Новиков-Прибой, Алексей Силыч

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НОВИКОВ-ПРИБОЙ Алексей Силыч
(12.3.1877, с. Матвеевское Спасск. у. Тамбовской губ. – 29.4.1944, М.), писатель, лауреат Стал. премии (1941). Летом 1917 служил в зем. управе г. Спасска (ныне Беднодемьяновск), бывал в Наровчате. Приезжал в Пенз. обл. осенью 1943. В ист. эпопее «Цусима» использовал дневники и записи пензяка Т. Л. Бакланова. Лит: Храбровицкий; Савин (9). О. М. Савин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Новиков-Прибой Алексей Силыч
(наст. фам. Новиков) (1877–1944) - писатель. В 1935–1941 часто приезжал в Украину - был в Киеве, Х-ве, Одессе. В марте 1941 он приезжал в Х-в вместе со своим другом писателем А.И. Перегудовым. Посетил 15-ю Харьк. артиллерийскую спецшколу, выступил перед военными моряками, осмотрел жилье и учебные помещения. В библиотеке школы сфотографировался с курсантами.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Новиков-Прибой, Алексей Силыч

[1877—] — пролетарский писатель. Род. в с. Матвеевском Тамбовской губ. в крестьянской семье. Начальное образование получил в сельской приходской школе и пополнял его чтением различных книг. 22 лет Н.-П. попал в Балтийский флот в качестве матроса. Воскресная школа, связи с подпольными кружками, нелегальная литератуpa и "Дом предварительного заключения" были его "университетами". Участие в Цусимском походе 2-й эскадры окончательно оформило его политические взгляды. После пребывания в плену у японцев Новиков-Прибой с 1907 по 1913 скитается по Европе и Северной Африке как политэмигрант, плавает в Англии на коммерческих судах.


В 1906—1907 Н.-П. выпустил две небольших книжки ("За чужие грехи" и "Безумцы и бесплодные жертвы") о Цусиме под псевдонимом "Матрос А. Затертый". Обе книжки были немедленно конфискованы. В 1914 Новиковым-Прибоем была подготовлена первая значительная его книга "Морские рассказы", но из-за цензурных запретов она увидела свет лишь в 1917. После Октябрьской революции Новиков-Прибой получил возможность заняться литературной деятельностью. Вступил в группу пролетарских писателей "Кузница" (см.) и стал одним из популярнейших советских писателей.


Н.-П. внес в литературу свою тему. Море, корабль, казарма, лагерь пленных, реже деревня, — таковы объекты его творчества. Они интересуют его как объекты, на которых с особой отчетливостью сказалось действие жестокой бюрократической машины самодержавия. Но пессимизма у Н.-П. нет даже и в дореволюционных рассказах. Наряду с Петькой "порченым" (рассказ "Порченый") казарма выращивала, как показал писатель, революционера Зобова ("Подводники"), Смирнов а ("Ухабы") и мн. др., которые готовили гибель давящему их порядку. Н.-П. с мастерством и знанием жизни раскрывает причины, которые делают из рядовых матросов революционеров, умеющих бороться. Физически и морально здоровый матрос-середняк, выполняющий без особого напряжения всю возлагаемую на него работу, жизнерадостный и остро ненавидящий кают-компанию, освобождающийся от верноподданнических иллюзий под влиянием корабельного быта и товарищей, — таков главный герой его произведений.


Корабль, работу всех его механизмов, жизнь матросского кубрика, взаимоотношения с начальством Н.-П. показывает с учетом деталей, подробно. Но детальность для Н.-П. — не самоцель. Она, придавая жизненность изображаемому, позволяет отчетливее создать общую картину обреченного, гнилого царского флота, построенного на основе классового гнета, чинопочитания, внешней упорядоченности и муштры.


Реалистическая, социально насыщенная тематика дополняется у писателя темой любовно-семейных отношений. Трактуется она по преимуществу в романтическом плане. Встреча с женщиной всегда внезапна, случайна, почти фатальна; сама женщина ярка, красочна; обстановка встречи насыщена весельем, бодростью, но все это дается в приукрашенных тонах.


