нотация — записывание, обозначение — система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись.
НОТНОЕ ПИСЬМО
НОТНОЕ ПИСЬМО
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
НОТНОЕ ПИСЬМО
в Др. Греции для записи музыки применялись буквы, проставляемые над слогами поэтич. текста. Известны две системы нотации, служащие для обозначения звуков: вокальная нотация, использующая буквы ионийского алфавита, — для записи чисто вокальных мелодий без сопровождения, — и инструментал. нотация, на основе др.-дорийских и ионийских букв, — для записи инструментал. музыки и вокальных партий с аккомпанементом.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Нотное письмо
В Др. Греции для записи музыки применялись буквы, проставляемые над слогами поэтич. текста. Известны две системы нотации, служащие для обозначения звуков в диапазоне g — Es. вокальная нотация, использующая буквы ионийского алфавита, — для записи чисто вокальных мелодий, без сопровождения,–и инструментальная нотация, на основе древнедорийских и ионийских букв, — для записи инструментальной музыки и вокальных партий с аккомпанементом. Старейшая из двух нотаций, инструментальная, использовала для обозначения интервала а´ — А триады знаков, образованные одним и тем же знаком в трех положениях: основном, горизонтальном и симметрично отраженном. Более поздняя, вокальная нотация в целом согласуется с инструментальной, однако в ней в качестве знаков используются не триады, а буквы греч. алфавита в упорядоч. последовательности (для октавы f´ — f или их незначительные модификации (для интервала f – Es). При обозначении высоких звуков (интервал g´ – h) применялся диакритич. знак «штрих» (´). Дошедшие до нас фрагменты греч. музыки (за исключением небольшого числа инструментальных пьес, интерлюдий и сопроводительных инструментальных партий) записаны в осн. с помощью вокальной нотации. После того как в 1847 Беллерману и Фортлаге впервые удалось расшифровать греч. Н. п., музыковедч. наука подвергла данный круг вопросов тщательному исследованию, однако окончательные выводы еще не сделаны. Греч, система нотных знаков с ее высокой степенью дифференциации оказалась несоразмерной с культовым песнопением ранних христиан, восходящим к вост. традиции, поэт ому для адаптации к эллинистич. и евр. речевой просодии эта экфонетич. нотация была преобразована в систему условных знаков (невм), служащих для указания на общий характер мелодии. Наряду с невменной нотацией в средние века и даже позднее различные виды букв, нотаций по-прежнему были в употреблении (например, у Боэция).
Источник: Словарь античности. 1989