НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Воскресенский)
мужской (ныне в черте города Истра Московской области). Основан в 1656 патриархом Никоном. Упразднен в 1919 (воссоздан в начале 1990-х гг.). Архитектурный ансамбль 17-19 вв. включает: Воскресенский собор (1656-85; в плане повторяет одноименный собор в Иерусалиме), стены и башни (1690-94), Трехсвятительскую церковь (1686-98), скит Никона (1658) и др. Во время Великой Отечественной войны сильно разрушен (1941). Архитектурные памятники восстанавливаются. Часть помещений Н. м. занимает музей.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, мужской монастырь, - осн. в 1656 патриархом Никоном ок. Москвы (совр. г. Истра, Моск. обл.) как подмоск. резиденция патриарха. Воскресенский собор монастыря (1656-85), скопированный с храма того же назв. в Иерусалиме, "скит" Никона (1658), каменная ограда с башнями (1690-94), надвратная церковь (1694-97) и др. здания Н. м., роскошно отделанные майоликой и лепными украшениями,- замечательный архит. ансамбль 17-18 вв. В его создании разновременно участвовали: П. И. Заборский, Я. Г. Бухвостов, В. В. Растрелли, M. P. Казаков, К. И. Бланк и др. мастера и архитекторы. В 17 в. в Н. м. существовала крупная б-ка, составленная Никоном из рукописей, взятых из др. монастырей. К сер. 18 в. Н. м. становится крупным феод. х-вом, до секуляризации 1763 ему принадлежали 13 тыс. крепостных крестьян. Монастырь закрыт в 1918. В 1920 в зданиях Н. м. открылся Художеств. ист. и краеведч. музей, с 1935 - Моск. обл. краеведч. музей. В 1941 нем.-фаш. захватчики разграбили коллекции музея, взорвали и сожгли архит. памятники Н. м. Музей вновь открыт с мая 1959.

Лит.: Леонид, архимандрит. Историч. описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря, М., 1876; Некрасов А. И., Архитектура Истры и ее значение в общем развитии рус. зодчества, в кн.: "Ежегодник музея архитектуры", т. 1, М., 1937.

В. И. Сергеев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Восстание стрельцов, 1698). Подмосковный монастырь (ныне город Истра Московской области), в районе которого 17 июня 1698 г. произошло столкновение царских войск под командованиемвоеводы A.C. Шейна и генерала П.И. Гордона (4 тыс. чел.) с мятежными стрельцами (2,2 тыс. чел.). Стрельцы шли на Москву с польской границы, чтобы расправиться с боярами и иноземцами, которых обвиняли в своих бедах. Конечной целью их похода было возведение на престол Софьи или, в случае ее отказа, князя В.В. Голицына. Встреча мятежников с регулярным царским войском произошла близ Новоиерусалимского (Воскресенского) монастыря, при переправе через реку Истру. Стрельцы, не желавшие сражаться из-за своей малочисленности, решили тянуть время и послали Шейну грамоту, в которой жаловались на свои беды (тяжелые работы, голод, нужду, невыплату жалованья и т. п.). Одновременно они направили своих представителей в Москву, чтобы поднять бунт среди столичного гарнизона. Но тот не поддался на стрелецкие увещевания. В ответ на грамоту стрельцов Шейн велел им выдать зачинщиков и прекратить мятеж, обещая в этом случае прощение. Тогда стрелец В. Зорин зачитал царским посланцам челобитную, в которой звучала критика существующих порядков и прямо обвинялись сподвижники царя (в частности, Ф.Я. Лефорт). Зорин потребовал, чтобы эту челобитную прочли перед царским войском. Видя, что переговоры лишь ужесточают позицию стрельцов, Шейн велел готовиться к бою. Перед боем Шейн еще раз попытался решить дело миром, предложив стрельцам сложить оружие и написать челобитную царю. В противном случае он грозил начать стрельбу. Стрельцы отвечали: «Мы того не боимся, видали мы пушки и не такие!» Первый залп из 25 орудий Шейн велел произвести поверх голов мятежников. Однако столь явный перелет лишь ободрил их. Решив, что у царского войска плохие артиллеристы, стрельцы двинулись в бой. Следующие два залпа по нестройной толпе остановили ее продвижение. Царские войска перешли в контратаку и захватили стрелецкий обоз. Мятежники, не имевшие единого командования и четкого плана действий, сопротивлялись недолго и под натиском регулярных войск бросились спасаться бегством. Стрельцы потеряли 15 чел. убитыми и 37 ранеными. Урон царских войск — 4 раненых (из них один — смертельно). Известие о мятеже застало Петра I в Вене. Царь прервал визит и вернулся в Москву. Там он безжалостно расправилсясо стрельцами. 1182 чел. были казнены, 601 чел. сослан. Следствие по этому делу велось до 1707 г. После расправы над стрельцами Софья была пострижена в монахини, а мятежные соединения расформированы. Ликвидация мятежа 1698 г. положила конец политическим претензиям стрелецкого войска. Отныне оно потеряло свое былое значение, а в начале XVIII в. было окончательно расформировано.

Источник: Самые знаменитые войны и битвы России. 2002

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.72 мб

Керамическая надпись из ротонды Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

Баранова Светлана Измайловна
Исследуется фрагмент керамической надписи из ротонды Воскресенского собора.
Читать PDF
766.98 кб

Влияние секуляризационной реформы 1764 г. На положение Новоиерусалимского монастыря

Трошкина Н.Г.
В статье отмечено, что в ходе секуляризационной реформы 1764 г. обширные монастырские имения были переданы в собственность государства с подчинением Коллегии экономии.
Читать PDF
280.91 кб

Свет Нового Иерусалима: воскресенский Новоиерусалимский монастырь в творчестве русских писателей, ху

Бондарева Ольга Николаевна