НУРЫМОВ Чары

Найдено 1 определение
НУРЫМОВ Чары
(р. 23 IV 1940, с. Тазе гуйч Байрамалийского р-на Турки. ССР)
Ч. Нурымов принадлежит к талантливому поколению туркменских композиторов, влившемуся в художественную жизнь республики в начале 60-х гг. и обозначившему впечатляющий взлет национальной композиторской школы.
Родился Нурымов в маленьком туркменском ауле. Вместе со старшим братом Дурды (также ставшим известным в республике композитором) Чары с большим интересом учился в байрамалийской школе-интернате у замечательного педагога- пианистки О. Кривченко. Затем поступил в республиканское музыкальное училище, а потом - в Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, где его учителем по композиции стал известный воспитатель многих композиторских кадров Г. Литинский.
Уже первое значительное произведение Нурымова, созданное в стенах института, Симфония, стало фактически первым для Туркмении образцом этого жанра и определило главное направление творческого поиска композитора: претворение традиций национального музыкального мышления в сложных жанрах современной инструментальной музыки. Диапазон творчества композитора широк, однако преобладают сочинения для оркестра: 3 симфонии (1964, 1984, 1989); симфоническая поэма «Пламя Октября» (1977); увертюры; а также инструментальные концерты - для трубы (1969), чрезвычайно популярный у современных исполнителей Концерт для фортепиано с оркестром (1973), Концерт-поэма для голоса с оркестром (1971). В жанре концерта для оркестра написаны получившие широкую известность «Текинские фрески» (1970). Затейливая импульсивная ритмика этого пятичастного инструментального полотна основана на принципах виртуозного народного исполнительства и на приемах современной композиторской техники. Особую популярность завоевал Дестан-концерт Э 1 для флейты, гобоя, струнных, фортепиано и ударных (1983), который своеобразно объединяет стилевые признаки европейского concerto grosso и композиции в характере традиционного среднеазиатского макомного жанра. По мысли автора, в этом сочинении раскрываются все этапы человеческого бытия: «рождение, юность с ее страстями и страданиями, мудрая зрелость, восхождение на вершины духа и горькое одиночество старости». Исполняемый во многих городах и странах этот концерт был рекомендован Международным симпозиумом в МНР для пропаганды радио- и телевизионными корпорациями стран Азии, входящих в ЮНЕСКО. Работа в этом новом интересном жанре была продолжена Дестан-концертом Э 2 для струнного оркестра.
Среди инструментальных произведений Нурымова выделяются также «Газели» для гобоя, струнного оркестра, фортепиано и ударных (1975), поэтически воссоздающие в современной музыке дух старинного жанра восточной поэзии.
Плодотворна работа композитора также в области камерно-инструментальной музыки. Один из его трех струнных квартетов (Второй) посвящен памяти Индиры Ганди (1985). Все квартеты Нурымова исполнялись во многих странах мира - в Италии, Греции, Сирии, Индии. В нюне 1989 г. в Финляндии состоялась премьера нового сочинения «Энигма» для камерного состава.
Еще одна значительная часть творчества композитора - 3 балета. «Гибель Суховея» (1967) стал первым туркменским балетом на современную тему. Балет «Бессмертие» (1972) посвящен подвигам героев Великой Отечественной войны, «Кугитангская трагедия» (1976) повествует о любви, подавляемой силами религиозного фанатизма.
Перу композитора принадлежат также песни, очень популярные в республике, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям, сочинения для оркестра народных инструментов. Еще одно важное направление работы Ч. Нурымова - музыкальная педагогика. Он преподает композицию и инструментовку в Туркменском педагогическом институте искусств.
Музыка Нурымова привлекает все большее внимание не только советских, но и зарубежных слушателей. Об этом свидетельствует успех его сочинений, в частности, на советско-американском фестивале в США (1988), в программу которого были включены «Текинские фрески, Газели», Квартет «Памяти Индиры Ганди». «Газели», по словам рецензентов, «прозвучавшие очень оригинально, ни на что не похоже», предстали как «попытка синтеза среднеазиатских и западных стилей, давшая необычный, эффектный и художественно убедительный результат». Исполнение произведений Нурымова стало «одним из самых ярких событий всей концертной программы» в Бостоне. /Е. Орлова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.