жители Господина Великого Новгорода - государства, существовавшего до 1479 г.
В начале нашего столетия русский академик Ознобишин, в противовес теории о происхождении Казаков от "беглых холопов", выдвинул новую сомнительную версию. По его мнению, нашими родоначальниками следует считать Н-цев, ушедших на Дон после двух разгромов их республики в. князем Иваном III и царем Иваном Грозным.
Подтверждений этому нет ни в летописях, ни в актах, а хронология событий прямо противоречит версии русского академика: завоевание Новгорода произошло в 1479 г., значит, на два поколения раньше, чем Казаки начали возвращаться на Дон (сороковые годы XVI ст.). Так же и карательная экспедиция 1570 года, когда Грозный Зверствовал в Новгороде, предпринята была тогда, когда на Нижнем Дону уже выросло новое поколение -Казаков.
К тому же, Москва казнила и преследовала в Новгороде исключительно духовенство и торговые верхи, т. е. слой мало способный к военной деятельности и если бы хотя часть их решила бежать в наши степи, то с их приходом на Дону должен был бы зародиться предприимчивый торговый дух, а в нашей речи остались бы следы "окающего" новгородского диалекта. Однако ни купеческого смысла, ни такой речи среди Казаков не обнаруживается.
В доказательство своей версии академик Ознобишин приводит сходство новгородского и казачьего республиканского строя, стиль церквей, будто бы новгородский у Верховых Казаков, и хранившееся в Тверском музее новгородское знамя с "медведем в кресле". Но казачьи демократические установления полностью самобытны с единственной в мире терминологией; здесь нет веча, нет посадников, нет выборных князей, нет преобладания какого либо класса, всего того, что существовало у Н-цев. Что касается церковного стиля, то Казаки во время своего рассеяния познакомились со многими образцами северного церковного зодчества, им мог быть по вкусу и новгородский, но наряду с ним на Дону встречается и стиль византийский, и стиль византийского барроко. А знамя у Казаков служило подтверждением заключенного Договора. В походах оно указывало за чьи интересы бьются воины-наемники, Например, Запорожцы хранили среди своих "клейнодов" знамя с черным орлом, полученное от Германского императора Рудольфа, но это не значит, что они были выходцами из Германии.
Имеется много данных утверждать, что Донские Казаки, рассеянные после 1595 г. по всему северу, в XV в. уже находились и на службе у Великого Новгорода Часть из них, вероятно тоже после возвратилась на Дон, но многие остались на чужбине. Почти все сибирские "землепроходцы" выросли в студеном климате новгородских "пятин", особенно на Северной Двине. Были там Казаки и в XVI в. Только в одном небольшом сборнике актов, изданном недавно (Материалы по истории крестьян в России XI-XVII в. Ленинград, 1958), Казаки упоминаются дважды: под годом 1548 - "увечный Казак Олешка" в Софиевском Новгородском доме и под годом 1592 - "Казак Иванко" в вотчине Новгородского митрополита. В актах Соловецкого монастыря Казаков можно встретить тоже нередко.
Версия о происхождении Донских Казаков от новгородцев - результат весьма поверхностного знакомства с древней историей казачьей земли и ревностного стремления вывести ваш род из общероссийских истоков.
0.00 байт
НЕОКАНТИАНСТВО П. И. НОВГОРОДЦЕВА: К ПОЛЕМИКЕ НОВГОРОДЦЕВА И САВАЛЬСКОГО
В статье приводится анализ одного эпизода из жизни двух российских ученых, а именно дискуссии П. Новгородцева со своим учеником В. Савальским.