в. н. э.), греч. эпич. поэт из Панополя (Египет), автор поэмы «Деяния Диониса» («Dionysiaka») в 48 книгах, последнего и самого крупного эпич. произведения античности. В ней описаны рождение, жизнь и, наиболее подробно, триумфальное шествие Диониса в Индию и его апофеоз. Эта поэма, написанная четким и виртуозным гекзаметром, характеризуется напряж. пафосом, богатой фантазией, изысканным и отточ. стилем с риторич. окраской. После своего обращения в христианство Н. написал стихотворный парафраз Евангелия от Иоанна.
Источник: Словарь античности. 1989
Нонн
византийский историк и дипломат первой половины VI в., сирийского происхождения. Его отец и дед несли дипломатическую службу у императоров Анастасия I (491 – 518 гг.) и Юстина I (518 – 527 гг.). По поручению императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.), в 30-х гг. VI в. Нонн дважды посетил Восточную Африку, Центральную и Южную Аравию с дипломатическими миссиями. Особой задачей первого путешествия Нонна было привести в Константинополь некоего Куйса, правителя Кинды. В ходе второго путешествия он побывал в Аксумском царстве. Впоследствии Нонн живописно описал свои приключения в форме воспоминаний, подчеркивая свою храбрость в опасностях. В ходе повествования Нонн дал описания религиозных верований арабов, местных диалектов, африканских слонов и пигмеев. Сама эта книга не сохранилась, но о ней есть упоминание в записках константинопольского патриарха Фотия (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.). Сочинения Нонна, возможно, использовались как источник византийскими историками Иоанном Малалой и Феофаном Исповедником.
Источник: Словарь античных историков. 2011
Нонн
из Панополя в Египте, V в. н. э., греческий поэт. В конце жизни, по-видимому, стал христианином. Автор самого обширного (48 книг) из сохранившихся греческого эпоса История Диониса (Dionysiaka). Н. рассказывает в нем историю Диониса, которая начинается похищением Европы задолго до рождения бога (оно описано только в VIII книге), а заканчивается апофеозом Диониса и принятием его в круг олимпийцев. Основная часть произведения — это повесть о походе Диониса в Индию, основанная на легенде, оформившейся в эллинистический период как мифологическое отражение похода в Индию Александра Великого. Н. собрал в поэме необычайно богатый мифологический материал, не всегда связанный с действием. Многим он обязан Гомеру, как с точки зрения содержания, так и формы. Отчетливо видно также влияние трагедии (пафос), александрийской поэзии (пристрастие к формулировкам-загадкам и идиллическим картинам)и романа (в основном Ахилла Татия). История Диониса, однако, является оригинальным произведением прежде всего благодаря атмосфере дионисийского экстаза, которым проникнута вся поэма. Часто Н. отбрасывает пафос и барочный стиль; обычно ему ставят на вид слишком большое внимание к деталям и нагромождение контрастов, подчеркивают также отсутствие законченности отдельных текстовых отрывков. Но все это не отменяет художественных достоинств произведения, последнего большого эпоса в греческой литературе. Особого упоминания заслуживает нигде ранее не встречавшаяся чрезвычайная звучность, обусловленная аллитерациями, ассонансами и модификации Н. дактилического гекзаметра, который еще в IV в. вступил в противоречие с развитием языка, в котором тоническое ударение сменялось силовым. Реформа гекзаметра — величайшая заслуга Н. — основывалась на приведении словесного ударения в соответствие с мелодическим. Еще целых два века его гекзаметры использовали поэты, принадлежавшие к школе Н., которые находились под общим влиянием его творчества. Другое сохранившееся произведение Н. — поэтическая парафраза Евангелия от Иоанна. Вероятно, он написал ее в конце жизни уже христианином. Оба произведения Н. оказали значительное влияние на литературу XV-XVII вв.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Нонн
греч. Nonnos)
(V в. н.э.)
греческий поэт, автор последнего и самого крупного эпического произведения античности - поэмы «Деяния Диониса» в 42 кн. Рассказ о рождении, жизни и странствии Диониса в Индию Н. превратил в настоящую энциклопедию мифологии, включив в него легенды о Тифоне, Кадме, Загрее, Девкалионе, Персее и многих других персонажах.
