НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, мужской монастырь, - осн. в 1656 патриархом Никоном ок. Москвы (совр. г. Истра, Моск. обл.) как подмоск. резиденция патриарха. Воскресенский собор монастыря (1656-85), скопированный с храма того же назв. в Иерусалиме, "скит" Никона (1658), каменная ограда с башнями (1690-94), надвратная церковь (1694-97) и др. здания Н. м., роскошно отделанные майоликой и лепными украшениями,- замечательный архит. ансамбль 17-18 вв. В его создании разновременно участвовали: П. И. Заборский, Я. Г. Бухвостов, В. В. Растрелли, M. P. Казаков, К. И. Бланк и др. мастера и архитекторы. В 17 в. в Н. м. существовала крупная б-ка, составленная Никоном из рукописей, взятых из др. монастырей. К сер. 18 в. Н. м. становится крупным феод. х-вом, до секуляризации 1763 ему принадлежали 13 тыс. крепостных крестьян. Монастырь закрыт в 1918. В 1920 в зданиях Н. м. открылся Художеств. ист. и краеведч. музей, с 1935 - Моск. обл. краеведч. музей. В 1941 нем.-фаш. захватчики разграбили коллекции музея, взорвали и сожгли архит. памятники Н. м. Музей вновь открыт с мая 1959. Лит.: Леонид, архимандрит. Историч. описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря, М., 1876; Некрасов А. И., Архитектура Истры и ее значение в общем развитии рус. зодчества, в кн.: "Ежегодник музея архитектуры", т. 1, М., 1937. В. И. Сергеев. Москва.
НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Восстание стрельцов, 1698). Подмосковный монастырь (ныне город Истра Московской области), в районе которого 17 июня 1698 г. произошло столкновение царских войск под командованиемвоеводы A.C. Шейна и генерала П.И. Гордона (4 тыс. чел.) с мятежными стрельцами (2,2 тыс. чел.). Стрельцы шли на Москву с польской границы, чтобы расправиться с боярами и иноземцами, которых обвиняли в своих бедах. Конечной целью их похода было возведение на престол Софьи или, в случае ее отказа, князя В.В. Голицына. Встреча мятежников с регулярным царским войском произошла близ Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря, при переправе через реку Истру. Стрельцы, не желавшие сражаться из-за своей малочисленности, решили тянуть время и послали Шейну грамоту, в которой жаловались на свои беды (тяжелые работы, голод, нужду, невыплату жалованья и т. п.). Одновременно они направили своих представителей в Москву, чтобы поднять бунт среди столичного гарнизона. Но тот не поддался на стрелецкие увещевания. В ответ на грамоту стрельцов Шейн велел им выдать зачинщиков и прекратить мятеж, обещая в этом случае прощение. Тогда стрелец В. Зорин зачитал царским посланцам челобитную, в которой звучала критика существующих порядков и прямо обвинялись сподвижники царя (в частности, Ф.Я. Лефорт). Зорин потребовал, чтобы эту челобитную прочли перед царским войском. Видя, что переговоры лишь ужесточают позицию стрельцов, Шейн велел готовиться к бою. Перед боем Шейн еще раз попытался решить дело миром, предложив стрельцам сложить оружие и написать челобитную царю. В противном случае он грозил начать стрельбу. Стрельцы отвечали: «Мы того не боимся, видали мы пушки и не такие!» Первый залп из 25 орудий Шейн велел произвести поверх голов мятежников. Однако столь явный перелет лишь ободрил их. Решив, что у царского войска плохие артиллеристы, стрельцы двинулись в бой. Следующие два залпа по нестройной толпе остановили ее продвижение. Царские войска перешли в контратаку и захватили стрелецкий обоз. Мятежники, не имевшие единого командования и четкого плана действий, сопротивлялись недолго и под натиском регулярных войск бросились спасаться бегством. Стрельцы потеряли 15 чел. убитыми и 37 ранеными. Урон царских войск — 4 раненых (из них один — смертельно). Известие о мятеже застало Петра I в Вене. Царь прервал визит и вернулся в Москву. Там он безжалостно расправилсясо стрельцами. 1182 чел. были казнены, 601 чел. сослан. Следствие по этому делу велось до 1707 г. После расправы над стрельцами Софья была пострижена в монахини, а мятежные соединения расформированы. Ликвидация мятежа 1698 г. положила конец политическим претензиям стрелецкого войска. Отныне оно потеряло свое былое значение, а в начале XVIII в. было окончательно расформировано.