Показывая постепенный рост революционного сознания матроса царского флота, расслоение среди членов кают-компании, Н.-П в таких произведениях, как "Ухабы", "В бухте", "Отряд", изображает революционный взрыв. Революция показана Н.-П. не только на море, но и в лесах и сопках Дальневосточного края. Партизаны — главные герои его рассказов о революции; их Новиков-Прибой противопоставляет организованной военщине царской армии.


Рассказы и большие повести Новикова-Прибоя в большинстве носят мемуарный характер. Излишне загромождает Н.-П. свои произведения трагическими ситуациями, надуманными конфликтами.


Сочетание повышенной эмоциональности повествования с насыщенностью произведения конкретными картинами жизни проходит через все творчество Новикова-Прибоя. Пейзаж, яркий, красочный, встает всегда как бы контрастом к мучительному, убивающему режиму матросской жизни.


Высшей ступенью творчества Н.-П. является "Цусима", заслуженно входящая в актив литературы социалистического реализма. События прошлого — поход 2-й тихоокеанской эскадры и бой под Цусимой — подвергнуты пролетарскому анализу.


Вскрытие социальных корней дезорганизации, которая царила под покровом бессмысленной, чисто внешней дисциплины, подготовляет читателя к выводу о неизбежности гибели всей эскадры. Четкие характеристики отдельных командиров, адмиралов, офицеров, показ повседневной жизни матросов, красочные пейзажи моря и тропиков, ряд личных, интимных воспоминаний повышают ценность произведения конкретными художественными деталями. В "Цусиме" Н.-П. держится хронологической последовательности событий, сообщает ряд интереснейших исторических документов. Вместе с тем язык Новикова-Прибоя порою упрощен в показе многосторонности фактов и явлений, чем понижается сила образного выражения. Этот недостаток сказывается и в таком ярком и волнующем произведении, как "Цусима".



Библиография: I. Собр. сочин., изд. "ЗиФ", М., 1927—1929 [т. I — Морские рассказы; т. II — Море зовет; т. III — Ухабы; т. IV — Женщина в море; т. V — Две души; т. VI — Соленая купель (выдержали по нескольку изданий)]; Бегство, ГИХЛ, М., 1931, и "Московское т-во писателей", М., 1932; Цусима, изд. "Федерация", М., 1932 (несколько изд.).


II. Кубиков И., Литературные очерки, М., 1929; Воpонский А., Литературные портреты, т. II, М., 1929; Новиков-Прибой А. С., Критическая серия, изд. "Никитинские субботники", Москва, 1930; Якубовский Г., Писатели "Кузницы", Москва, 1930; Красильников В., За и против, М., 1930; Абрамкин В., Цензурная история "Цусимы", "Залп", 1933, VI [по материалам дела Главного управления по делам печати об изъятии и уничтожении брошюры "Безумцы и бесплодные жертвы" А. Затертого (бывший матрос), изд. в 1907 и представлявшей собой первый набросок романа "Цусима"]. Отзывы о "Цусиме": Рожков П., "Новый мир", 1932, XII; Свирский А., Сказание о великом позоре, "Литературная газета", 1932, № 39, 29 авг.; Бойчевский В., "Земля советская", 1932, X; Судачков А., Трагическая авантюра царизма, "Художественная литература", 1933, I; Лейтес А., "Прожектор", [М.], 1933, № 3—4; Березов П., Правда о войне, "Книга и пролетарская революция", 1933, I; Его же, Правда о "Цусиме", "Рост", 1933, V; Варшавский С., Цусима, "Залп", 1933, VI; Его же, О "Цусиме" А. С. Новикова-Прибоя, "Звезда", 1933, VI; Заславский Д., Современная история, "Литературный критик", 1933, I; Перцов В., Россия, которую били, "Знамя", 1933, VIII, и мн. др.


III. Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи, ГИХЛ, М., 1931 (подробная библиография сост. А. Ревякиным).


С. Гинзбург.


{Лит. энц.}






Новиков-Прибой, Алексей Силыч


(Новиков). Род. 1877, ум. 1944. Писатель. Автор исторической эпопеи "Цусима" (1932—35), повестей, рассказов. Лауреат Государственной премии СССР (1941).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008