Цыбенко О.П. Полис в поэзии Нонна: поэднеантичный итог эволюции образа эпического города // ВДИ. 1983. № 4. С. 45-65.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
др.-гр. поэт, автор эпич. поэмы «О Дионисе» и стихотв. переложения «Евангелия от Иоанна». Род. в Панополе (Египет), где в кон. жизни стал христ. епископом. Состоящая из 48 кн. поэма «О Дионисе» - самый обширный др.-гр. эпос. Источниками Н. служили более ранние, но не сохран. поэмы о Дионисе. Глубокое знание Н. мистического учения о Дионисе проявилось в создании сложной системы мифолог, образов, подчиненной раскрытию явления Диониса как бога в трех ипостасях: Загрея, Вакха и Иакха. Композиционно поэма стремится к симметрии. Она делится на 2 равные части: первые 24 кн. охватывают события от рождения Диониса до его прибытия в Индию, ост. 24 кн. содержат описание воен. действий и похода Диониса в Европу. Каждая их этих ч., в свою очередь, двусоставна. В первой четверти поэмы повествуется о юности Диониса, в след. 12 кн. - о его походе в Индию. Рассказ о войне в Индии завершается к 40-й кн. В заключ. части Дионис держит путь в Европу. Поэма вобрала в себя множ-во редких и нигде больше не встречающихся мифов. Перенасыщенность мифолог, подробностями, значит, отступления по ходу повеств. вызывали в адрес автора упреки в аморфном построении поэмы. В описаниях воен. действий очевидна ориентация на гомеровский эпос, значит, также влияние эллин, поэзии. Язык Н. изобилует ритор, фигурами. Своеобразна созданная Н. метрическая система: число спондеев в гексаметре резко ограничивается, что делает стих благозвучным, но однообразным. Стихотв. переложение «Евангелия от Иоанна» - чисто версификаторское соч.
Р.3.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(V в. н.э.)
греческий поэт, автор последнего и самого крупного эпического произведения античности - поэмы «Деяния Диониса» в 42 кн. Рассказ о рождении, жизни и странствии Диониса в Индию Н. превратил в настоящую энциклопедию мифологии, включив в него легенды о Тифоне, Кадме, Загрее, Девкалионе, Персее и многих других персонажах.
Цыбенко О.П. Полис в поэзии Нонна: поэднеантичный итог эволюции образа эпического города // ВДИ. 1983. № 4. С. 45-65.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
др.-гр. поэт, автор эпич. поэмы «О Дионисе» и стихотв. переложения «Евангелия от Иоанна». Род. в Панополе (Египет), где в кон. жизни стал христ. епископом. Состоящая из 48 кн. поэма «О Дионисе» - самый обширный др.-гр. эпос. Источниками Н. служили более ранние, но не сохран. поэмы о Дионисе. Глубокое знание Н. мистического учения о Дионисе проявилось в создании сложной системы мифолог, образов, подчиненной раскрытию явления Диониса как бога в трех ипостасях: Загрея, Вакха и Иакха. Композиционно поэма стремится к симметрии. Она делится на 2 равные части: первые 24 кн. охватывают события от рождения Диониса до его прибытия в Индию, ост. 24 кн. содержат описание воен. действий и похода Диониса в Европу. Каждая их этих ч., в свою очередь, двусоставна. В первой четверти поэмы повествуется о юности Диониса, в след. 12 кн. - о его походе в Индию. Рассказ о войне в Индии завершается к 40-й кн. В заключ. части Дионис держит путь в Европу. Поэма вобрала в себя множ-во редких и нигде больше не встречающихся мифов. Перенасыщенность мифолог, подробностями, значит, отступления по ходу повеств. вызывали в адрес автора упреки в аморфном построении поэмы. В описаниях воен. действий очевидна ориентация на гомеровский эпос, значит, также влияние эллин, поэзии. Язык Н. изобилует ритор, фигурами. Своеобразна созданная Н. метрическая система: число спондеев в гексаметре резко ограничивается, что делает стих благозвучным, но однообразным. Стихотв. переложение «Евангелия от Иоанна» - чисто версификаторское соч.
Р.3.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)